О суперфанатах Зака Снайдера — в честь выхода режиссёрской версии «Лиги справедливости»

Варков

18 марта на HBO Max вышла четырёхчасовая версия «Лиги справедливости» — супергеройского кроссовера, который побывал в производственном аду, вышел в 2017-м жутким чудовищем Франкенштейна, а спустя четыре года всё же смог выйти в том виде, в каком его задумывал Зак Снайдер. И это во многом заслуга фанатов и их веры в своего кумира. Об этой народной любви и хочет поговорить наш редактор Варков.

Зак Снайдер был куратором всей киновселенной DC, именно он нашёл Галь Гадот и Джейсона Момоа, до сих пор остающихся хедлайнерами киновселенной. Стилистика Снайдера, с его мрачностью, реалистичностью и библейскими отсылками, должна была определить будущее этой киновселенной, задать ей стиль, максимально не похожий на проекты Marvel Studios. Но после критики «Бэтмена против Супермена» студия разочаровалась в идеях Снайдера, а в 2017 году, в разгар работы над «Лигой справедливости», в его семье произошла трагедия, и он покинул съёмки, так что Warner Bros. пришлось призывать на замену Джосса Уидона, успешно поставившего для Marvel две части «Мстителей». Он принёс свой подход в «Лигу», перемешав мрачность Снайдера с привычными для фанатов Marvel шутками. Получившийся фильм в силу сбитой тональности был принят плохо и поставил крест на запланированном развитии киновселенной.

Так вот, выход режиссёрской версии «Лиги справедливости» Зака Снайдера (далее «Снайдеркат») в 2021 году — это прецедент для кинокомиксов и кинематографа в целом. Это одновременно фильм, который мы ждали в 2017 году, и в то же время картина, которой не было бы, если бы в 2020 году не совпали десятки факторов, среди которых и пандемия Covid-19.  

В 2017 году из-за невозможности продолжать работу Снайдер ушёл с поста режиссёра «Лиги справедливости». Но если бы этого не произошло, вышедший тогда фильм не был бы тем, что мы получили сегодня — студия не дала бы выпустить четырёхчасовой фильм для театрального проката. Им просто невыгодно выпускать картину в таком формате, потому что за то же время зритель мог бы посмотреть два фильма и заплатить за них дважды.

При этом, если вы обратите внимание на промо нового фильма, то заметите, что он будто бы позиционируется как совершенно новое кино — потому, например, в трейлер выносят сцены с Джокером (хотя в «Снайдеркате» его покажут лишь на четвёртом часу). Здесь важно сказать, что есть два вида фанатов этой версии — одни были недовольны вышедшим в 2017 году проектом и, услышав о возможности «Снайдерката», стали ждать его, стараясь не испортить себе впечатление спойлерами. Другие же следили за каждым апдейтом по фильму — именно они писали в соцсетях тысячи твитов под тегом #ReleaseTheSnyderCut, они обсуждали сливы на Reddit и собирали по кусочками информацию от Зака Снайдера, которой он делился с подписчиками Vero.

И речь не просто о недовольных фанатах, которые писали в своих аккаунтах о несогласии с решениями студии, это народная сила, которая не зависела от страны и возраста. Люди, объединённые общей идеей, не просто хотели быть услышанными, они начали агрессивно вести диалог со студией — под твитами других проектов Warner Bros. возникали фанаты с призывами вернуть «Снайдеркат», тег #ReleaseTheSnyderCut регулярно выводили в топ, и даже актёрский состав, в том числе Джейсон Момоа и Галь Гадот, не оставались в стороне, поддерживая фанатов.

Добавьте сюда ещё всевозможные мемы, разборы фанатских теорий на ютубе, хештеги в других соцсетях, а также выход в офлайн — например, рекламный билборд на Таймс-Сквер был выкуплен, чтобы транслировать хештег в поддержку «Снайдерката». Конечно же, СМИ не могли не освещать такое фанатское давление, поэтому студии приходилось давать комментарии, всё отрицая. Снайдер же скромно поддерживал своих суперфанатов — он подкидывал масла в огонь, публикуя кадры, которых, по словам студии, просто не существует.

Источник: Vero

И именно эти самые дотошные фанаты сделали «Снайдеркат» реальностью — их призывы убедили студию, нуждавшуюся в хите для HBO Max, пересмотреть своё отношение к режиссёру и предложить ему выпустить фильм. Снайдер же добился условий, которых не дали бы никому другому — фактически ему позволили воплотить свою мечту и реализовать картину в максимально близком к задуманному виде. За это режиссёр не получил ни доллара, ему выделили деньги лишь на досъёмки. Именно в этом уникальность «Снайдерката» — его бы просто не было без поддержки фанатов и личного интереса режиссёра.

К слову, Снайдер взялся за фильм во многом из-за дочери Отум. Зак — очень семейный человек, и, когда дочь покончила с собой, он с трудом пережил потерю. Из-за этого «Снайдеркат» он посвятил ей — в титрах, например, играет её любимая версия песни Леонарда Коэна — Hallelujah, а в самом фильме есть момент, где Бэтмен и Флэш проезжают на машине мимо билборда организации, которая занимается профилактикой самоубийств. И во многих интервью Снайдер говорит, что дочь всегда верила, что он способен снять этот фильм, и он хотел ей доказать это — пусть Отум уже и нет рядом.

В твиттере я встретил любопытное мнение от главного редактора XYZ Артемия Леонова, что «Снайдеркат» — фактически тот же фильм, но с рядом новых сцен. При этом он удивлён, почему люди решили, что это будет совершенно другое кино. Отчасти я об этом говорил выше — виноват маркетинг, работавший не на хардкорных фанатов, а на простых людей — им пытались донести идею, что увидят они новое кино, пусть и со старым материалом. А ведь «Снайдеркат» — это и правда тот же фильм, но с другим монтажом и контекстом, которого не хватало.  

Коллаж — ScreenRant

Фанаты настолько верили, что Снайдер придёт и наведёт порядок, что и студия стала вторить их ожиданиям, ведь так проще привлечь их к просмотру на стриминге. Это создаёт опасный контекст недоверия, что если финальный продукт фанатов не устроил, значит, где-то в недрах студии спрятана та самая версия от режиссёра, в которую не вмешивались продюсеры и которая всех устроит. Из этой теории, частично подкрепляемой словами Снайдера и актёрской команды, и родился «Снайдеркат». Люди годами убеждали себя, что в фильме лишь 30 минут от оригинального режиссёра, а остальное — дело рук Джосса Уидона.

Но ведь это не так. Посмотрите на интервью актёров, особенно Рэя Фишера, сыгравшего Киборга. Он много раз говорил, что в версии Уидона его персонаж был так сильно порезан, что он полностью лишился мотивации. Как следствие — герой был принят очень плохо. И «Снайдеркат» доказывает — персонажу и правда не хватало контекста, он выглядит гармонично в новой версии. Тот же принцип и со злодеем Степным волком — его Снайдер переработал очень сильно, и новая его версия не только визуально, но и сценарно лучше. Все эти сцены уже были в фильме, но Уидон их перемонтировал, пытаясь сменить тон. И получилось плохо. Выходит, движение за «Снайдеркат», требовавшее новой версии фильма, было право? А  студия долгое время отрицала её существование.

Новая версия фильма вроде бы задумывалась неким памятником фанатам, которые отстояли фильм, дожали студию, смогли убедить режиссёра довести дело до конца. Но на деле это памятник совсем другому — это монумент недальновидности студии, её тактическим ошибкам, её отсутствию единой линии среди руководства. Внутри Warner Bros. последние годы множество перемен, и этот внутренний хаос начался давно — по пути, который прошла «Лига справедливости» видно, как студия не понимала, какое решение будет правильным. И то, что мы всё же получили «Снайдеркат», как я говорил в начале, лишь следствие множества факторов, которые удачно совпали — это не часть долгосрочного плана студии.

Отсюда вытекают две обидные истины — мы вряд ли увидим продолжение этого фильма, хотя финал четырёхчасового эпоса открыто об этом говорит, и Зак Снайдер вряд ли вернётся к супергеройскому кино. Он ближайшие годы будет заниматься «Армией мертвецов» для Netfix, а от кинокомиксов, по словам самого режиссёра, он уже порядком устал. Но остановит ли это его суперфанатов? Сейчас, когда они как никогда поверили в свою мощь, которая помогла продавить студию, они будут лишь больше писать в соцсетях о том, что где-то там в глубинах Warner Bros. есть уже подписанный со Снайдером контракт о новых фильмах про супергероев. Осталось лишь его найти.

Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.

Понятно