Последние дни Голливуда: как киноиндустрия пытается пережить пандемию

Лена Николаева

В конце ноября в The New York Times вышел материал с обзором киноиндустрии в 2020 году. Итоги неутешительные — Голливуду приходится очень быстро подстраиваться под новую норму. Но справится ли он? И как это отразится на российском кинопрокате? Пробуем разобраться.

Разговоры о том, что стриминговые платформы заменят кинотеатры, ведутся уже давно. Однако на фоне пандемии они стали возникать ещё чаще. Можно ли вообще считать фильм важным и популярным, если его даже не покажут на большом экране? The New York Times отмечают: «За 110-летнюю историю американской киноиндустрии ещё никогда не происходило столько потрясений так быстро и по всем фронтам». Сценаристы, режиссёры, руководители студий, агенты и актёры почувствовали себя слепыми котятами в большом и опасном мире.

Марго Робби на красной дорожке церемонии Оскар в 2018 году. Фото: IMDB

Локдаун практически полностью лишил Голливуд привычной культуры, которая всегда притягивала взгляды людей по всему миру. Уже практически год мы не видели фотографий с ковровых дорожек, премьер и торжественных обедов. По факту Голливуд стал типичным удалённым офисом — звёзды получают награды и дают речи в Zoom.

На фоне этого свой ренессанс переживают стриминговые платформы: например, пиксаровская «Душа» выйдет эксклюзивно для Disney+, а «Чудо-женщина 1984» одновременно с выходом в кинотеатрах будет на HBO Max. Ещё в апреле Netflix объявил о том, что с начала пандемии на сервисе прибавилось 16 миллионов людей.

Режиссёрка «Сельмы» и «Излома времени» Ава Дюверней относится к ситуации оптимистично. Она уверена, что локдаун — это отличная возможность изменить привычный уклад:

Все эти изменения, произошедшие в короткий срок, действительно показывают, насколько шаткой была почва с самого начала.

Она также добавляет, что cчитать, будто люди больше никогда не будут ходить в кино — это излишний драматизм.

В России кинотеатры пережили первую волну с трудом — они перестали работать 23 марта, а к началу августа начали работать только в 27 регионах. Несмотря на то, что постепенно всё возвращалось к привычному режиму, результат был плачевным: люди редко приходили на фильмы по одной очевидной причине — в афише не было ничего интересного, ведь все крупные голливудские премьеры уже десять раз перенесли на следующий год. Выживать в таком формате и без господдержки кинотеатрам сложно, поэтому они... да, да, вы угадали — тоже начали пытаться пробовать перейти на онлайн-формат и стриминговые платформы.

Мы обратились за комментарием к независимому PR-специалисту в сфере кино Олегу Рудакову. Он отметил, что переносы голливудских фильмов сказались на российском кинопрокате крайне отрицательно — достаточно посмотреть на таблицы кассовых сборов:

Например, последний осенний викенд собрал всего 241 миллионов рублей — здесь учитываются все фильмы, которые сейчас в прокате. Если сравнивать с результатами прошлого года, то только одно «Холодное сердце» собрало тогда 800 миллионов.

Рудаков также добавляет, что кинотеатры не могут заполнить даже разрешённые им 25% рассадки — люди просто реже ходят в кино.

Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Кажется, стриминговые платформы действительно остаются практически единственной возможностью выжить. В своём комментарии The New York Times продюсер фильма «Эрин Брокович» Майкл Шамберг отмечает: «Кино как вид искусства не умрёт. Но традиция, на которой мы все выросли, полюбив смотреть фильмы в кинотеатрах, уже исчезла. Кино нужно переосмыслить так, чтобы нам не было важно, где мы его смотрим. К сожалению, многие люди не готовы признать это». Если вы были уверены, что хорошие фильмы можно смотреть только на большом экране, у нас плохие новости — пандемия показала, что большинству вполне нормально смотреть «современную классику» на диване с чипсами (и это здорово).

Также важно помнить, что за карантин молодая аудитория (особенно зумеры) успели привыкнуть к просмотру фильмов на Netflix и других стримингах. Смогут ли они вернуться к привычке ходить в кино так часто, как это делали их родители? Или Голливуд и кинопрокатчики не смогут найти способа их привлечь.

Эту ситуацию Олег Рудаков прокомментировал следующим образом: «На самом деле, именно аудитория, которой близок интернет, смогла обеспечить рекорд пост-карантинного времени, сходив на фильм «Непосредственно Каха». За первый день проката он собрал больше, чем «Довод», хотя сейчас, конечно, абсолютный рекорд принадлежит Нолану. У «Непосредственно Каха» была в первую очередь фанатская аудитория — тех, кто смотрел веб-сериал на YouTube. То есть в кинотеатры пришли те люди, которые, как нам казалось, всё смотрят в онлайне». Пожалуй, надежда всё же есть.

По факту, Голливуд сейчас проходит через кризис самоидентификации и как он из него выберется, всё ещё не очень понятно. В России, по словам министра культуры Ольги Любимовой, киноиндустрия несёт миллиардные потери и страдает больше всех остальных. Замминистр культуры России Максим Ксензов отметил, что без финансовой поддержки через два-три года возникнет дефицит российских картин. Остаётся только наблюдать за происходящим.

Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны

Понятно