В прокат вышел хоррор «Нежить» (In a Violent Nature) о беспощадных убийствах в глухом лесу от режиссёра Криса Нэша. Критики уже сошлись во мнении, что дебютная работа полностью переосмысляет привычный жанр слэшера, хотя и не обходит стороной кровавые убийства. Но пошёл ли такой ход на пользу фильму и способен ли он напугать, расскажем в статье.
Неспешно гуляю по лесу, лениво убиваю людей
Группа друзей приезжает в лес, чтобы отдохнуть на природе. В ходе прогулки они находят кулон, висящий на дереве около полуразрушенной заброшенной постройки, и забирают его. Это пробуждает жуткое изуродованное существо, заключённое в теле убитого много лет назад маньяка. Он бродит по лесу в поисках украденной вещи и убивает всех, кто попадается на пути. Зрителю не объясняют его истинные мотивы, как и не раскрывают личности жертв. Весь фильм нам лишь позволяют слепо следовать за спиной молчаливого флегматичного маньяка сквозь чащу леса.
При создании ленты Крис Нэш опирался на культовые хорроры, следы которых легко разглядеть на почве повествования. Убийства на озере как в «Пятнице 13-й», кровавая резня, как в «Техасской резне бензопилой», или преследование группы друзей, приехавших в лес, как в «Грибах». Медлительное, практически бессловесное повествование напоминает «Скинамаринк», хоть и не дотягивает до того уровня напряжения. Нас не пугают скримерами или леденящими кожу историями: фильм показывает зубы всего пару раз во время жестоких и подробных убийств. Почти всё повествование занимает прогулка убийцы по лесу, подслушивание разговоров, медитативное наблюдение за движением листьев на деревьях в лесу. Так в чём же фишка?
Режиссёр использует привычные тропы, но выворачивает их наизнанку, каждый раз обманывая ожидания зрителя. Например, здесь не будет скримеров и зловещей музыки — большую часть повествования слышны лишь звуки природы, которая становится условным главным героем:
«Для нас было важно, чтобы мы чувствовали себя в лесу с ощущением изоляции на очень обширной территории. Где вы почти чувствуете угрозу остаться в одиночестве посреди леса — даже без монстра с топором, который охотится за вами», — говорил режиссёр.
Вдохновляясь «Ритуалом» Питера Картера 1977 года, Нэш выделяет лесу северного Онтарио центральное место. Однако чаща не вызывает страха и напряжения, лишь позволяет любоваться природой и движением солнца между деревьев во время того, как окровавленный маньяк идёт через полянку. Он — хищник, защищающий свою территорию от посторонних, к этому и отсылает оригинальное название In a Violent Nature (в жестокой природе).
Режиссёр заходит дальше и лишает убийцу голоса, чувств и обширной предыстории, а спасающимся от него беспечным туристам стирает личности. Дерзкий приём, но довольно проблематичный — сработать он может только при первом просмотре, а на некоторых и вовсе не окажет эффекта.
« Я считаю, что тропы — это здорово, но они так часто используются не по назначению… — говорит Нэш. — Однако они создали короткую форму подачи информации для аудитории, где не нужно глубоко вникать в предысторию».
В теории это работает. В исполнении — едва ли. Отказываясь от всех привычных приёмов, Нэш также убирает всё, что могло зацепить зрителя. Фильму попросту не хватает напряжения, а героям объёма. Персонажи обезличены, поэтому переживать за них невозможно. Истинные мотивы маньяка сокрыты, а значит не появится и сочувствия. Лента становится пресной, как блюдо без приправы.
Единственная сцена, способная действительно вызвать страх, как раз возвращает зрителя к привычным приёмам, ненадолго перемещаясь с угла стороннего наблюдателя к видению жертвы. Вот тогда пугает любой лесной шорох, заставляет замереть мельчайшее движение листьев. Возникает ощущение, что ты — маленький оленёнок, настороженно всматривающийся в чащу, в ожидании хищника. Но стоило ли так экспериментировать?
Несмотря на попытку создать нечто новое, «Нежить», тем не менее, вряд ли удивит вас, как в своё время необычным углом зрения зацепил «Хардкор», а уровнем напряжения и видением хоррора «Скинамаринк». Отчасти дело в том, что при обилии самых разнообразных хорроров зрителя трудно поразить необычными решениями, отчасти — что отказ от всех привычных приёмов был слишком самонадеянным. Но дебют не всегда бывает громким. Возможно, Нэш ещё сможет нас впечатлить.