В конце 2023 года визионер кинокомиксного мира Зак Снайдер решил «порадовать» фанатов новым полнометражным фильмом — «Мятежной луной». Однако вместо радостных возгласов от появления ещё одной вселенной постановщик получил протяжные охи и ахи — будто бы всё не так и всё не то. По случаю премьеры мы решили покопаться в творческих закромах Снайдера и найти там короткометражки. Признаёмся, мастер нас удивил! Результат — перед вами.
Начнём с небольшого представления: Зак Снайдер — один из главных режиссёров супергеройских лент, выступивших реформаторами жанра. Как и многие именитые постановщики, Зак начал визуальную карьеру с рекламы и музыкальных клипов. Он сотрудничал со множеством брендов, в том числе с Reebok, Nike и BMW. А за ролик для Jeep и вовсе получил «Золотого льва». Что касается музыки — возможно, клипы для Lizzy Borden или Питера Мёрфи когда-нибудь попадут в отдельный материал на сайте. Поверьте, нам есть что обсудить!
Игровая площадка Майкла Джордана (1990)
Первой работой Зака Снайдера в кино стал документальный фильм о баскетболисте Майкле Джордане. Лента сделана по стандартным лекалам жанра: изобилует синхронами, закадровым голосом, архивными записями и даже слайдшоу. При этом в коротыше уже встречаются приёмы, которые в дальнейшем окажутся особенностями снайдеровского стиля, — к примеру, слоумо. Мастер героизирует образ баскетболиста, добавляя его фигуре мощь персонажа комикса.
Майкл Джордан — условный Супермен для Снайдера. По зову подростка он появляется на баскетбольной площадке, чтобы помочь тому сменить статус игрока — от худшего к лучшему. Игровыми вставками режиссёр разбавляет изобилующие приёмы документалистики, делая ленту местами странной, но одновременно уникальной. «Игровая площадка Майкла Джордана» — биография для любителей баскетбола, которая вряд ли завлечёт обычного зрителя, если только перед нами не заядлый фанат творчества Снайдера.
Утерянная запись: Правда об ужасе последних дней жизни Энди (2004)
После премьеры «Рассвета мертвецов», ремейка одноимённого фильма Джорджа Ромеро и по совместительству громкого полнометражного дебюта, который до сих пор выглядит достойно, Снайдер показал миру коротыш в жанре найденной плёнки. Сеттинг ленты — всё ещё апокалипсис, но с быстрыми зомби. «Утерянная запись: Правда об ужасе последних дней жизни Энди» — дополнение основной истории. Если действие полнометражного фильма проходило в торговом центре, то короткометражки — в оружейной лавке напротив.
Мужчина по имени Энди вынужден пережидать нашествие мертвецов в полном одиночестве. С каждым днём у него всё меньше патронов и еды, а единственным собеседником оказывается золотая рыбка Ариэль, которую в порыве отчаяния герой готов подвергнуть жертвоприношению. Персонаж находится в самом эпицентре событий — в лавку вот-вот проникнут зомбаки. Он документирует действительность, заменяя видеозаписи счастливого прошлого с ребёнком и женой предсмертным монологом. По сути «Правда об ужасе последних дней жизни Энди» — стандартная «утерянная плёнка», однако вкупе с полным метром и годом выхода лент, коротыш выглядит интригующе. На него вовсе не жалко потратить 17 минут времени.
Хранители: История чёрной шхуны (2009)
Перед нами — первая анимационная короткометражка Зака Снайдера. «История чёрной шхуны» — дополнение «Хранителей», вошедшее в режиссёрскую версию фильма. Однако в конкретном случае Снайдер выступил сценаристом, а не постановщиком. По сюжету безымянный капитан с голосом Джерарда Батлера терпит кораблекрушение, вызванное дьявольским фрегатом. Вокруг него — бездыханные тела товарищей и кровавая вода. Герой решает во что бы то ни стало добраться до дома, который вот-вот падёт от бесовских рук вместе с его женой и детьми.
«Чёрная шхуна» — жестокая история о мести и сумасшествии. Благородные намерения приводят героя к зверству. Коротыш можно рассматривать не только как часть «Хранителей», но и как цельное, обособленное произведение. В графическом романе мальчик Берни читает комикс о чёрной шхуне. Однако в первой полнометражной версии фильма сюжетный фрагмент даже не упоминается. Если бы не режиссёрская версия, зритель, возможно, так бы и не увидел этот жуткий, но при этом эмоционально необходимый короткометражный мульт.
В том же году Зак Снайдер выступил исполнительным продюсером псевдодокументального фильма «Под маской» Эрика Мэттиеса. Проект рассказывает о первых супергероях 1940-х, которые предвосхитили появление Хранителей. В ленте «Под маской» оказывается автобиографией Ночного Филина, одного из героев графического романа Алана Мура. Лента изобилует особенностями телепрограммы вроде ведущего и ухода на рекламу. А в касте можно найти Карлу Гуджино и Джеффри Дина Моргана из «Хранителей».
Супермен 75 (2013)
Вторая анимационная работа постановщика — двухминутная история Супермена. На момент выпуска ленты мускулистому персонажу в сине-красном костюме исполнилось 75 лет. Коротыш сделан совместно с Брюсом Тиммом, автором мультсериала о супергерое 1992 года, и студией Warner Bros. Animation. В ленте можно увидеть как самого первого Супермена, так и версию героя, сыгранного Генри Кавиллом.
Снег, пар, железо (2017)
Последняя короткометражная работа Снайдера снята на iPhone. Это история, нейминг которой вмещает в себя всю символику сюжета. В фильме нет ни одной реплики. Картина строится на сценах жестокости, которые режиссёр усиливает динамичным монтажом. Снайдер снял ленту после личной трагедии — смерти дочери. Он отошёл от работы над «Лигой справедливости» и погрузился в режиссёрский эксперимент, сделанный совместно с сыном и дочерью за уикенд. «Снег, пар, железо» — история о противостоянии, самозащите и жестокости, обитающей на заснеженных улицах Нью-Йорка.
В своих короткометражных работах Зак Снайдер успешно лавирует от жанра найденной плёнки к анимации и игровой криминальной драме. В них он разнообразнее и свободнее, чем в супергеройских полнометражных лентах. Думаем, прежде, чем хейтить Снайдера за однотипное фэнтези, стоит познакомиться с нашей подборкой. Не пожалеете!