С 23 июня в онлайн-кинотеатре START выходит сериал «Жиза» о буднях подростков в детдоме. Воровство, уголовные статьи и домогательства граничат с желанием выбраться из жестокой системы, существующей по принципу «Либо ты, либо тебя». Главные герои — Полина Красота и Якут — решаются на побег, украв деньги у лидера местной подростковой банды. Получится ли у них добраться до свободной жизни, когда путь к ней больше напоминает игру на выживание, чем приключение?
Первые серии уже доступны на платформе. В ожидании новых эпизодов мы поговорили с Валентиной Ляпиной — исполнительницей главной роли в «Жизе» — о подготовке к съёмкам, работе в комедии «Молодой человек», любимом аниме и поколении зумеров.
— Как ты себя чувствуешь после старта сериала?
— Волнительно, очень ждала эту работу. Я вложила в проект много своих сил, даже слишком. Но я очень полюбила свою героиню и саму историю, так что сериал для меня действительно важен. А вообще, съёмки оказались насыщенными, параллельно я ещё работала в другом проекте, так что даже пришлось восстанавливаться.
— Твоя героиня Полина в сериале «Жиза» очень хочет поступить в театральный вуз. Ты же начала сниматься до института. Расскажи, как так получилось?
— Думаю, Полина хочет стать актрисой, чтобы на неё больше обращали внимание, чтобы её наконец-то заметили и полюбили. Из-за дефицита заботы с детства для неё это действительно много значит.
Мне родители как-то раз в детстве предложили: «Валь, хочешь сниматься в кино?» Мы записались на кастинг, и меня утвердили. Как гиперактивный ребёнок, я всегда хочу всё попробовать. Мне и сейчас нужно постоянное развитие — внутреннее или внешнее. Иначе скучно.
— Ещё твоя героиня хочет побыстрее повзрослеть, выбраться из детдома: минуты считает до восемнадцатилетия. Хотелось ли тебе поскорее стать взрослой?
— Полине хочется повзрослеть только для того, чтобы наконец выбраться из жёсткой детдомовской системы. Её не устраивают условия — она мечтает о нормальной жизни, любви, самореализации. Я никогда не хотела специально повзрослеть, наверное, потому, что и так ощущаю себя старше своих лет. Мне сейчас 20, а кажется, что 24.
— Как думаешь, это из-за съёмок? Ведь надо быть постоянно в тонусе, следить за графиком…
— Думаю, да. Считай, с самого детства я привыкла работать, быть собранной, нести ответственность, одновременно совмещать съёмки со школой — это, конечно, трудно.
— Со сверстниками тебе не совсем комфортно общаться?
— Да, особенно в школе: мне мало с кем было действительно интересно, у некоторых даже не было целей в жизни, хотя, как мне кажется, 15-17 лет — это тот возраст, когда ты ищешь себя. Кто-то же целыми днями играл в комп или телефон, ходил по подъездам да пил «Жигули». У меня такого никогда не было, я всегда чем-то занималась, за что, конечно, спасибо родителям. Думаю, от них очень многое зависит: если семья забивает на ребёнка, то и у него вряд ли появится желание получать от жизни что-то новое, к чему-то стремиться.
— Твоя Полина в «Жизе» — довольно манипулятивная героиня, которая до конца идёт к своей цели. Тебе близка такая стратегия?
— Если я хочу чего-то достичь, я сделаю всё возможное, но идти по головам не стану. У Полины более жёсткие методы, оно и понятно — она часть системы, основанной на насилии. Так-то героиня просто хочет спокойно жить, добиваться своих целей и мечт.
— Ты к ней испытываешь сочувствие?
— Да. Я испытываю сочувствие вообще ко всем, кто вырос в детдоме. Когда я погрузилась в тему, поняла — это ад. Я в шоке, что у нас этот вопрос настолько табуирован.
— Расскажи поподробнее, как ты готовилась к роли?
— Перед съёмками я отстранилась на несколько дней от семьи, молодого человека и друзей. Я жила одна на своей волне, постоянно смотрела фильмы про детдом, интервью, общалась с воспитанниками. Когда ты остаёшься наедине с собой, начинаешь осознавать, что чувствуют ребята каждый день. Я поняла, почему Полина постоянно обороняется, ставит себя выше других, выглядит как bitch-boss. В противном случае, ей бы просто воспользовались. А так, к ней никто не прикасается, поэтому она единственная девственница в детдоме.
— В обоих проектах, что сейчас выходят на экраны — и в «Жизе», и в «Молодом человеке», ты играешь подростков. Приходится что-то подсказывать режиссёрам про зумеров? К какому поколению ты себя причисляешь?
— Не хочу относить себя к какому-то конкретному поколению. Я такая, какая есть.
— При этом, в «Молодом человеке» юмор часто строится на сленгах разных поколений. Бывало ли, что ты сама не понимала, о чём говорили зумеры?
— Да, конечно! В «Жизе» та же самая история. Я вот даже не знаю, как правильно: жИза или жизА? Где-то пишут, что жИза, а где-то — жизА. Я привыкла говорить «жИза». Некоторые слова из реплик я просто гуглила! Я редко говорю «краш» или «кринж». Не люблю коверкать слова и материться. Я человек читающий, мне не очень импонируют сленговые выражения.
— В «Молодом человеке» и «Жизе» (я уже и сама запуталась, как правильно) у тебя совершенно разные героини, как мне кажется. Расскажи, какая тебе ближе и почему?
— Каждая моя героиня — это в той или иной степени я. Порой я могу вести себя как Полина, стать резкой и принципиальной. Но её поведение — это защитная маска. Я же стараюсь не обороняться и не закрываться, наоборот, искренне пытаюсь понять окружающих меня людей — будь это режиссёр или случайный человек на улице. Конечно, с Настей из «Молодого человека» у меня больше общего, хотя я и не фанатка аниме! Плюс, в фильме у неё случается гормональный выплеск на героя Паши Табакова — я, конечно, так себя не веду.
Наверное, больше всего я похожа на свою героиню в фильме «Зови меня дрозд» — это фестивальная лирично-меланхоличная драма про взросление парня на фоне развода его родителей. Я играю любовь всей его жизни.
— В одном из интервью ты рассказывала, что твоё детство прошло в детских лагерях и кружках: танцевальных, вокальных, тхэквондо. Как этот опыт помог в «Молодом человеке»?
— Очень помог! На самом деле, я много ностальгировала во время съёмок: мы ещё жили все вместе, что очень напоминало пионерлагерь для взрослых. Так-то любой опыт всегда как-то пригождается: есть на что опираться, к каким воспоминаниям обращаться.
— У тебя не было таких гормональных всплесков, как у Насти?
— (Смеётся.) Нет-нет! Такого, конечно, не было.
— Как ты уже сказала, твоя героиня увлекается аниме. Как ты относишься к этому жанру?
— До съёмок «Молодого человека» я смотрела только мультфильмы Хаяо Миядзаки. Я его фанатка! С детства очень люблю «Унесённых призраками» — пересматривала уже раз пятьдесят и каждый раз всё равно плачу. Но Настя смотрит совершенно другое аниме: при подготовке к съёмкам я марафонила «Тетрадь смерти», «Сейлор Мун», «Наруто», «Евангелион», «Кошечка из “Сакурасо”» — старалась выбирать не похожие друг на друга истории, так как время было сильно ограничено.
— На что вообще ты готова пойти ради роли?
— Практически на всё, но я принципиально не раздеваюсь в кадре догола. Если нужно частично обнажиться — всегда обсуждаю с режиссёром, что конкретно будет происходить в кадре. И в «Жизе», и в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» были подобные сцены, но всё это заранее оговаривалось. А так, готова менять цвет волос, худеть, толстеть — это же безумно крутой опыт! Вообще, подготовка к роли — это самое интересное.
— А почему такой блок именно на оголении?
— Это не блок, я просто не понимаю, зачем нужны такие сцены. Если бы я хотела оголяться, то пошла бы в порноактрисы.
— Но такие сцены могут быть сюжетно оправданы.
— Они обязательно должны быть оправданы! Особенно полное оголение. Но я не зарекаюсь: может быть, в фильме Нолана я когда-нибудь и разденусь (смеётся). Пока я не вижу в этом смысла. Мне кажется, это может только навредить: я молодая девчонка, зачем мне раздеваться перед всеми? Я же пришла показывать своё актёрское мастерство, умение передавать эмоции, перевоплощаться в своих героинь.
— Что для тебя важно в работе с режиссёром?
— Важен коннект: бывает, у вас слишком разные взгляды на творческий процесс. Приходится постоянно искать компромиссы, но это забирает много сил и времени. Для меня кино — это сотворчество всех цехов. Один ты точно не вывезешь. Плюс, режиссёр должен чётко понимать, что он делает и чего хочет.
— Твои большие роли были в комедии, подростковой драме и в подростковой комедии. В каком жанре или амплуа тебе бы хотелось сыграть?
— Мне нравятся социальные драмы, но это мегатрудный жанр! Я снималась в жёстком фестивальном кино, где играла героиню, забеременевшую в 16 лет. Мне бы хотелось ещё попробовать себя в чём-то подобном. Плюс, мне интересны жанры, в которых я пока не работала: артхаус или мюзикл, например. Люблю открывать что-то новое в себе.
— Блиц! Любимый анимационный фильм или сериал?
— «Унесённые призраками» и «Анастасия».
— Лучший сериал для подростков?
— Ох, один сложно выбрать, столько всего крутого выпускают! Пусть будет топ-3: «13 причин почему», «Конец этого ***ого мира» и, конечно, «Эйфория».
— Какую из эмоций сложнее всего сыграть на съёмочной площадке?
— Никакую, если нет отвлекающих факторов. Я стараюсь максимально вжиться в роль и всё прочувствовать.
— С каким актёром или актрисой хотела бы поработать?
— Кого-то одного сложно выделить. Из актрис мне бы хотелось поработать с Николь Кидман, я с детства её обожаю; Анджелиной Джоли и Милли Бобби Браун. Из актёров выберу Мэттью МакКонахи, Мадса Миккельсена и Джеймса МакЭвоя.
— Во сколько лет начинается старость?
— Старость может вообще не наступить, если ты остаёшься ребёнком в душе. Для меня старые люди — это те, кто сам себя так определяет, кто не хочет познавать новое. Человек и в двадцать лет может быть старым.
— Как часто ты репетируешь перед зеркалом?
— Никогда!
— Если бы ты могла сняться в сериале или фильме, который уже выпущен, то в каком?
— В «Острове проклятых»! Я бы хотела стать хотя бы самой маленькой частью этого фильма. Хоть сумасшедшего сыграть, который ходит по фонам!
— О чём ты можешь сказать: вот это жиза?
— Жиза — когда всё летит к чертям.