Обнажите клыки! К выходу нового фильма о кровососущих «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» (Vampire humaniste cherche suicidaire consentant), сосредоточенного на теме взросления и обретения себя, французский журналист Джейсон Беливо взял интервью у режиссёра Ариан Луи-Сейз. Приводим целиком эксклюзивную беседу о немецком экспрессионизме, фильмах о вампирах, работе с коротким метром и подборе актёров. Читаем!
— «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» — ваш первый полнометражный фильм. Долгие годы вы снимали только короткометражки, получившие высокие оценки как в Канаде, так и за рубежом. Почему решили взяться за полный метр?
— Я мечтала о полном метре ещё когда снимала первую короткометражку в 2016 году — «Дикая кожа». Я прорабатывала эту идею, но в итоге мне пришлось отложить её в долгий ящик. Этот первый писательский опыт позволил мне раскрыть свою творческую натуру. Тогда я начала воплощать идеи на экране, снимая одну короткометражку за другой. Спустя пять проектов ощутила непреодолимое желание двигаться в сторону более крупных форм. Я попала в пучину множества источников вдохновения: от инди-фильмов о взрослении до жанрового авторского кино, к которому испытываю глубокий трепет. В этот момент меня внезапно озарила идея фильма о вампире. Вдохновили «Девушка возвращается одна ночью домой», «Выживут только любовники» и «Побудь в моей шкуре».
Писательство порой может быть трудной задачей, которую нужно выполнять в одиночку. Но в этот раз я чувствовала острую необходимость сохранить веселый настрой, нотку сумасшествия, свободы, чрезмерности происходящего. Поэтому я решила писать сценарий в соавторстве с моей подругой Кристин Дойон, у нас схожее чувство юмора. Мне казалось, что соавторство как-то изменит мой подход к писательству, сделает менее спонтанным.
— Значит, это был первый опыт совместного создания сценария? Что ещё, помимо дружбы, заставило вас остановить выбор на ней?
— Сценарии для короткометражек я пишу сама, так что — да, опыт первый. Самое главное — найти партнёра, который не станет ограничивать твоё воображение, а наоборот, даст ему новую пищу, поможет развиться. Я доверилась своей интуиции, указавшей мне на Кристин, и ничуть не пожалела: работать вместе было очень весело! Ей превосходно даются диалоги, я понимаю все её шутки.
Обычно в моих фильмах полно отточенных персонажей. Я детально прорабатываю атмосферу и своеобразие картинки. В этом фильме мне тоже хотелось оставить некую стилистическую подпись, но ещё сохранить комедийный настрой, сконцентрировав при этом внимание зрителя на диалогах и красочных персонажах.
— Вы уже сказали, что в «Вампирше-гуманистке» смешались вампирское кино, комедия и история взросления. Чего, на ваш взгляд, в фильме больше?
— Отправной точкой стала история взросления. Больше всего меня впечатляет то, как персонаж рьяно ищет собственную суть. Подростковый возраст всегда оставляет неизгладимый след в наших жизнях. Мы прощупываем собственные границы и границы других людей, подвергаем сомнению всё вокруг. Ещё мне нравится сталкивать жанры между собой. Мои короткометражки невозможно вписать в строгие рамки. Я позволяю мирам, которые разворачиваются в них, увлечь меня. Доверяю чутью и, если по пути встречается забавный или неустойчивый элемент, следую за ним, нарушая всякие границы.
— Образ Саши очень близок к мрачным и романтизированным вампирам из книг и фильмов. Её родственники тоже достаточно яркие персонажи, но ведут вполне реальную жизнь. Даже банальную.
— Мне было интересно изучить эту линию. Представьте, что у вампиров тоже есть насущные проблемы: что женщина должна справляться с большой интеллектуальной нагрузкой, а дети порой отказываются покидать семейное гнездо, прирастая к комфорту. Всё это должно быть и в жизни вампиров тоже. Было так забавно создавать томную атмосферу, присущую жанру, но мне нужно было сделать так, чтобы зритель всё же ассоциировал себя с персонажами.
— Сара Монпти оказалась идеальной Сашей, словно эта роль была заранее написана прямо для неё. Как так получилось?
— В процессе написания сценария я вовсе не старалась подбить его под чей-то образ. Когда проходил кастинг на роль Саши, Саре как раз присудили награду на ежегодной кинопремии Квебека (Québec Cinéma Gala) в категории «Дебют года» за главную роль в фильме Себастьяна Пилота «Мария Шапделейн». Было понятно, что её ждет головокружительная карьера, но кроме этого, я ощутила в ней какую-то «вампиричность», уверенность в том, что она смогла бы отлично сыграть юную шестидесятивосьмилетнюю девушку. В ней есть некая трогательная глубина.
А когда я увидела её рядом с Феликсом-Антуаном Бенаром, которого мы выбрали на роль Пола, то сразу поняла, что мы нашли актёров на главные роли. Они оба по-своему чудаковаты. Они понравились друг другу, и это словно стало логичным результатом встречи двух обездоленных существ, которые не понимают друг друга, но ведут одну и ту же внутреннюю борьбу.
— Вы также привлекли актёров, с которыми уже работали в коротком метре.
— Я обожаю кастинги. Даже персонажи второго плана должны обладать искрой безумия. Для меня важно поддерживать длительные отношения с актёрами. Убедить их было несложно. Они хотели изучить населённый вампирами мир, а я находилась в поисках цельных образов.
Будучи сценаристом и режиссёром в одном лице, я в первую очередь думаю о персонажах. Они — мой якорь. Задача в том, чтобы показать максимально реалистичные и глубокие характеры. Я перечитываю сценарий глазами своих персонажей. Их реакции и действия всегда неслучайны. Вот почему к финальной версии сценария я в точности знаю, чего хочу добиться от актёров в каждой сцене. Этот способ позволяет лучше изучить созданный мир. С его помощью я всегда готова воспринимать идеи, исходящие от актёров. Обсуждаю своё видение со всеми, кто причастен к созданию проекта. И я доверяю им, ведь мне нравится их вкус и я восхищаюсь их талантом. И конечно, хочу, чтобы моё видение превалировало, но при этом пытаюсь не быть жёсткой, чтобы вся работа стала плодом общего труда.
— С первой короткометражки вы работаете совместно с оператором Шоном Павлином. Какой подход вы выбрали в плане визуальной стороны этого фильма? Несколько сцен снималось ночью и в некотором роде вам пришлось привлечь эстетику хоррора.
— Мы с Шоном подбирали подход параллельно друг другу. Я поделилась с ним своим видением, и он понял, что мне нравится создавать интересные миры, которые привлекают и очаровывают зрителя. Мне не хотелось создавать нечто замкнутое. В поиске подходящей картинки мы просмотрели множество фильмов о вампирах: нам не хотелось имитировать чужой стиль, но хотелось намекнуть на него. Мы взяли мрачность, типичную для этого жанра, но не отвергали свет и краски, ведь они тоже участвуют в повествовании. Было очень забавно работать с контрастом.
— При просмотре фильма я не мог избавиться от мысли о немецком экспрессионизме. Операторская работа, освещение, которое порой становится отражением настроения Саши, её внутреннего смятения…
— Да, и лучший пример — мигающий свет. Он появляется в те моменты, когда внутри Саши просыпается вампир. Это символ внутренней борьбы, когда её необъятная человечность сталкивается с сущностью вампира. С того момента, когда у девушки впервые прорезались клыки, инстинктивная жажда и внутренние побуждения искажают её мысли. С помощью освещения мы попытались передать внутреннее смятение.
Вдохновением стали как раз немецкий экспрессионизм и фильмы о вампирах, так же как кино о подростках конца 1990-х и начала 2000-х. Мы исследовали визуальную фактуру и освещение, характерные для них. Под их влиянием и родилось визуальное устройство нашей вселенной. Мне кажется, что эти отсылки порождают ностальгию, а она усиливает тоску, пронизывающую весь фильм.
— Баланса между различными стилями можно достичь на этапе монтажа. На роль монтажёра вы выбрали кинорежиссёра Стефана Лафлёра, а в его работах, как известно, смех всегда переплетается с грустью. Помогло ли его творческое чутьё вам подобрать верный оттенок?
— Мне нравятся кинематографические миры, которые умеет создать Стефан. В них сдержанный юмор соседствует с меланхолией. Мы из одной касты, и поэтому я так хотела работать именно с ним. После монтажа фильм полностью соответствовал сценарию, всё получилось очень естественно. Наше с ним понимание концепции ни разу не расходилось. Он уловил суть с самого первого прочтения сценария. К тому же монтаж начался ещё до того, как мы закончили съемки, так что бесценные комментарии Стефана начали поступать, когда мы находились на съемочной площадке. А первый вариант монтажа был у нас на руках уже спустя две недели после того, как мы свернули камеры.
— В последние годы жанровое кино в Квебеке вышло за рамки, его аудитория постоянно расширяется. Теперь зрителям нужны самобытные, разнородные идеи. В процессе создания фильма вы задумываетесь, как воспримет его зритель?
— На вопрос, можно ли назвать «Вампиршу-гуманистку…» фестивальным кино или нет, я не знаю ответа. Я бы хотела, чтобы его показали на международных фестивалях, хотела бы получить отзывы от людей со всего мира, но и мнение жителей Квебека меня тоже интересует. Я надеюсь, у меня получилось предложить зрителям пройти некоторый путь, который я бы и сама, на их месте, не отказалась бы преодолеть. Я верю, что этот фильм сможет завоевать любовь как молодёжи, так и киноманов, но лишь время покажет!