14 октября на стриминговом сервисе Peacock состоялась онлайн-премьера «Хэллоуин заканчивается» (Halloween Ends), третьей части обновлённых похождений маньяка с ножом, терроризирующего городок Хэддонфилд. Как и вторая часть, третий фильм получил не особо высокие оценки. Настолько ли он плох? Кинокритик Иван Афанасьев не согласен с большинством своих коллег и считает, что триквел про Майкла Майерса не только неплох, но и даёт надежду на аналогичное, уместное «обновление» классических хоррор-франшиз, как это сделал с фильмом 1978 года Дэвид Гордон Грин.
В тексте про предыдущую часть «Хэллоуина» я задавался резонным вопросом: ждёт ли его судьба, что постигла предшественников? Не повторит ли новая трилогия историю 1980-х с бесчисленными и бездумными сиквелами к успешным хоррор-франшизам, в том числе и к оригинальной картине? Вопрос не был беспочвенным — второй фильм оказался далеко не шедевром. А если говорить твёрдо и ясно, то и вовсе заставил задаться мрачными мыслями о том, что удачный рекап 2018 года за авторством Дэвида Гордона Грина был единичным случаем, и триквел окончательно и бездарно сольёт хорошее начинание. И вот, наконец-то «Хэллоуин заканчивается». Что ж… всё не так плохо.
А ещё становится ясно, что, как бы ни хотелось говорить, что «Хэллоуин убивает» собственный потенциал (как остановиться и не придумывать каламбуры с названиями?), но у создателей всё же не было желания тупо «рубануть бабла», и что сиквел достаточно концептуален. Хотя и остаётся просто «перемычкой» между первой и третьей частью, необходимой, но сугубо технической: в «Хэллоуине» 1978 года мы видели, как чудовище Майкл Майерс заставляет невинную девушку Лори Строуд буквально озвереть. В «Хэллоуине» 2018 года уже далеко не девушка, но сильная и очень независимая женщина смогла дать отпор маньяку. Но он выжил и тут озвереть пришлось целому городу — об этом рассказывает «Хэллоуин убивает».
Третий фильм закономерно продолжает эту линию. Строуд (Джейми Ли Кёртис), намаявшаяся с Майерсом и отлежав положенный срок в больнице, отставила дробовик и пытается адаптироваться к мирной жизни (само собой, не удачно — мочить уродов в маске ей удаётся лучше, чем печь пироги). Убийца в это время куда-то запропастился и дал Хэддонфилду время на передышку — хотя, на самом деле, эта передышка была нужна, чтобы всю накопившуюся агрессию направить вовнутрь: город захлестнула волна жестоких убийств. В одном из них обвинили молодого парня Кори (Роэн Кэмпбелл), который, будучи бэбиситтером у одного очень вредного мальчика, случайно допустил его падение с третьего этажа и отправился в тюрьму. Выйдя оттуда досрочно, он пытается адаптироваться к обычной жизни, но все припоминают ему его преступление. Нетрудно догадаться, что зашуганный уголовник поневоле постепенно задумывается о мести целому городу…
Дальше я говорить практически ничего не буду, потому что это редкий случай, когда фильм лучше смотреть, не зная, что ожидает героев. Самые проницательные обо всём догадаются сами, но пара сюрпризов всё-таки будет. Скажу лишь, что не переживайте — Майкл Майерс тоже появится, а Лори Строуд, поначалу, как и в сиквеле, отошедшая на второй план, ближе к финалу выйдет, так сказать, во всеоружии в одной из самых впечатляющих сцен фильма. А для скептически настроенных, которые уверены, что к слову «Хэллоуин» жадные продюсеры прибавят ещё какие-нибудь в новых фильмах, у меня две новости. Плохая — новые фильмы, связанные с Майклом Майерсом, почти наверняка будут — об этом говорят сами продюсеры. Хорошая — эта история действительно закончена. Как именно — увидите сами, но, кажется, у Ника Кастла наконец есть повод убрать в сторону нож и открыть шампанское, чтобы отметить окончание этого безумного праздника.
И теперь гораздо интереснее было бы порассуждать о том, какими получились в целом обновлённые «Хэллоуины» и что ждёт франшизу (а также и другие подобные ей) в дальнейшем. Можете мне не верить (в конце концов, с чего бы верить этим кинокритикам), но Halloween Ends не заслуживает тех уничижительных оценок, которые ему дали мои коллеги: 45/100 на Metacritic и 40% на Rotten Tomatoes. Он, как минимум, интересен тем, что крайне уважительно относится к первоисточнику, и дело не только в отсылках — для этого, как раз, много ума не надо. Это довольно смелая попытка, особенно после второго фильма, превратившего психологический хоррор в боевик-мясорубку, воссоздать атмосферу оригинального фильма 1978 года, когда саспенс накручивается долго, почти ¾ хронометража. В этом есть и некоторый его недостаток: первая половина откровенно затянута, потому что мы знаем, чего ожидать, и этого не было с фильмом Карпентера.
Но чувствуется, что у Грина и его команды было стойкое желание переосмыслить историю Майкла Майерса, дать новую оценку его злодеяниям и, одновременно, вернуться к корням. Чем были плохи, например, многочисленные сиквелы «Хэллоуина»? Они были банально скучные — убийца в маске превратился в ходячую машину для убийств, в которую не веришь, не боишься её и смотришь, как она крошит очередную жертву, просто «ради кровищи». Это может быть интересно первые два, ну три раза (все мы знаем, что иррациональная тяга смотреть на выдуманное насилие со стороны — способ психологической защиты), а после наскучивает и начинает попросту раздражать. Так было не только с «Хэллоуином» — то же случилось с «Кошмаром на улице Вязов», с «Пятницей 13-е», с «Техасской резнёй бензопилой», с «Восставшим из ада» и, например, с малоизвестным шедевром жанра слэшеров «Спящий лагерь».
В 2000-х, на волне успеха «Крика» эту порочную практику решили повторить и модернизировать, столкнув популярные франшизы лоб в лоб, как это было ещё раньше в старину (смотрите, например, «Дракула против Франкенштейна»). Некоторые наверняка помнят совершенно кошмарный «Фредди против Джейсона», или рекап «Пятницы, 13-е», в котором Сэм Винчестер… ой, то есть, простите, Джаред Падалеки и его друзья героически сношались, пока Джейсон Вурхиз их резал. Но с «Хэллоуином» получилась одновременно интересная и драматичная история: его отдали Робу Зомби, одиозному музыканту и фанату классических хорроров, который сделал дилогию, уделив больше внимания психологии Майкла Майерса, показав происходящее его глазами. На бумаге звучит здорово, на деле оба фильма (2007 и 2009 года) выглядели, как довольно тривиальный парад насилия и окончательно превращали франшизу в треш-шапито.
Кажется, Дэвид Гордон Грин и команда поняли, что было со всеми этими фильмами не так — они либо низводили идею «Хэллоуина» до крайнего примитивизма (маньяк с ножом жестоко убивает своих жертв), либо пытались «дать психологии» и показать генезис убийцы. Проблема в том, что Майерс вызывал трепет у публики именно тем, что он — непостижимое зло, почти мистического толка, будучи при этом крайне реалистичным. Третий фильм в новой трилогии даже пытается этот момент слегка обуздать, добавляя пару сцен на грани сюрреализма — было бы даже круто, если бы оказалось в итоге, что Майерс и вовсе не был реальным (правда, непонятно, как это показать, чтобы не скатиться в наркоманию второго «Хэллоуина» Роба Зомби). Но главное — он возвращает маньяку его истинную сущность: он жестокий убийца, в котором нет ничего забавного и привлекательного. И что ещё важно — показывает, как зло заразно, насколько легко дать ему распространиться, если не зарубить на корню.
И да, «Хэллоуин заканчивается» не идеальным, а то и, в некоторых моментах, откровенно спорным и неудачным фильмом. Он бывает скучным, и даже глупым — как, в принципе, и любой слэшер. Но он, наравне с последним «Кэндименом», свежим «Восставшим из ада» и сериалом про Чаки, даёт надежду, что легендарные хоррор-франшизы, наконец-то, научились осмыслять — последняя «Техасская резня бензопилой» не в счёт. Почему мне кажется это важным? Потому что у всё того же Дэвида Гордона Грина в планах новая экранизация «Изгоняющего дьявола». А это уже очень серьёзная заявка — как-никак, стилеобразующий для хоррора фильм. Но есть надежда, что всё будет хорошо — и не только за пределами кино.