В субботу, 2 июля, стало известно, что на 102 году жизни умер мультипликатор Леонид Шварцман. Он работал в студии «Союзмультфильм» больше 50 лет. За это время он принял участие в создании легендарных героев из «Чебурашки», «Варежки», «Снежной королевы» и других. Вспоминаем наши любимые мультфильмы мультипликатора.
«Чебурашка»
Во многом именно благодаря Шварцману герои Эдуарда Успенского стали настолько узнаваемыми среди детей и взрослых. Вместе с Юрием Норштейном он постепенно менял образ зверька: например, у него всё больше росли уши, но исчезали небольшие ножки (остались только ступни) и хвостик — всё из-за того, что куклу было просто-напросто неудобно двигать.
Но главная находка Шварцмана здесь — это глаза Чебурашки. Их он сделал чёрными, так что зверёк всегда выглядит немного удивлённо. Не менее важной героиней «Чебурашки» была и старуха Шапокляк. Шварцман всем рассказывал, что пучок волос, модная шляпка и большая часть внешности были взяты от его тёщи.
«Варежка»
Шварцман умел делать уютных и милых героев — вспомнить ту же «Варежку». Трогательная история о девочке, которая мечтает завести собаку, но строгая мама не разрешает этого сделать. Но однажды в весёлого и сообразительного щенка превращается... её красная варежка! Шварцман очень любил вкладывать в мульт-образы реальных героев: например, маму девочки он срисовал со знакомой художницы Тамары Полетика.
«38 попугаев»
Если бы мы выбирали героев, которых смогли бы цитировать до конца дней, то это были бы великолепные мартышка, слонёнок, попугай и удав. «У меня есть мысль, и я её думаю». «А в попугаях-то я гораздо длиннее». «Какая хорошая мысль! А можно, я её тоже немножко подумаю?»
Мифов и баек вокруг этого мультфильма было не меньше потрясающих цитат оттуда! Например, есть теория (и Шварцман не сильно её отрицал), что образ попугая был срисован с Владимира Ленина.
«Снежная королева»
Пожалуй, мировая слава пришла к Шварцману после «Снежной королевы». Всех героев он разрабатывал сам по описаниям из книги Ганса Кристиана Андерсона. И получилось действительно впечатляюще. Тысячи людей всё ещё отлично помнят холодный, строгий и пугающий взгляд Снежной королевы.
Кстати, мультфильм снимали методом «эклер» (такое название упоминал сам Шварцман): сперва эпизод играли реальные актёры, а уже потом мультипликаторы по кадрам переносили это на бумагу.
«Обезьянки...»
Эти зверята аж двадцать лет были на экранах. Они успели нашкодить в детском саду, зоопарке, а один раз даже встретились с грабителями! Здесь Шварцман работал не только как художник-постановщик, но и как режиссёр.
А если хотите больше узнать о советской анимации, читайте наши тексты о её скрытых смыслах.