С 14 февраля на больших экранах можно увидеть «Лёд 3» Юрия Хмельницкого — продолжение некогда выстрелившей кинофраншизы о любви и преодолении утраты. Новая часть трилогии рассказывает о дочери Нади Лапшиной и Саши Горина, главных героев прошлых фильмов, и колоссально повторяет уже знакомый сюжет. Рассказываем, какой получилась лента и стоит ли тратить на неё время.
За несколько частей «Лёд» сменил аж три постановщика. Однако если Олег Трофим («Майор Гром: Чумной Доктор») передал режиссёрское кресло не менее профессиональному Жоре Крыжовникову («Слово пацана»), то последний «доверил» дело дебютанту Юрию Хмельницкому, который в 2020-м выпустил короткий метр «Роман» с Алексеем Аграновичем и Александрой Ребенок. Собственно, у Хмельницкого появился судьбоносный шанс — стартануть громко. При этом в рукаве постановщика прятался туз — почти что новая сюжетная линия, которую можно развернуть в любую сторону. Главный вопрос: воспользовался ли этим автор?
Первая часть франшизы, вышедшая в 2017 году, рассказывала о становлении фигуристки Нади Лапшиной (Аглая Тарасова). Кто не помнит — фигуристки довольно-таки несчастной, оставшейся сиротой в раннем возрасте и получившей серьёзную травму в зрелом. Но, как и многих, героиню спасла любовь. В её случае — хоккеист Саша Горин (Александр Петров), который поставил на ноги девчонку в инвалидной коляске. Во второй части героиня резко умерла во время родов. Однако у Саши появилась дочь Надя, которую он всячески оберегал от фигурного катания, боясь потерять ещё одного близкого человека. Конечно же, девчонка не смогла пойти против природы.
В продолжение повествования Хмельницкий помещает уже взрослую Надю (Анна Савранская) — красавицу-чемпионку, которая в память о матери претендует на Кубок льда. И тут перед нами разворачивается стопроцентный апдейт первой части, повторяющий большую часть сюжетики. Надя-младшая тоже одержима коньками. Как и мать, она получает травму и влюбляется в хоккеиста. И поёт. А это, простите, главное разочарование.
Хмельницкий сохраняет мюзикл. Возможно, в дебютной части жанр действительно выглядел свежо и уместно. Однако во второй замысел опошлился, превратившись в двухчасовое выступление Саши Петрова. «Лёд 3» начинается стандартным музыкальным сопровождением, под которое мы видим взросление маленькой Нади. Но спустя парочку эпизодов всё возвращается на круги своя. В отличие от Крыжовникова, Хмельницкий обыгрывает элементы мюзикла бытовыми ситуациями, добавляющими реалистичность. Условно герои Саши Петрова и Марии Ароновой напиваются в хлам и начинают исполнять цирковые номера. Но пьяные песни под окнами — шаблонная история, от которой уже дёргается глаз. Далее ленту захлёстывает утрированность происходящего лишь с несколькими интересными сценами, одна из них — стихотворный диалог отца и дочери на кухне, некий рэп-баттл строчек «Любви» Дельфина. На этом будто бы всё.
Чтобы совсем уж не отличаться от первых версий, постановщик добавляет в повествование нового героя — надежду российского хоккея Сергея Орлова (Степан Белозёров), которого вот-вот заберут в НХЛ. Естественно, герой — полная копия Саши Горина в молодости. Амбициозному парню палец в рот не клади — в ответ он подберёт не только едкую реплику, но и хороший удар. Персонаж борется за сердце Нади и помогает ей с подготовкой к соревнованиям. А параллельно переходит по контракту из московской команды в иркутскую — кстати, из-за поведения. Функционально Серёжа занимает место героя Петрова, который помогал матери Нади с тренировками. Кстати, по ощущениям Степан Белозёров станет настоящим кинооткрытием. Недавно актёр блеснул в фильме Юрия Мороза «Лунатики», исполнив главную роль. А ещё в драме «Детка» вместе с Машей Мацель.
Хмельницкий спекулирует здоровьем персонажей, сохраняя традицию франшизы. Надя перенесла травму ноги, теперь у неё артроз, из-за которого она то и дело хромает. Отец запрещает тренироваться, но героиня, как и полагается, идёт наперекор. Однако появляется ещё один сюжетный твист — прячущая симптомы онкологии тренер Ирина Сергеевна Шаталина, которая не хочет отправляться на госпитализацию из-за соревнований Нади. Но девушка упёртая — она радикально отказывается от услуг Шаталиной, начиная самостоятельную подготовку, что рискованно.
На протяжении трёх частей авторы вкладывали сценарные силы в развитие персонажа Александра Петрова. Так, в фильме Крыжовникова из взбалмошного хоккеиста герой превращается в заботливого отца, бросившего спорт и таксующего по снежному Иркутску. В интерпретации Хмельницкого персонаж поднимается ещё на одну степень — становится тренером. При этом Саша всё ещё придерживается статуса гиперопекающего родителя, который не упускает дочь из виду, приносит на каждое фигурное выступление плюшевого медвежонка в качестве талисмана и отворачивается во время прыжков Нади на льду. А мы отворачиваемся вместе с ним, потому что это единственное, что вызывает зрительское участие в фильме.
Забавно и отчасти грустно, что из романтических отношений Нади и Серёжи сделали дурацкую игру «любишь-не любишь», которая однозначно высосана из пальца. По сюжету Орлову нужно выбрать: остаться в Иркутске и любить Надю или улететь в Монреаль, попав в НХЛ. По сути, угробить карьеру или воспользоваться шансом на счастливое будущее. Конечно же, выбор героя понятен уже с первых совместных сцен Нади и Серёжи, потому что «Лёд 3» создан для того, чтобы на фразе «я тебя люблю» открывать шампанское и воспринимать любовь как самопожертвование.
Несомненный «плюс» третьей части «Льда» — второстепенные герои. Звезда «Кухни» Сергей Лавыгин продолжает исполнять роль Сергея Ивановича, который подкупает зрителя своей харизмой и абсурдностью. Также в кадре появляется Евгений Сангаджиев (Happy End), некогда мелькнувший в короткометражке Хмельницкого. Актёр и по совместительству режиссёр великолепно отыгрывает комичного врача. Уважаемые режиссёры, снимайте Сангаджиева как можно больше!
Стоит отметить и визуальную составляющую. Юрий Хмельницкий вовсе не заурядный режиссёр. В третьей части франшизы можно обнаружить интересные постановочные решения. К примеру, картина начинается съёмкой маленькой Нади со спины, что добавляет кадру свежести. Понятно, что приём мог быть использован по причине несостыковки графиков сыгравшей во второй части Виталии Корниенко и съёмок продолжения. Но это уже не столь важно. Особенно, когда на экране появляется танец в двух плоскостях, где Надя и Серёжа, находясь в разных помещениях, одновременно двигаются в такт с невесомостью. Как и предыдущие части ленты, новая не обходится без обилия спецэффектов, среди которых полёт влюблённых над снежным Байкалом, выглядящий как привет из десятых годов и однозначно проигрывающий другим визуальным решениям. И так построен весь проект — по кривым.
«Лёд 3» — одноразовая мелодрама, созданная на скелете дебютной части. Это наивное кино о первой любви, которое, если хочется, можно посмотреть только ради Белозёрова и Сангаджиева. А можно и вовсе пропустить. Но, честно признаться, девочки в кинозале плакали. Может, это что-то да значит.