Да разверзнет господь последний сезон «Рассказа служанки» (Handmaid’s tale), ибо спустя столько лет мы наконец узнаем, чем же закончится история Джун Осборн (Элизабет Мосс)! 8 апреля после перерыва в 2,5 года вышли первые три серии шестого сезона сериала «Рассказ служанки», снятого по мотивам одноимённого романа Маргарет Этвуд. Эта антиутопическая история вышла в печать в далёком 1985 году (почти Оруэлл). Финал, восторженно встреченный критиками, обещает стать кульминацией борьбы с тоталитарным режимом Республики Гилеад — государства на территории современных Штатов
Интересно, могла ли писательница представить, что спустя 32 года её безымянная мученица станет социальным феноменом? Ведь книга уже была экранизирована ранее, но фильм не оставил особого следа в истории. Премьера «Рассказа служанки» с Наташей Ричардсон в главной роли прошла в 1990 году. Картина получилась довольно неплохой для своего времени и очень близкой к оригиналу, однако, фурора на зрителя не произвела.
Датский композитор Пол Рудерс тоже настолько преисполнился этой антиутопией, что в 1998 году написал оперу «Рассказ служанки» с прологом, прелюдией, двумя действиями и эпилогом. Послушать эту необычную интерпретацию можно здесь (понадобится турецкий или индийский аккаунт).
Но вернёмся к сериалу. Он вышел гораздо масштабнее всех предыдущих адаптаций и шагнул далеко за пределы страниц. Книжная история заканчивается в финале первого сезона, где чёрный фургон увозит героиню в неизвестность. На свободу или на казнь — никто не знает. Маргарет Этвуд предоставляет читателю возможность сделать свой выбор, а сценаристы сериала принимают решение за нас. Служанке по имени Фредова (Оригинал: Offred — от имени владеющего ей Командора) суждено жить.
В отличии от фильма, сериальная Фредова делится своими мыслями, что очень помогает зрителю разобраться в истории Гилеада, его законах, порядках и по большей части фальшивой религиозности. Она рассказывает, что происходит, что она об этом думает и куда конкретно они могут засунуть свои «благословения плоду». Да, в выражениях девушка не стесняется.
За остекленевшими глазами и покорными манерами прячется надломленная, но ещё не сломленная женщина, которая готова на всё, чтобы выжить.
— Возьми апельсины, Фредова. Пойдём домой вдоль реки?
«Мне не нужны апельсины, мне нужно схватить ближайший автомат»
— Было бы славно.
«Собери свое чёртово дерьмо в кучу!»
Этим героиня значительно отличается от своего книжного прототипа. Она более экспрессивна и эмоциональна. Бунтарка. В конце первого эпизода она раскрывает своё имя, и это тоже акт неповиновения — в отличии от книги, сериальная Джун Осборн не позволяет стереть настоящую себя. Подобные изменения шоураннер проекта Брюс Миллер согласовывал лично с Маргарет Этвуд.
В первоисточнике история Фредовой восстанавливается по её тайным записям на аудиокассетах. Джун же отказывается покорно принимать судьбу и напролом идет вперёд с рвением деревца, растущего между бетонных блоков. Даже посреди тотального государственного контроля, она присоединяется к организации сопротивления Mayday, отправляет за границу Гилеада своего новорожденного ребёнка, руководит операцией по переправке в Канаду целого самолёта похищенных Гилеадом детей и сбегает сама, продолжая борьбу за свою первую дочь Ханну.
«Она должна быть безжалостнее, чем они. Она должна быть более жестокой, чем они. Сильнее и умнее. Она станет почти безумной, чтобы никто не помешал ей сделать то, что она должна» — говорит Элизабет Мосс о своей героине.
На сегодняшний день «Рассказ служанки» — один из самых важных и актуальных сериалов, который поднимает вопросы женских прав и свобод во всем мире. На экране мы видим, как под дулом пистолета женщины из равноправных граждан превращаются в бесправные инкубаторы для рождения детей, обслуживающий персонал и бесплатных работниц. Их одежда — униформа, а существование — не жизнь, а функция.
Для многих женщин, к сожалению, это совсем не фантастика — это и пыталась донести Маргарет Этвуд в 1985 году. Описывая Гилеад, она обращалась к исследованиям и иллюстрировала традиции и обычаи, которые действительно существовали в разное время в том или ином обществе. Это не выдумка — даже сегодня.
В 2025 году в разных странах мира всё ещё существуют принудительные браки, психологическое и физическое насилие, калечащие операции, запрет абортов, запрет на женское образование — и это лишь верхушка айсберга. Поэтому неудивительно, что уже после первого сезона сериал впервые за всю историю стриминговых шоу Hulu получил четыре награды «Эмми» и оказался на 25 месте в списке «100 лучших телевизионных шоу XXI века» по версии The Guardian.
Сериальная форма служанок стала новым символом феминизма — активистки уже не раз использовали её в борьбе за права женщин. Чем больше серий выходило в эфир, тем чаще красные платья мелькали в новостях. Художница по костюмам Эн Крэбтри признаётся, что испытала невероятные эмоции, когда смотрела фото с протестов в Техасе — женщины встали друг за друга в нарядах, созданных её руками!
«Каждый, кто видит женщин в красном, знает, что они имеют ввиду — хоть в Ирландии хоть в Аргентине, хоть в Аризоне», — говорит Маргарет Этвуд в интервью The Guardian.
Месседж сериала предельно понятен: наше будущее решается сегодня, и от того, какие ценности мы выберем, зависит то, каким оно станет.
Сейчас я проснулась, а раньше спала. Так мы и позволили этому случиться. Когда они перебили Конгресс, мы не проснулись. Когда они обвинили во всем террористов и отменили Конституцию, мы продолжили спать. Ничего не меняется в одночасье. В медленно закипающей ванне ты варишься заживо и даже не замечаешь.
В последнем сезоне Джун Осборн не просто просыпается — она возвращается в Гилеад и будит всех остальных, возглавляя сопротивление против режима. Финал заставит многих героев сделать сложный моральный выбор.
И пусть события истории подходят к концу, мы не прощаемся с этой вселенной. На сегодняшний день в разработке находится спин-офф «Заветы», основанный на втором романе Маргарет Этвуд, который вышел в 2019 году. Главными героями нового сериала станут: тётка Лидия, Агнес (Ханна, дочь Джун) и Дейзи. Во избежание спойлеров лучше опустить подробности о последней героине, но одно можно сказать точно — будет интересно. А во главе проекта встанет уже знакомый поклонникам Брюс Миллер — шоураннер пяти сезонов «Рассказа служанки». Премьера ожидается уже в следующем году.
Смотрите финал истории Джун Осборн, читайте книги и, конечно, nolite te bastardes carborundorum!
