В мировой прокат вышел фильм «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth) режиссёра Гарета Эдвардса — очередная часть франшизы. Рассказываем, почему затея в который раз раскопать несчастных динозавров не вызывает особого энтузиазма.
Слитая концовка
Долгие годы у писателя Майкла Крайтона, создателя оригинального романа «Парк Юрского периода», существовало правило: никогда не обращаться к одной и той же теме дважды. Но на «Парке» установка дала сбой. Оно и понятно: книга ворвалась в списки бестселлеров, экранизация заработала свыше миллиарда долларов, фанаты требовали продолжения, а Спилберг наверняка обрывал телефон, желая сиквела. В конечном итоге Крайтон сдался и написал его. И пусть только им и ограничился, ящик Пандоры открылся, а «Парк Юрского периода» превратился во франшизу.

Поначалу казалось, что серия проживёт недолго. Если первый фильм произвёл настоящий фурор и навсегда изменил кинематограф, то вторую часть критики и зрители приняли куда прохладнее. Вышедший в 1997 году «Затерянный мир» заработал лишь 700 миллионов долларов при бюджете в 75 миллионов, на сегодняшний день его рейтинг свежести на Rotten Tomatoes составляет всего 56% против 91% у оригинала. Хуже всего пришлось третьей части (2001), которая была вынуждена обходиться без Крайтона и Спилберга, ограничившегося ролью исполнительного продюсера: всего 370 миллионов долларов в прокате и рейтинг свежести 49%. И хотя триквел окупил бюджет, студийные боссы явно рассчитывали на большее.

После относительного провала третьего «Парка» франшиза на полтора десятилетия ушла в спячку, а затем триумфально вернулась на большие экраны с «Миром Юрского периода». С точки зрения нарратива первый «Мир» просто пересказал сюжет оригинального фильма в новых декорациях, при этом изо всех сил надавливая на чувство ностальгии. Но оказалось, именно это публике и требовалось, в итоге — сборы свыше 1,6 миллиарда долларов (лучший результат в серии) и 72% свежести на Rotten Tomatoes (второй результат в серии).
Во втором «Мире Юрского периода», получившем подзаголовок «Павшее королевство», авторы попытались развить идеи первой части в несколько ином направлении, но получилось плохо: человеческие клоны и генетические эксперименты над динозаврами, в результате которых на свет появились косплеящие графа Орлока гибриды, — ровно то, чего в начале пытался избежать Майкл Крайтон. Критики фильм не оценили (47% свежести), а вот зрители по-прежнему были в восторге: сборы «Павшего королевства» хоть и не дотянули до результатов первого «Мира», но отметку в миллиард долларов преодолели с лихвой.


Наконец, в 2022 году на экраны вышло «Господство» — заключительная часть трилогии. В ней авторы, с одной стороны, попытались «отретконить» наиболее спорные моменты предыдущих фильмов (в частности, идею с человеческим клоном), а с другой — дать удовлетворительное и логическое завершение основным сюжетным линиям. А ещё, впервые с 1993 года, на экране вместе появилась троица главных героев оригинального фильма — ход, который, к слову, не смогли провернуть авторы новой трилогии «Звёздных войн».
Критики не оставили от «Господства» камня на камне: на сегодняшний день у третьего «Мира Юрского периода» худший во всей серии рейтинг — всего 29%. По сборам заключительная часть трилогии также оказалась худшей из всех «Миров», но свой миллиард в прокате заработала. По правде говоря, фильм не так уж плох. Да, «Господство» вновь изо всех сил давило на ностальгию. Сюжет излишне затянут и перегружен героями, а динозавры отошли совсем уж на третий план. Но в конце картина сделала очень хорошую вещь: зритель увидел, как динозавры постепенно акклиматизировались к новому для них миру и стали частью экосистемы.



Вот только «Возрождение» выбросило финал предшественника в утиль, показывая, что за пять прошедших с момента его событий лет ящеры вновь вымерли почти по всему земному шару и сохранились лишь в максимально удалённых локациях. И эта новая сюжетная находка сильно обесценила развязку предыдущей трилогии.
Тупик по кругу
В многочисленных интервью Дэвид Кепп — сценарист нового «Мира Юрского периода», который адаптировал для Спилберга оба романа Майкла Крайтона), говорил, что хотел начать с чистого листа и вернуть серию к истокам. Отсюда и желание вновь забросить героев на необитаемый тропический остров с динозаврами. Но проблема в том, что именно в нарративном плане франшиза давно ходит по кругу и утопает в самоповторах.

Сюжет первого фильма (а заодно и книги) гениален по своей простоте: эксцентричный миллиардер строит на уединенном острове Исла Нублар парк развлечений и выпускает в него клонированных динозавров. Незадолго до открытия происходит целая цепочка несчастных случаев: ящеры вырываются на волю и изрядно прореживают список действующих лиц, а оставшиеся удирают с острова и радуются, что остались в живых. После этого правительственные войска зачищают местность и, в зависимости от разных версий, либо возвращают всех древних ящеров под контроль, либо убивают их.



В «Затерянном мире» выясняется, что всё это время у эксцентричного миллиардера был второй остров, Исла Сорна. Это место, где по-настоящему создавали динозавров, в то время как первый выполнял лишь роль красивой витрины. Идея в общем-то логичная. В фильме, в отличие от романа, появилась совершенно новая сюжетная линия, в которой группа наёмников начинает отлавливать представителей разных видов для последующего вывоза на материк. В результате самка тираннозавра с детёнышем оказывается в Сан-Диего и устраивает в городе настоящий погром. Крайтон во время работы над «Парком Юрского периода» говорил, что намеренно хотел избежать любых ассоциаций с «Кинг Конгом» или «Годзиллой», да и Спилберг потом признавал провальность затеи.

Третий «Парк Юрского периода» уже не добавлял в серию ничего нового: герои лишь в очередной раз возвращались на Исла Сорна, но на этот раз — ради спасения застрявшей там семьи гражданских.
«Мир Юрского периода» уже пробовал вернуть франшизу к корням, при этом погрязнув в самоповторах. Вновь эксцентричный миллиардер, который решает восстановить парк развлечений с динозаврами на Исла Нублар. Единственная разница: катастрофа случается уже после открытия, а в ловушке оказывается не горстка учёных и сотрудников, а тысячи туристов.
Сиквел решил изменить положение дел. Уже в самом начале мы узнаём, что всем животным на Исла Нублар и парку аттракционов грозит гибель из-за извержения вулкана. В самом фильме об этом не говорилось, но в одной из сопутствующих книг между делом сообщили, что и на Исла Сорна динозавры поголовно вымерли. Однако перед самым извержением группа наёмников вывезла часть животных на материк: к концу «Павшего королевства» они вырвались на свободу и разбрелись по миру. Добавим сюда сюжетные линии с человеческими клонами и динозаврами-гибридами — и вот уже получаем что-то отчасти новое.

К третьему «Миру Юрского периода» динозавры расселились чуть ли не по всей планете, причём, судя по их количеству, никаких проблем с адаптацией у них не возникло: на воле паслось куда больше животных, чем сбежало из клеток в финале второй части. Разумеется, соседство с опасными рептилиями далеко не всем пришлось по нраву… и очередной миллиардер построил для них заповедник (хорошо, что не парк). Как позже выяснилось, для того, чтобы в тайне от всех проводить новые генетические эксперименты с гибридными видами. Параллельно один из учёных пытался изучить гены одного особого ребёнка и динозавра, чтобы с их помощью разработать новые революционные методы лечения.
«Возрождение», новая часть франшизы, должна вернуть серию к истокам. И по мнению Дэвида Кеппа, эти истоки выглядят так: динозавры не могут адаптироваться к новым условиям и повсеместно вымирают, а отдельные особи сохраняются лишь в наиболее уединённых локациях в районе экватора. Но оказывается, что у построившей парк корпорации InJen был третий (!!!) остров, где в тайне от всех проводились наиболее извращённые и изощрённые генетические эксперименты, результаты которых попросту побоялись выпускать в парк. И вот туда отправляется команда наёмников. Их задача — заполучить образцы ДНК нескольких особых видов динозавров, чтобы с их помощью разработать революционные методы лечения. По прибытии им ещё придётся спасти застрявшую там семью гражданских.



Давайте проверим себя: сколько повторов с сюжетами предыдущих частей серии вы насчитали? О какой вообще свежести может идти речь, если Кепп прямым текстом говорит, что в поисках новых идей заимствовал из оригинального романа Крайтона те сцены, которые не попали в сценарии предыдущих фильмов?
(Не)решительность и страх
Наверное, главный бич крупных голливудских франшиз последнего десятилетия — это боязнь рисковать. Студии вкладывают сотни миллионов долларов в производство очередных частей популярных серий, и их руководители почему-то считают, что самый надёжный способ отбить потраченные средства — утопить зрителя в ностальгии. По сути своей и «Звёздные войны: Пробуждение Силы», и «Мир Юрского периода» — сюжетные кальки своих предшественников с минимальными косметическими изменениями.

Но самое страшное, что публика словно и не хочет никаких фундаментальных перемен. Максимально вторичные «Мир Юрского периода» и «Пробуждение Силы» — самые успешные части своих трилогий в плане и финансов, и оценок критиков. Когда режиссёры решают рискнуть и попробовать что-то новенькое, на выходе получается как минимум скандал. «Последние джедаи» — самый авторский и новаторский фильм из диснеевских «Звёздных войн», но фанаты не простили Райану Джонсону попытки сломать или расшатать канон вселенной. «Павшее королевство» и «Господство» пытаются развить сюжет «Мира Юрского периода» в ином направлении, чем было у Крайтона со Спилбергом. И хотя со сборами у обеих картин всё хорошо, рейтинг оставляет желать лучшего. Хотя тут, справедливости ради, претензии могут быть и к реализации.

И вот, возвращая франшизы в кинотеатры, боссы Disney и Lucasfilm решают, что на экране обязательно должно начаться противостояние псевдоимперии и псевдоповстанцев, иначе зритель не поймёт, что перед ними вообще «Звёздные войны». А если ещё раз столкнуть повстанцев и штурмовиков не выйдет, надо просто… снять полнометражный фильм о герое самого успешного сериала по франшизе. А в случае с «Возрождением» Дэвид Кепп считает, что аудитории нужны именно прятки с динозаврами в густой траве на тропическом острове. Хотя чего вообще ждать от человека, который ещё в 2000 году говорил, что выгорел и уже не в состоянии дать тогда ещё «Парку Юрского периода» ничего оригинального?

Но самое страшное, что его ставка может сыграть. Три «Мира Юрского периода» в общей сложности заработали в прокате почти четыре миллиарда долларов. И пока зрители будут нести в кинотеатры денежки, студии продолжат снимать то, что, по их мнению, хочет увидеть публика. И если «Возрождение» окупится, в следующей части вполне может оказаться, что на каком-то очередном острове очередной эксцентричный миллиардер решает открыть очередной парк с очередными уцелевшими динозаврами. И судя по сборам — за дебютный уикенд картина собрала по миру 318 миллионов долларов — продолжения не избежать.
