«Прошлой ночью в Сохо» от Эдгара Райта: девушка, продающая надежды

Тимур Алиев

В прокате «Прошлой ночью в «Сохо» — безумно красивая и гипнотическая история о мести и любви в Лондоне 60-х от режиссёра, подарившего нам культовое кино 2010-х «Скотт Пилигрим против всех». Разбирает свежее кинополотно британца Эдгара Райта кинокритик Тимур Алиев.

Элоиза (юная Томасин МакКензи, получившая известность благодаря роли в драме «Не оставляй следов» Дебры Граник) — студентка, приехавшая в столицу Великобритании из провинции. Её мечта — стать по-настоящему известным дизайнером одежды. Девушка поступает в соответствующий факультет и заселяется в общежитие.

«Город — это злая сила. Сильные приезжают, становятся слабыми», — говорил когда-то один немец в хорошем русском кино. Кажется, во вселенной Эдгара Райта происходит именно это: Элоиза не очень-то ладит с однокурсниками, толком не заводит друзей. Провинциальное очарование большим городом с массой возможностей растворяется как дым, когда соседка Элоизы по комнате среди ночи приводит молодого человека и занимается с ним сексом, не переживая, что об этом подумает кто бы то ни было.

Будучи не способной мириться с удушающими её творческий потенциал условиями среды, главная героиня съезжает из общаги и поселяется в небольшой комнате у старушки мисс Коллинз (Дайана Ригг — Оленна Тирелл из «Игры престолов»). По соседству район Сохо — вероятно, главный центр развлечений и тусовок лондонского Вест-энда. Засыпая под музыку 60-х, звучащую из проигрывателя, Элоиза мистическим образом оказывается во вселенной Свингующего Лондона. Девушка наблюдает за судьбой певицы Сэнди (Аня Тейлор-Джой — Бет Хармон в «Ходе королевы»), которая хочет завоевать музыкальный Олимп при поддержке менеджера Джека (Мэтт Смит, обаятельный Одиннадцатый «Доктор Кто»).

Кадр: «Прошлой ночью в Сохо» / Universal Pictures

«Прошлой ночью в Сохо» — кино, которое мало похоже на предыдущее творчество Эдгара Райта. И это важный пункт для тех зрителей, кто соберется на этот фильм в кино. Чуть фриковатый британский синефил Райт — большой поклонник самого разного кинематографа. Он практически ежегодно вывешивает списки любимой музыки и фильмов, превращаясь в фигуру, сравнимую с Квентином Тарантино, Жан-Люком Годаром или Педру Коштой. Неудивительно, что, обладая подобным бэкграундом, режиссёр в своих работах цитирует классику кино, в том числе неосознанно. Хотя в случае с «Прошлой ночью» многие детали кажутся крайне продуманными. Взять хотя бы имя главной героини (оно же план её жизни, выложенный буквами на двери спальни): Элоиза — сингл британского поп-артиста Барри Райана, выпущенный в 1968-м (звучит в одной из сцен), Элли — явная отсылка к героине, оказавшейся в Стране Оз, а Эль — ведущий глянец о моде и красоте.

Жизнь главной героини — череда сменяющихся образов, каждый из которых контекстуально привязывается к ней на протяжении всей истории. А образы, в свою очередь, навеяны окружающей средой, балансирующей на грани реальности и фантазии. С течением времени ни Элоиза, ни зритель (но в первую очередь, конечно, главная героиня) не может разобраться, что есть настоящее, а что является лишь тенью воспоминания. В ходе ночных странствий по закоулкам Лондона 60-х Элли, кажется, постепенно теряет связь со здравым смыслом, и эту трансформацию (каждый из её этапов) отчётливо демонстрирует Эдгар Райт — через свет, цвет, музыку, объективы камер, игриво меняющие ракурсы и дальность. Различные мелочи и детали, как и в других фильмах Райта, играют важную роль для понимания происходящего.

Не обходится и без явных отсылок на мэтров прошлого — что объяснимо, учитывая, что режиссёр играется и с жанрами (казалось бы, история взросления превращается сначала в мрачный детектив, а позже и в ретро-ужастик), и со временем, и со стилистикой, меняющейся на лету. Временами кажется, будто смотришь «Ла-Ла Ленд», который снял в конце 70-х Дарио Ардженто (вместо великой «Суспирии», хотя и её мотивы здесь можно уловить при желании). На стадии фильма ужасов «Прошлой ночью в Сохо» без стеснения напоминает об «Отвращении» Романа Полански (чего стоит сцена с призрачными мужчинами, летящими к главной героине и тянущими к ней свои мерзкие ручонки). Цветастый Лондон 60-х будто списан с франшизы про Остина Пауэрса — возможно, главной комедийной истории, события которой воспевают Свингующий Лондон, помимо всего прочего.

Особого внимания заслуживает музыка, сопровождающая большую часть действия. Музыкальные композиции, что звучат на заднем плане — сочетание феерии и экспрессии, переливающейся через край. Все они в той или иной мере транслируют атмосферу безудержного оптимизма и революции (прежде всего, культурной), дух которой продолжал жить на улицах Лондона с конца 50-х. Обе актрисы, занимающие основное экранное время (МакКензи и Тейлор-Джой), удивительно органично вписываются в предложенные обстоятельства. Правда, с течением времени оказывается, что им обеим крайне дискомфортно в тех рамках, в которые их загоняет классический патриархальный социум.

На первый взгляд многим покажется, что Эдгар Райт сделал фильм, в некоторой степени паразитирующий на современных веяниях моды и этики. Да, это несомненно мужской взгляд на «обычный» путь, который проходит скромная, обаятельная дама, мечтающая о большой славе в профессии, карьеру в которой определяет «белое гетеросексуальное мужское большинство». Однако Райт вряд ли творил, оглядываясь на режиссёрский дебют Эмиральды Феннел «Девушка, подающая надежды», несмотря на некоторые схожие параллели в сюжете. Более того, никто из хамоватых представителей мужского пола, использующих свои привилегии в истории с Сэнди, не выглядит у британского режиссёра обелённым и «хорошим».

Эдгар Райт на съёмках фильма. Фото: Universal Pictures

«Прошлой ночью в Сохо», напротив, выносит сор из «избы мужского неодобрения», представляя на зрительский суд историю перманентного давления патриархальной системы и вселенской, замалчиваемой сегодня несправедливости, торжествующей во времена Старого Голливуда (да, помимо прочего, это ещё и кино про кино). Перед нами яркий (как визуально, так и содержательно) режиссёрский эксперимент Эдгара Райта, заслуживающий самого пристального внимания максимально широкой аудитории. Даже если после прочтения термина «Свингующий Лондон» вы неодобрительно кивнули, а полезли читать в Википедию, что это такое, «Прошлой ночью в Сохо» сможет вас приятно удивить.

Кинокритик по зову души, магистр психологии по диплому. Любимое кино — из Румынии и Ирана. Любимый графический роман — «Песочный человек» Нила Геймана.

Понятно