В 2024 году Золотую пальмовую ветвь 77-го Каннского кинофестиваля забрал фильм о девушке, тщетно сражающейся за счастливый билет, — «Анора» Шона Бейкера. Победа означала всеобщую славу для всех участников проекта — в том числе российских актёров Марка Эйдельштейна и Юры Борисова. Последний, возможно, даже поборется за «Оскар». Разбираемся, кто такой Юра Борисов и почему его на что-то номинируют в Америке.
Откуда берутся таланты
Борисов родился в подмосковном Реутове. Среднестатистическая семья не жила искусством: мама — риэлтор, а отец — бывший учитель физкультуры и труда, по совместительству сантехник. В театральный кружок будущий актёр записался по хитрости — очень уж хотелось прогуливать занятия, не получая за это нагоняй. По иронии судьбы шалость стала призванием.
Юра воспринимал актёрство клоунадой: бегаешь, валяешь дурака и хохочешь. Дисциплиной он не отличался, так как многое казалось в профессии непонятным. Собственно, с театром и не сложилось: он прослужил год в «Сатириконе», после отправившись в свободное плавание. Сейчас в фильмографии Борисова более 70 проектов, хотя ему всего 32 года. Артист успел сыграть и бандита, и романтика, и даже капитана, который всё время куда-то бежит. Узнаваемость ему принесла роль в криминальном «Быке» Юрия Быкова.
Собственно, с того времени сформировался и типаж — грозного лысого, который виртуозно сочетает преступность с романтикой. Однако Юре удалось не застрять в нём, подходя к выбору ролей тщательно, с критериями. Раньше ему предлагали исключительно криминальных элементов, позднее — программистов и героев научной фантастики. Не секрет, как актёр готовится к ролям. Для «Купе номер 6» он хотел удалить один зуб, чтобы плевать через щель, создав образ типичного русского парня. А после и вовсе раздумывал снести оба ряда, чтобы легко менять зубы для ролей. Спасибо, что обошлось.
Борисов всегда производил впечатление человека-солнышка — скромного актёра, избегающего светской шумихи в пользу семьи. Некоторое время он не появлялся на премьерах и не давал интервью. Но всё изменилось после «Аноры». Теперь Юра не вылезает из-под прицела зарубежных камер, тренируя свой инглиш. Так что «My name is Yura Borisov. I’m from Russia» уже заучено до дыр.
Моя многонаградная Америка
После победы в Каннах российские актёры «Аноры» стали инфоповодом — причём как за рубежом, так и в России. Мы гордимся Юрой и Марком, считая приз в том числе нашей победой, ибо кто из отечественных актёров получал номинации на крупные международные премии, пусть даже в более мирное время? Пока Эйдельштейна то и дело сравнивают с Тимоти Шаламе, Борисов не вылезает с церемоний. А чествовать его хотят за роль второго плана.
Его персонаж Игорь — русский бандит в Америке, парень с Брайтон-бич, владеющий английским на уровне школьника начальных классов. Вместе с другими он отправляется прессовать мажора Ивана (Марк Эйдельштейн), который в порыве угара женился на секс-работнице (Майки Мэдисон) в Лас-Вегасе. Герой проникается девушкой, которая поверила, что наконец смогла выиграть счастливый билет и обрести любовь.
У Юры нет высокопарных реплик и глубоко эмоциональных сцен. При этом в его образе сквозит честность. Борисов всегда играет глазами. В «Сто лет тому вперёд» ему было достаточно смотреть сквозь камеру, не издавая ни звука, собирая образ злодея, способного уничтожать силой мысли. То же подтвердил и Шон Бейкер: по его мнению, актёру нужно было лишь взглянуть на Майки Мэдисон, чтобы получилась магия.
Любовная линия работницы сексуальных услуг и русского мажора — первый, но не самый важный слой «Аноры». Бейкеру интересно исследование менталитетов — в том числе в кругу троицы решал, отправившихся на поиски героя Марка. Он обращает второстепенных персонажей из функциональных фигур в полноценные личности, за которыми наблюдать куда интереснее, чем за главными. К концу ленты Игорь становится чуть ли не важнее Марка и Майки. Он намного глубже их в плане проработки образа. Сделано это не за счёт флешбэков о тяжёлом детстве и попытке воплотить американскую мечту, а за счёт человечности здесь и сейчас. Именно поэтому киноакадемию так заинтересовал Юра. Его герой вызывает катарсис.
9 декабря 2024-го Борисов получил премию ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, которую разделил с Кираном Калкиным, сыгравшим в «Настоящей боли». После актёра номинировали и на «Золотой глобус» в категории «Лучшая роль второго плана в драматическом фильме». Тут Юра снова вступил в схватку с выросшим хулиганом франшизы «Один дома» и уступил. После чего радостно выдохнул, породив новые мемы. Помимо Лос-Анджелеса, актёр отхватил премию кинокритиков ещё в Северной Дакоте, Остине, Сан-Франциско и Торонто, а также был номинирован на BAFTA. Дальше — «Оскар». И это не шутка.
23 января американская киноакадемия объявит номинантов на конкурс 2025 года. Издание Variety уже обновило редакционный список потенциальных претендентов. Возможно, Юре придётся побороться за награду с Дензелом Вашингтоном («Гладиатор 2»), Гаем Пирсом («Бруталист») и Стэнли Туччи («Конклав»).
Номинация Борисова на «Оскар» вполне реальна, так как участие в «Выборе критиков», где голосуют почти 700 американцев, должно сработать благоприятно — так показывает опыт. Однако в гонке за статуэтку актёра легко обогнать, ведь у других претендентов уже есть имя и вес — кинокритики знают их размах. А нашего они только исследуют. Но даже попытка — уже победа.
Краш этого мира
Если раньше Борисовым восхищалась большая часть фанатов российского кино, то теперь его обожают и на англоязычных просторах. Наибольшей популярностью артист пользуется в соцсети X. Пользователи знакомятся с его прошлыми работами, где фигурирует лента «Серебряные коньки», которую некогда купил Netflix.
Подписчики высказывают Юре публичные комплименты, которые порой доходят до абсурда. Некоторые считают, что актёр отлично подходит на роль злодея новой части «Бондианы». Пока что об иностранных ролях Борисова ничего не известно. Факт в том, что он стал чуть ли не зарубежным секс-символом. Англоязычные дуреют с нашей прикормки.
Актёра отметила и Анджелина Джоли, с которой тот познакомился на Международном кинофестивале в Торонто, где бывшая Лара Крофт представляла фильм «Мария». А на «Золотом глобусе» актриса сама подошла поздороваться к Юре.
«Нам нужна номинация на лучшую лысую роль лысого актёра», — восклицают фанаты в той же соцсети X. Считаем отличной идеей… Но, кажется, Юрий Колокольников тоже будет не прочь посоревноваться за награду.
Не все знают, что Борисов был замечен иностранной публикой задолго до «Аноры» — в «Купе номер 6» и «Капитан Волконогов бежал». Обе картины показали в рамках Каннского кинофестиваля. Первую снял Юхо Куосманен в рамках партнёрства Финляндии, Эстонии, России и Германии, забрав Гран-при. Над вторым работали Наташа Меркулова и Алексей Чупов. Фильм тоже продукт совместного труда, но уже России, Эстонии и Франции.
Юра мечтал стать востребованным артистом и протоптать дорогу на Запад. Однако не верил в свои силы. Одна из главных проблем — недостаточное владение английским, из-за чего он может играть только русских персонажей.
«Я абсолютно понимаю, что никогда не смогу встать наравне с международными актёрами, потому что я русский», — как-то сказал в интервью Юрию Дудю* Борисов.
Что ж, Юра, ты был не прав.
Не только «Анора»
Несмотря на награды, «Анора» — не главный проект Борисова с точки зрения актёрского перевоплощения. Собрали значимые работы артиста для всех заинтересованных.
«Кентавр»
Саша (Юра Борисов) — обаятельный таксист, который с лёгкостью натягивает улыбку для каждого пассажира, пытаясь стать лучшим другом на поездку. Однако у него слишком много секретов и считывающихся по глазам мыслей. Герой работает только ночью, считая, что в это время сложнее притворяться кем-то другим, из-за чего люди открываются с новой стороны. Очередной клиенткой становится секс-работница Лиза (Анастасия Талызина), которая покупает его на всю ночь. Загвоздка лишь в том, что в городе орудует маньяк, а Саша ездит по его маршруту.
«Кентавр» — вторая полнометражная работа Кирилла Кемница («Zомби каникулы»), спродюсированная Ильёй Найшуллером («Хардкор», «Никто»). Ленту то и дело называли «российским “Драйвом”», хотя у картин мало общего. Кино Кемница — не то, чем кажется. Оно обводит зрителя вокруг пальца, заставляя каждые десять минут менять отношение к герою. Кого играет Борисов: заботливого добряка или жестокого маньяка? Юре удаётся не выдавать себя вплоть до финала.
«Капитан Волконогов бежал»
1938 год. Граждане СССР в руках бритоголовых сотрудников НКВД в красной униформе. Они разбирают пистолеты в роскошном особняке, играют в мяч, не боясь свалить старинную люстру, и пьют ягодный компот. А по долгу службы пытают невиновных, добиваясь фальшивого признания и дальнейшего расстрела. Один из сотрудников, капитан Волконогов (Юра Борисов), попадает на крючок собственной системы. Его объявляют шпионом и начинают охоту. Задача нового врага народа — не только скрыться, но и заслужить прощение хотя бы одного близкого его жертв, чтобы избежать геенны огненной.
Фильм Меркуловой и Чупова — щемящее сердце сюрреалистическое высказывание, где сотрудники НКВД танцуют под «Полюшко», словно в клипе Shortparis. Команда рассказала фрагмент истории страны, поместив её в альтернативную реальность, отчего происходящее похоже на судороги во сне. Борисов играет обречённого на внутренние муки человека, который всеми силами пытается добиться покаяния, осознавая собственное зло. Поверьте, такого Юру вы ещё не видели.
«Купе номер 6»
Лора (Сейди Хаарла) приехала в Россию из Финляндии, мечтая поступить на археологический факультет. Она покупает билет на поезд, чтобы отправиться в Мурманскую область и увидеть петроглифы. В купе знакомится с грубым шахтёром Лёхой (Юра Борисов). И тут происходит «от любви до ненависти» — только в обратную сторону.
Юхо Куосманен тоже сталкивает две ментальности: Лора пытается понять русскую душу, местами через клише. Сюжет разворачивается в 1990-е, где пьют «Рояль» и слушают «Вояж-вояж». Это нежная русская тоска, где Юра Борисов — типичный простой парень, которому трудно быть лучше, чем он есть на самом деле. Потёмки души русской всё ещё загадка, даже для нас самих.
«Мир! Дружба! Жвачка!»
Тула 1990-х. Бандиты, афганцы, дефолт, а среди всего это — четырнадцатилетний Санька Рябинин (Егор Губарев), который хочет тусить с друзьями, а не ходить в музыкалку или убегать от местных хулиганов. Неожиданно он знакомится с поселившейся рядом Женей (Валентина Ляпина), благодаря которой его жизнь кардинально изменится.
В сериале Ильи Аксёнова и Антона Фёдорова Борисов играет дядю главного героя — афганца Алика, сколотившего группу бандитов. Персонажа, за спиной которого хочется спрятаться, даже если тебе ничего не угрожает. Как и в «Аноре», он перетягивает одеяло с главных героев на себя. А мы и не против, потому что перед нами снова пример честности, человеколюбия и всепрощения.
«Год рождения»
В вымышленном индустриальном Металлогорске когда-то происходили чудеса — татушки появлялись на теле сами по себе и мёртвые оживали. Правда, не все… Ещё там расцветал андеграунд под руководством «Яичного света» — местного бэнда во главе с Соплёй (Юра Борисов). Но сегодня волшебство закончилось. От группы остался лишь музей в небольшой квартирке и паблик, где Филипп (Эльдар Калимулин), лютый фанат и по совместительству хозяин антикварной лавки «Яичного света», не позволяет городу забыть своих героев. Он мечтает организовать музыкальный фестиваль и вернуть Металлогорску былую славу, но в его жизнь резко вторгается любовь.
В «Годе рождения» Борисов исполняет второстепенную роль. Но, парадокс, главную в фрагментах прошлого. Несмотря на это, он ярче главных героев. Его персонаж — музыкант в фартуке на голое тело, живущий в угаре, андеграунд во плоти. Многие привыкли видеть Юру в образе спокойного персонажа, который, даже будучи чуть-чуть злодеем, способен на подвиг. Однако отбитость Сопли идёт актёру. В нескольких сценах Борисов сам исполняет треки — например, ремейк Ave Maria под названием «Алло, Марина».
*Внесён Минюстом РФ в реестр иностранных агентов