«Кто следит за вами через камеру лаптопа? Почему в ваших снах размещают рекламу? С незапамятных времён миром правит тайная группа древних элит». Представьте, что теории заговора не вымысел: рептилоиды действительно мимикрируют под людей, Земля плоская, а селебрити клонируют. Будто не одно тайное сообщество реально, а все сразу. Кто-то же должен их скрывать от простых граждан и фиксить ситуацию, если вдруг они взбунтуются?
Этим и занимаются герои «Корпорации “Заговор”» (Inside Job) — нового сериала от автора «Гравити Фолз» Алекса Хирша и Сион Такэути («Разочарование», «Вся правда о медведях»). Шоу только-только вышло 22 октября на Netflix, но мы уже посмотрели его целиком. Нам кажется, это какая-то теория заговора: мультсериал выложили на стриминг в пятницу, а впереди свободные выходные. Советуем посвятить их первому сезону Inside Job (заговорщики не заставляли нас рекламировать проект, если что, это личная инициатива). Дело в том, что создатели умудрились внедрить в сериал примерно миллион поп-культурных отсылок, рассказать о десятках заговоров, показав это всё иронично и лаконично. Но прежде давайте немного познакомимся с миром Inside Job (без спойлеров) и ответим на главные вопросы, возникшие ещё после выхода трейлера.
В центре сюжета — Рейган Ридли, тридцатилетний трудоголик, вундеркинд и просто уставшая женщина с синяками под глазами и страстью к науке. Она работает в Cognito Inc. и живёт с отцом Рэнди Ридли, который некогда тоже был сотрудником корпорации, заполучил в ней долю, но теперь оказался «в штанах с пятнами от читос» — то ли на пенсии, то ли в запое.
Сотрудники Cognito Inc. занимаются тайными сообществами: они не только скрывают их от глаз большинства, но и следят за тем, чтобы все они сосуществовали в балансе. В команде Рейган: полудельфин Гленн, отдавший ДНК стране, гриб-экстрасенс из полой Земли Майк, разработчик болезней и лекарств от них Андре, новенький простачок Бретт и глава отдела манипуляций и СМИ Джиджи. В глазах Ридли все они выглядят полнейшими тунеядцами: успевают отдыхать, страдают от похмелья и не забивают на личную жизнь. Ох уж этот work-life balance, конечно.
И проведём мини-FAQ о главных ожиданиях от Inside Job.
1. Inside Job похож на Gravity Falls?
И да, и нет. Алекс Хирш падок на таинственные истории, раз вместе с Диппер и Мэйбл мы натыкались на гномов, притворяющихся зомби, и знакомились с роботизированным Лохнесским чудовищем. Inside Job сильно отличается по проработке персонажей, уровню отсылок и поп-культурных оммажей, выбранной теме, но в концепте чувствуется Хирш. Как в Gravity Falls нас отвлекали от большого секрета, так и в Inside Job при всём количестве конспирологических теорий кто-то что-то не договаривает. Не будем вдаваться в подробности, оставим загадочный флёр (иначе спойлеры).
2. Рейган Ридли — Рик Санчез 2.0?
Когда вышел трейлер Inside Job, многие увидели схожесть Рейган Ридли с Риком Санчезом: оба учёные, явно асоциальны, да ещё и внешне похожи растрёпанностью, одеждой и синяками под глазами. Но после знакомства с Рейган в первых эпизодах такие ассоциации пропадают: «Я не сумасшедшая, я разочарованная». Если уж и сравнивать с «Риком и Морти», Рейган скорее похожа на альтернативную Бет, какой бы она могла стать, не брось её отец.
Отношения Рейган с отцом не такие безнадёжные, как у Бет с Риком, что логично: всё-таки Рэнди не бросал дочь. Порой герои сближаются и больше друг другу доверяют, порой связь становится слабее. Рейган выросла асоциальной женщиной: отец разработал робота-медведя для объятий с дочерью, чтобы не обнимать её самому, поэтому она панически боится тактильности с кем-либо. Героиня, по сути, была для Рэнди экспериментом: как и у многих вундеркиндов, у Рейган не было друзей, а детство прошло в непрекращающейся учёбе.
Героиня изобретательна: ещё ребёнком она мутирует обычных черепах в команду черепашек-ниндзя, а позже на работе придумывает систему с пятью руками, чтобы стать эффективнее. Только в отличие от Рика Санчеза героиня не закрывается от людей: она пытается социализироваться, рефлексирует и развивает эмоциональный интеллект. Из работяги постепенно выползает выгоревшая женщина, которую искренне хочется обнять.
Поп-культура VS теории заговора
Теперь, когда мы поближе узнали героев Inside Job, переходим к самой мякотке сериала. Как мы уже писали, Inside Job фокусируется на теориях заговора — от кротолюдинов, живущих в полой Земле, до общества плоской Земли. Причём основной вопрос, который больше всего заботит интересующихся — реальны ли все эти тайные организации — сериал снимает в самом начале. Для мира Inside Job рептилоиды, клоны и роботы-президенты — безусловная истина. Интереснее вот какой момент: как уживаются с людьми и друг другом все эти тайные организации? И где их слабые места?
Inside Job раз за разом напоминает переживающим о банальном, но важном моменте: идеала не существует. Вот вообще. Даже среди тайных сообществ. Какими бы деловыми и устрашающими они не казались, грозные чуваки в мантиях и странных масках тоже грешат. При этом, они обитают в одной экосистеме с простыми людьми, где всё со всем связано. А что способно объединять разные сообщества и группы? Правильно: поп-культура.
Концентрация поп-культурных отсылок, приколов и оммажей в Inside Job запредельная: процентов 80 всех диалогов строятся на известных образах, а некоторые эпизоды копируют киношные вселенные. Вот несколько реплик героев без контекста (иначе спойлеры), чтобы вы понимали масштаб:
— Я просил косить под миллионера, а не под Мистера Подхвоста.
— Если перейти за край, окажешься на другом конце, как в Pac-Man.
— Прогуляйтесь по Лунотопии, но только не на тёмную сторону!
— Мы выключаем вай-фай, чтобы ты не смог подключить ракеты или узнать, кто такие фурри.
— Бонд. Команда Бонда.
— Давайте переставим вам мозги. Чумовая пятница, чуваки!
Если присмотреться, многие тайные сообщества фанатеют от известных франшиз или селебрити. И порой именно поп-культурные образы помогают героям справиться с бунтовщиками. Так приверженцы теории о плоской Земле слепо верят фактам из фильма «Брюс Всемогущий» с Джимом Керри в главной роли. Рептилоиды клянутся в суде на диске «Годзиллы 2000». А клоны президентов падки на образ Лолы Банни.
Сотрудники Cognito Inc. сами выросли на популярных фильмах, играх и сериалах. Так для Бретт особенно важен фильм The Growing Years о любящей семье — он давно помогает герою справляться с одиночеством. Рейган непонятна такая страсть к поп-культуре и пересмотру кино. В её детстве не было времени для фильмов и игр: «Ностальгия — херня, превращающая взрослых в детей, спорящих про “Охотников за привидениями”, пока мир сгорает». Но постепенно разбираясь в собственных травмах и наблюдая, как объединяет поп-культура, Рейган осознаёт это упущение.
Интересно, что сериал говорит не только о хорошем в поп-культуре. В незатейливом саундтреке создатели шутят над бесконечными ремейками: «Смотри кинцо, которые все обожают. На них будут снимать ремейки снова и снова, пока ты не умрёшь». Рейган также рассказывает о скрытой рекламе в «Телепузиках», где призывают сортировать мусор и удалиться из твиттера.
Inside Job — анимационная губка, впитавшая в себя самое лучшее: от иронии на поп-культурном языке до сюжета, напичканного тайнами и секретами. Вдобавок вас ждут трогательные и местами болезненные истории героев, постоянные приключения к центру полой Земли и на Луну, знакомство с существами, о которых вы только могли предполагать — и всё это от создателя «Гравити Фолз». А Алекс Хирш вас точно не мог подвести.