Сериал «Наследие Юпитера» (Jupiter’s Legacy) — экранизация одноимённого комикса Марка Миллара и Фрэнка Куайтли, выпускавшегося издательством Image Comics. Этот сериал — первый шаг в сотрудничестве Миллара со стриминговым сервисом, несколько лет назад купившим права на экранизации его историй. Наш редактор Варков посмотрел первый сезон и рассказывает, заслуживает ли «Наследие Юпитера» вашего внимания.
Сюжетно «Наследие Юпитера» — ещё один разговор об отцах и детях, поскольку в этом мире все люди с суперспособностями принадлежат к нескольким семьям, с 1930-х ведущих борьбу с преступностью. И если герои постепенно стареют и надеются, что их дети станут достойной заменой, то далеко не всех наследников интересуют подвиги — многим хватает славы и денег родителей.
Среди актёров — Джош Дюамель, Бен Дэниелс, Лесли Бибб, Елена Кампурис, Мэтт Лэнтер и другие.
Что нового в «Наследии Юпитера»
Если супергеройское кино ещё полноценно не вернулось с пандемического перерыва (за рядом исключений вроде «Лиги справедливости» Зака Снайдера), то сериалов с супергероями только лишь за 2021-й мы получили немало: «ВандаВижен», «Сокол и Зимний солдат», «Неуязвимый», «Супермен и Лоис», а ведь впереди ещё «Локи» и экранизации других альтернативных комиксов о борцах со злом. И каждое шоу пытается поговорить со зрителем о чём-то своём. Например, «ВандаВижен» — о принятии горя супергероем и о попытках справиться с ним, а «Сокол и Зимний солдат» — о роли наследия и ответственности, которая падает на плечи героя вместе с титулом Капитана Америка.
Так вот «Наследие Юпитера» на фоне «коллег по цеху» выглядит максимально приземлённым. Это простая история о добре, которое не понимает, что с годами изменилось не только зло, но и добро. И мыслить абсолютными категориями в 21 веке неправильно — они не отражают ни тех, с кем борются местные супергерои, ни тех, кого они защищают. Говоря проще, если в 1940-х можно было спасти мир просто посадив в тюрьму злодея, то в 2020-х сам образ суперпреступника в тюрьме оказывает больше влияния на мир, чем его действия на свободе.
Отсюда возникают логичные вопросы, поднимавшиеся в комиксах Marvel и DC ещё с 1970-х, — «Имеет ли право супергерой убивать суперзлодеев?» Вы наверняка помните Карателя, который давал вполне однозначный ответ, но он не был единственным героем, кто не мог понять, правильно ли снова и снова запирать убийц, зная, что они неминуемо сбегут. С этим сталкивались и Бэтмен, и Человек-паук, и многие другие супергерои.
В «Наследии Юпитера» Марк Миллар пытается пойти дальше и не просто разобраться, может ли супергерой преступить черту. Он задаёт более серьёзный вопрос — «А что если убить злодея правильно, но не все согласны? Как поступить с теми, кто не готов к этому?»
Неудачное время для сериала
Одна из главных ошибок с продвижением «Наследия Юпитера» — время выхода. Сериал вышел практически сразу после первого сезона «Неуязвимого», который точно также исследует тему отцов и детей. Причём история Марка Грейсона тоже рассказывает о силе и ответственности перед обществом за её использование. А также о последствиях за ошибки юных супергероев, не готовых быть достойными наследия более великих своих «коллег».
Производство «Наследия Юпитера» стартовало в 2018 году. Тогда не было и «Пацанов» от Amazon, ставших одной из самых ярких попыток пересмотреть не только саму суть супергероики, но и границы их морального компаса.
«Наследие Юпитера» холодно приняли критики как раз по этой причине — сериал выходит и подаётся как потенциальный флагман Netflix на супергеройском поле, но не предлагает ничего нового. Это уже знакомые темы, узнаваемые прообразы, уже озвученные проблемы. Сериал просто рассказывает всё это ещё раз.
Структура сериала
Что иронично, создатели будто бы понимали, что сериал не даёт ничего новаторского зрителю, поэтому постарались подать его через интриги. В «Наследии Юпитера» два ключевых неожиданных твиста, и оба раскрываются в финале сезона. Но что интересно — путь к ним не такой очевидный.
В комиксе Миллар наглядно отвечал, откуда в мире, где никогда не было суперсил, появились супергерои. И этому откровению уделял всего несколько страниц в начале истории. Netflix же поделил сезон условно пополам — примерно половина каждой серии происходит в прошлом, в 1930-х, когда у героев ещё нет суперсил, а вторая половина — в настоящем, где они уже стары, а в США живёт множество их наследников со способностями.
Эти линии перемешиваются, но воспринимаются как два разных сериала: один — об избитом конфликте поколений и взглядов на применение суперсил, а другой — путешествие Шелдона Самсона и его друзей на край Земли в попытке раскрыть тайну видения, явившегося ему на похоронах отца. Причём намёков на суперсилы здесь нет — напротив, в отрыве от другой линии сюжета эта даже отдаёт мистикой, заставляя всех сомневаться, что решения, принимаемые Шелдоном, на самом деле адекватны.
Обычно фанаты крайне негативно оценивают, когда Netflix растягивает таким образом какие-то линии, занимавшие мало места в первоисточнике, но в случае «Наследия Юпитера» это скорее играет на руку — флешбэк выглядит интереснее всего сериала. Кажется, он даже мог бы отлично сработать как первый сезон — в отрыве от линии в современности.
Не лучший комикс Марка Миллара
Миллар — один из самых известных авторов комиксов. Даже если вы не читали его истории, то наверняка смотрели «Пипца», «Kingsman», «Особо опасен» и другие экранизации. И это не говоря о том, что всю свою карьеру он строит вокруг острых вопросов к супергероике.
- «Как изменился бы Супермен, если бы капсула Кал-Эла приземлилась бы в Советском союзе?» — исследуется в комиксе «Красный сын», который был экранизирован в виде одноимённого мультфильма.
- «А что было бы, если бы суперзлодям удалось победить?» — исследуется в комиксе «Старик Логан», который лёг в основу фильма «Логан» с Хью Джекманом.
- «Почему нет контроля над деятельностью супергероев, и что изменилось бы, если бы такие правила существовали?» — исследуется в комиксе «Гражданская война», адаптированном в фильме «Первый мститель: Противостояние».
Титры сериала нарисовал известный художник комиксов Jock (больше артов в его твиттере).
— jock (@Jock4twenty) May 6, 2021
«Наследие Юпитера», несмотря на достаточно культовый статус в комиксах (во многом из-за рисунка Фрэнка Куайтли), всё же меркнет на фоне других адаптаций комиксов Марка Миллара. И поднимаемые здесь темы уже не раз проговаривались, и твисты достаточно очевидны, а главное — сериалу очень не хватает масштабов. Он выглядит и снят на уровне современных проектов The CW, что сильно уступает коллегам по жанру. Так что зрителям придётся решить самим — готовы ли они к ещё одному спору о нравственности, великой силе, ответственности, только под соусом от Netflix в этот раз.