Мы продолжаем наш цикл «В тени Диснея», где рассказываем про мастеров анимации времён Уолта Диснея. Из-за феерической популярности Disney многие аниматоры, режиссёры и владельцы студий остаются незамеченными, хотя они тоже внесли свой вклад в развитие индустрии мультфильмов. Мы уже говорили о создателе Вуди Вудпекера и авторе Terrytoons. Сегодня расскажем про Аба Айверкса — главного аниматора и правую руку Уолта Диснея.
Аб Айверкс — соавтор Микки Мауса и создатель Лягушонка Флипа. Путь Аба Айверкса в анимации закольцован: он начинал с Диснеем и закончил у него же в студии. Это Айверкс нарисовал «Пароходик Вилли» и «Танец скелетов», был неразлучен с Уолтом и помог Disney выстрелить. Ну, обо всём по порядку — давайте отправимся в начало карьеры Айверкса.
Айверкс пришёл в анимацию одновременно с Диснеем: они познакомились в 1919 году, вместе работая в Kansas City Film Ad Company. Тогда им было ещё по восемнадцать лет, и путь в большую жизнь только начинался.
Через три года Дисней решил основать собственную мастерскую и пригласил туда Айверкса, но не как друга: уже тогда Уолт понимал уровень профессионализма Аба и его необходимость в своей мастерской. Айверкс умел рисовать не только хорошо, но и быстро — два главных слагаемых успеха для аниматора. За менее чем две недели Аб мог самостоятельно выполнить весь мультипликат (ключевые компоновки, которые создаёт мультипликатор для изменения позы объекта) к фильму — для этого требовалось производить около 700 рисунков в день.
В 1928 году вместе с Уолтом они создали Микки Мауса, который покорил публику своим третьим появлением — в короткометражке «Пароходик Вилли». Это был первый звуковой фильм студии. Приглашённые для просмотра гости располагались в одном зале, пока в другом сотрудники «в прямом эфире» озвучивали героев. Дисней вспоминал: «Эффект, произведённый на нашу маленькую аудиторию, был подобен электрическому шоку. На соединение звука и движения все среагировали почти инстинктивно». Айверкс говорил, что это самый впечатляющий момент его жизни. Мультфильм вышел в прокат уже со звуком в 1929 году.
Несмотря на успех Микки, Айверкс уходит от Диснея из-за постоянных конфликтов и недопониманий. Уолт болезненно относился к своему авторству, которое не указывалось в мультфильмах — тогда было принято подписывать только выпускающую студию. Из-за постоянного давления и умаления заслуг, Айверкс покидает Disney и открывает собственное дело.
Уже в 1930 году он выпустил пилот «Лягушонка Флипа», который сильно смахивал на Микки Мауса: говорящий зверь в белых шортах и перчатках. Сам персонаж отражал автора: он двигался «мягко» и сдержанно. Анимация получалась на высшем уровне, но работам явно не хватало комического действия и драматургии, за что отвечал обычно Дисней.
Айверкса не волновала связь анимационных трюков с сюжетом и персонажем — во главе угла находился график выхода фильмов. Комическое в своих работах он не развивал, а лишь повторял то, чему успел научиться у Диснея. Вершиной гэга у Айверкса было, когда Флип открывал капот машины и видел в нём шестнадцать цилиндров вместо восьми.
Успешной, например, вышла короткометражка «Посыльный», где Флип встречает сексуальную секретаршу, а сюжетный фокус смещён на пикантные участки её фигуры.
Но интерес к Лягушонку Флипу быстро потух из-за отсутствия захватывающих сюжетных линий, и уже в 1933 году Айверкс запустил новые сериалы, чтобы прокатная фирма MGM не потеряла интерес к его работам. В этот раз он сделал главным героем Хвастуна Вилли — мальчика, рассказывающего сказки. Дебютом стал «Стратострах», где он попадает на планету с сумасшедшими учёными.
Но Вилли тоже не смог завоевать публику — Айверкс делал акцент на производстве, а не смысловом наполнении. То же самое происходило с дальнейшими его проектами — «Комиколором», «Красным цыплёнком» и «Всадником без головы». Как бы ни прорабатывал Аб анимацию, отсутствие мотивации у героев в один момент рушили желание продолжать просмотр.
Айверкс профессионально разбирался в анимации, но выстроить работу без Диснея ему не удавалось. В 1940 году он возвратился к Уолту. Оба впоследствии ни разу не прокомментировали воссоединение, но оно пошло обоим на пользу. Айверкс избавился от головной боли придумывать сюжетную канву, а Дисней получил алмаз анимации, который снова помог ему поднять уровень производства.
Айверкс много экспериментировал, за что дважды получал «Оскар». С помощью оптического принтера и рирпроекции (совмещение анимации с натурными кадрами) выстрелили работы «Песня Юга» и «Три Кабальеро». Аб работал у Диснея до самой смерти в 1971 году, помогая не только с фильмами, но и разработкой аттракционов в «Диснейленде».
Кроме того, именно Айверкс вдохновлял Осаму Тэдзука — основателя японской манги. Многие художественные приёмы напоминали ранние мультфильмы Disney, которые как раз создавал Аб.
У Айверкса было прекрасное чувство анимации, которое помогло когда-то Диснею обрести популярность. Пусть он не был постоянным работником студии, искал себя и пробовал новое, но он стоял у истоков мультфильмов в Disney. И индустрия должна быть ему благодарна как минимум за создание легендарного Микки Мауса и технические разработки, которые открывали новые грани анимации.