«Баффи» — это культовый сериал Джосса Уидона о школьнице, которая живёт двойной жизнью. Днём она учится и проводит время со своими друзьями Ксандером и Уиллоу, а ночью — идёт на пустынные улицы города и кладбища, чтобы ловить демонов. Сейчас кажется, что про «Баффи» вспоминают только хардкорные фанаты — например, наша редакторка Лена Николаева. Мы решили воздать должное этому сериалу и дать Лене возможность объяснить, почему «Баффи» так важна не только для подростковых шоу, но и для телевидения в целом.
«Баффи» изменила то, как строятся эпизоды и сезоны
Если вы смотрели сериалы в конце 90-х и начале 2000-х, то помните, что большая часть популярных шоу не концентрировалась на сквозном сюжете. Каждый эпизод рассказывал историю в «вакууме» — не было нужды вдаваться в прошлое героев. Это довольно умный ход: человек мог втянуться в сериал в любой момент. В случае «Баффи» произошло идеальное совмещение двух подходов, которым потом будут вдохновляться создатели современных шоу (вроде «Сверхъестественного»).
Это, конечно, был не первый заход на гибридность: популяризировали его «Секретные материалы», в котором была основная тайна сезона и мини-тайны каждой серии. Однако «Баффи» довела формат практически до идеала: небольшие сюжетные арки идеально встраивались в сюжет крупной истории.
Повествование в сезонах «Баффи» идёт максимально последовательно: есть какой-то большой босс. За ним в течение большого количества эпизодов охотится «банда Скуби» (Scooby Gang) — именно так фанаты называют Баффи, Уиллоу, Ксандера и некоторых других ребят, которые активно участвуют в поимке вампиров и демонов. Именно он обычно засылает или контролирует «мини-демонов» — ребят, которые появляются в каждой серии, чтобы у Баффи была работа (она всё же истребительница вампиров). Но параллельно эти довольно слабые враги позволяют новым зрителям втягиваться в шоу и смотреть его дальше. А хардкорные фанаты тем временем ждут кульминации финальной битвы — она обычно приходит в последних двух-трёх эпизодах.
Частично именно благодаря «Баффи» мы сейчас можем смотреть сериалы с хорошо проработанным сквозным сюжетом. Такой формат приняли даже ситкомы, которые до этого даже не пытались замахнуться на большую историю, растянутую на несколько сезонов.
«Баффи» повысила планку для подростковых сериалов
Сделать подростковый сериал крутым и пригодным для разной аудитории — очень сложная задача. Вспомним «Мою так называемую жизнь», которая выходила в 1994-1995 годах. Это была довольно милая история о школьниках с хорошими актёрами (совсем юные Клэр Дэйнс и Джаред Лето) и оптимальным количеством драмы. Но была проблема — сериал делал ставку на реалистичность, а подросткам не всегда было интересно за этим наблюдать. В итоге можно было бы посмотреть «Мою так называемую жизнь» лет в двадцать и вспомнить совсем недавние былые времена, но в шестнадцать она воспринималась скучноватой.
Другим большим подростковым сериалом в 90-е был «Беверли-Хиллз 90210». Это классический пример мыльной оперы о золотой молодёжи Лос-Анджелеса. Несложно догадаться, что основной сюжет здесь крутился вокруг взаимоотношений школьников, их встреч и расставаний. Иногда по ходу дела поднимались важные социальные проблемы, но к концу десятого сезона вы вряд ли бы вспомнили об этом.
Что же сделал Джосс Уидон в «Баффи»? Он очень осознанно вводил «мыльные» клише (куча романтических линий или проблемы со школой), никогда не забывал про то, что Баффи — это крутая истребительница и ей нужно в каждом эпизоде надирать кому-то зад. И параллельно со всем этим он писал отменные диалоги и фразочки — саркастичные, умные и дико смешные.
Извини, что заковал тебя в цепи. Дело не в том, что я тебе не доверяю, скорее… хотя да, на самом деле я тебе не доверяю.
— Ангел
По сути, «Баффи» задала для будущих подростковых сериалов довольно высокую планку: если вы берёте жанр (необязательно хоррор), нужно следовать ему, но разбавлять его чем-то ещё — иначе получится скука и мрак. Уидон потрясающе смешивал фантастическую часть сюжета (например, в течение семи сезонов Баффи умирала и возвращалась к жизни два раза) с драмой и «мыльными» ходами. И получилось из этого что-то действительно крутое.
Нужно понимать, что дотянуться до этой планки частенько не могут и современные подростковые сериалы. Из последних удачных примеров сочетания «подростковости», хорошего сценария и юмора приходят в голову только «Девчонки из Дерри» — в их основе лежит комедия, но на фоне этого есть школьная драма и происходят большие исторические события.
«Баффи» вывела на экран новый тип героини
Конечно, глупо говорить, что Баффи Саммерс была первой крутой протагонисткой на телевидении. Однако нельзя отрицать, что в конце 1990-х многие шоураннеры боялись ставить в центр сюжета девушку — а вдруг отвалится большая часть мужской аудитории. До сериала Уидона классическими примерами «крутых девчонок» были серьёзная и мрачная Рипли из «Чужого» и боевая героиня-воительница из «Зены — королевы воинов». И вот появляется Баффи — школьница, к которой в один день пришли и сказали, что до конца своей жизни (которая потенциально будет длиться очень недолго) ей придётся бороться с демонами и вампирами. Первая мысль героини: а как всё это ввести в график, в котором ещё выпускные экзамены надо сдавать?
Баффи — это действительно сложная протагонистка. Как и любой подросток, она совершает ошибки. Уидон не идеализирует её: мы видим все косяки и сомнения Баффи. Иногда она влюбляется в очень плохих парней — но её отношения никак её не определяют и не становятся самой интересной частью её истории.
Опять же, мало кто в начале 2000-х ожидал от подросткового сериала героини, которая будет так круто раскрываться и меняться по ходу сюжета. Баффи учится жить с неизбежностью своей судьбы и при этом готова активно вносить в неё хоть какие-то коррективы. Она не всегда слушает советы от её ментора Джайлза и даже от своих близких друзей. Она — девчонка, которая перед тем, как надрать зад очередному вампиру, не забудет подобрать классную одежду. И да, сделает она это не ради кого-то (на ночных вылазках на кладбище присутствуют в основном только вампиры и парочка её друзей), а ради себя. Потому что даже если судьба уготовила тебе жизнь «избранной» истребительницы, ты можешь пробовать хоть как-то поддерживать ощущение нормальной жизни обычного подростка.
Сложно представить, что без «Баффи» появились бы такие сериалы как «Шпионка» с Дженнифер Гарнер или «Тёмное дитя» с Татьяной Маслани. Баффи Саммерс стала не просто культовой боевой героиней из сериала 2000-х, она стала героиней, которая поменяла правила на телевидении и показала, что протагонисток и протагонистов можно и нужно показывать неидеальными, сложными и совершающими ошибки. И желательно снабдить их супер-смешными фразочками.
Конечно, если вы будете пересматривать сериал сейчас, то столкнётесь с небольшим блоком: монстры будут выглядеть максимально всрато, а к атмосфере школы нужно привыкнуть. Но такое часто бывает с шоу 2000-х. Дайте «Баффи» шанс — сможете увидеть, насколько много моментов оттуда перекочевало в современные шоу и поймёте, что это всё дико круто.