Во вторник, 1 февраля, вышла коллекция ремастеров Life is Strange — в неё входят Life is Strange и Life is Strange: Before the Storm с бонусным эпизодом Farewell («Прощание»). В начале этого года Лена Николаева прошла True Colors и, кстати, рассказала о впечатлениях в нашем дайджесте от редакции. И Лена не собирается останавливаться. Но прежде чем наконец замарафонить в отпуске ремастеры, она решила разобраться: почему Life is Strange так отлично заходит людям, которые за видеоигры практически не садятся.
Эпизод 1. Начало
Моя история с Life is Strange началась в 2015-м, когда её проходила моя хорошая подруга Катя. Мы обе совсем не были фанатками видеоигр. Я слушала её долгие рассказы о том, как развивается сюжет, насколько сложно было делать выбор в очередном эпизоде. Поиграть я так и не решилась, но часами смотрела летсплеи. Самая крутая часть всего этого: можно было смотреть видео разных стримеров — ведь каждый делал разный выбор и менял ход сюжета, так что скучно не становилось.
Life is Strange — это эпизодическая игра с элементами приключения в жанре интерактивного кино. Она разделена на пять глав. В центре сюжета восемнадцатилетняя Макс Колфилд, которая открывает в себе способность перематывать время и менять ход событий. Героиня возвращается в свой родной город Аркадия Бэй, восстанавливает общение со старой подругой Хлоей — вместе они начинают расследовать странное исчезновение ученицы Рейчел Эмбер.
Вероятно, во многом именно формат интерактивного кино позволяет людям, ни разу в жизни не запускавшим видеоигры, включиться в сюжет. По сути, тебе нужно просто бродить, общаться с людьми вокруг и периодически принимать решения разной сложности. Всё это похоже на просмотр спокойного подросткового сериала. У Life is Strange нет уровня сложности: тебе не нужно проходить тренировку, нарабатывать скилл — включай и играй.
Я решила, что самый лучший способ узнать, чем же так привлекательна игра — это не строить догадки, а написать человеку, который мне про неё рассказал впервые. Итак, предоставляю слово Кате:
«Меня, как фаната кино, игра в первую очередь покорила сюжетной составляющей и посылом. В далёком 2015-м я, воодушевленная историей Макс и Хлои, искала, с кем бы её обсудить. И я была очень удивлена, когда от многих парней-геймеров услышала, что это не игра, а киномыло «для девочек». Ведь в игре должны быть квесты, миссии, финальный босс, а тут школьницы и их переживания.
На мой взгляд, в этой игре можно найти гораздо больше. Те, кто видит лишь вершину айсберга, просто не смогли прочувствовать, насколько сильную и глубокую историю создали авторы. Историю о том, какие последствия могут иметь на первый взгляд незначительные действия. Историю о чувствах, о выборе, о дружбе и любви, ненависти и зависти — ведь всё это свойственно не только школьницам».
Эпизод 2. Ностальгия по тому, чего с тобой не происходило
Life is Strange не только дружелюбна к тем, кого пугают быстрый сюжет и сложные механики. Кроме простоты прохождения, она довольно сильно играет на наших эмоциях. В прошлом году я решила написать материал о том, почему взрослые читают подростковые книги. Собрав кучу комментариев и историй, я выяснила, что для многих — это возможность через простую историю испытать действительно яркие и порой очень наивные эмоции.
Да, взрослая жизнь несёт много преимуществ, но дико приятно на пару часов переключиться на обычную подростковую драму (да ещё с отличным заходом с перемещениями во времени). Мои слова подтвердил Андрей Чернобережский, маркетолог в KeenTools. В последние годы он не так часто погружается в видеоигры, но с трепетом вспоминает прохождение Life is Strange и Before the Storm:
«Можно говорить про гениальный визуал, неплохой сюжет, классных персонажей и ошеломительную работу с музыкой. Но это не так важно на фоне того, что игра на самом деле дарит. А это ностальгия по тому прекрасному лету в юности, которого у тебя на самом деле не было. Life is Strange волшебным образом играет с тобой на этом чувстве: когда ты в восьмом-девятом классе, рядом лучшие друзья, а ты испытываешь первую влюблённость. Когда впервые узнаёшь, что такое смерть, расставание, настоящая грусть.
Для меня Life is Strange стала настолько важной игрой, потому что она смогла поговорить со мной на этом языке и дать те чувства, которых, как я думал, во мне никогда не было. И таких игр на самом деле мало. Единственное, что приходит в голову — это Firewatch».
Эпизод 3. Персонажи, в которых ты видишь себя
В нашем январском дайджесте я писала, что в True Colors дико забавная главная героиня. Её ироничные шуточки сильно напоминали мне те, что я слышу в общении со своими подругами. Её интересы схожи с моими. Неудивительно, что я засыпала каждый день, думая, как завтра сяду и возьмусь за очередной эпизод: ведь Алекс — это девчонка, которая с лёгкостью могла бы стать моей знакомой. Я переживаю, что у неё случится дальше! Эту мысль подтвердила и развила моя подруга Алла, которая занимается фидбеком в проекте «Гусьгусь»:
«До Life is Strange я практически не играла в видеоигры. Во многом из-за того, что в них было мало хорошо прописанных отношений между персонажами. Эта игра отлично сочетала в себе магические штуки (вроде перемещений во времени) и классно прописанных героев. А ещё в центре сюжета были девушки. Поэтому я могла очень хорошо соотносить их опыт со своим. Всё совпало: отличные женские персонажи, школьная тематика и, что мне особенно понравилось, простое управление. При этом ты видела значок, что твои действия имеют последствия — это сразу вызывало классные эмоции».
В Life is Strange отлично написаны диалоги: за первый час игры ты уже проникаешься опытом героев и переживаешь за них. От этого процесс выбора часто кажется невероятно важным — ведь ты не хочешь подвести персонажей.
Эпизод 4. Игра как повод обсудить непростые вопросы
Продумывая основные идеи для этого материала, я быстро сформулировала основные пункты: простое управление, хороший сюжет, яркие герои. А люди, которые давали мне комментарии, будто бы зная заранее этот план, всё подтверждали. Но после прохождения True Colors я долго не могла понять, чего же не хватает в списке. Ощущение недосказанности дико раздражало, так что я достала блокнот и начала выписывать всё, что мне понравилось в процессе — да, я решила почувствовать себя героиней Life is Strange и попробовать хотя бы на день вести дневник. И, ура — это помогло!
Я проходила игру вместе с партнёром. Мы часто совпадали, когда дело касалось принятия решений. Но не всегда. Порой несовпадение в выборе становилось катализатором крутых обсуждений о том, что гуманно и правильно, а что — нет. Нужно ли забирать у человека отрицательные эмоции (главная героиня True Colors обладает способностью эмпатии — она видит ауру других людей: чётко понимает их переживания и даже может их забирать) или стоит дать ему их пережить?
Так, обычное прохождение игры позволило лучше разобраться в том, как близкий человек видит этот мир. В своей голове я уже представляю, что для марафона ремастеров позову в гости пару друзей, и мы по очереди будем вести эту историю. А в процессе обсуждать большие и важные вопросы.
Эпизод 5. Сентиментальный финал
Кажется, за этот текст было сказано уже очень много хвалебных слов, а повторяться не хочется. Для меня Life is Strange стала игрой, которая помогла справиться со страхом видеоигр. Она ясно дала понять: прохождение не должно быть сложным. Оно должно быть увлекательным.
После True Colors я за несколько вечеров прошла Lake, а сейчас добиваю Night in the Woods, диалоги в которой заставляют меня сидеть с открытым ртом. Возможно, я дорасту до интерактивных хорроров, а потом внезапно открою любовь к совершенно другим жанрам и форматам. Главное — начало положено. И за это большое спасибо Life is Strange.