Только не говорите, что в последний год ваши рекомендации не заполонили мемы в стиле «Годжо Сатору ЗАПЕЧАТАЛИ» и «20:31. Прибыл Годжо Сатору», а в тех самых пабликах с цитатками ни разу не мелькнул вопрос о первоисточнике «силы». К сожалению или счастью, сейчас лучший маг современности — флагманский персонаж недавно закончившейся «Магической битвы», ради которого огромное количество поклонников решилось полистать мангу. Пришло время разобраться, что же скрывается за фасадом придурковатого учителя и почему всем давно пора поблагодарить Сатору за сам факт его существования в истории шаманов.
Осторожно, дальше идут спойлеры!
Кто такой Годжо Сатору?
Как все мы знаем, Годжо — один из центральных персонажей манги и по сути сильнейший среди шаманов. Логично, что Сатору при всём своём великолепии, о котором поговорим дальше, стал наставником для Юдзи, Мегуми, Нобары и других учеников Токийского магического техникума. Но роль Годжо в сюжете куда более многогранна. Он выступает одновременно и проводником в мир шаманов, и воплощением безграничной силы, и харизматичным лидером, нарушающим правила ради достижения своих целей.
Но прежде всего шаман известен как владелец уникального сочетания техник: «Бесконечности» и «Шести глаз». В совокупности способности позволяют искривлять пространство, в том числе так, что никто не может приблизиться к Сатору, использовать усиленное восприятие и открывать один из сильнейших доменов — «Бесконечную пустоту». Такой «подарок» — часть семейного наследия персонажа: Годжо происходит из древнего рода, который на протяжении поколений владеет могущественными техниками. Когда Сатору появляется в сюжете, он считается практически непобедимым и фактически занимает позицию сильнейшего шамана в мире, так как он смог развить свои и так безумные способности до невероятных масштабов.
Годжо ярко выделяется своими взглядами на жизнь (и внешностью, какой же красивый). Он отличается обострённым чувством справедливости и стремится к переменам в мире шаманов, заставляя целые сообщества плясать под его дудку. Например, спасая Юту и Юдзи от казни, чтобы «не лишать молодёжь детства», как это произошло с ним. Несмотря на практически безграничную силу, Годжо не высокомерен в традиционном смысле; он скорее увлечён идеей преобразования мира и улучшения общества для будущих поколений, чем своим эго. Да, со стороны может показаться, что Сатору пытается тянуть слишком много, поэтому ведёт себя нагло и дерзко, но его поступки всегда оправданы либо логикой, либо той самой силой. Он стремится создать мир, где его ученики смогут жить и развиваться, не опасаясь за свои жизни и не стесняясь выражать свою индивидуальность.
Но также Сатору интересен тем, что при всём своём могуществе демонстрирует немалую уязвимость в эмоциональном и личном плане. Несмотря на громадную силу, он, в отличие от типичных наставников сёнэна, чувствует одиночество и понимает, что его положение сильнейшего изолирует его от большинства. Его желание реформировать структуру магического сообщества объясняется не только альтруизмом, но и стремлением найти среди учеников тех, кто сможет стать его настоящими союзниками и продолжить его дело. Особенно больно по ходу сюжета наблюдать, как всё больше людей либо покидают Годжо, буквально умирая у него на руках, либо перестают видеть в нём что-то, кроме оружия.
Кто такой «сильнейший»?
Все мы помним этот философский вопрос от Гето Сугуру: «Ты сильнейший, потому что ты Годжо Сатору, или ты Годжо Сатору, потому что ты сильнейший?». Конечно, шаман с бесконечным талантом, огромным запасом проклятой энегрии и титулом лучшего не мог не ответить на этот вопрос. Всё перечисленное наложило на него тяжёлое бремя одиночества, моральных дилемм и огромной ответственности за всё и всех разом. Проблема, о которой Гето спрашивал, заключается не столько в самой силе, сколько в том, как эта сила влияет на личные отношения, роль в обществе и восприятие другими.
По сути Сатору большую часть времени находится в искусственной изоляции. Его способности делают его практически неуязвимым, но и дистанцируют от других людей, включая близких. Его техника как символически, так и буквально отгораживает Годжо от окружающих. Пока шаман осознаёт, что мало кто может понять его по-настоящему, и так весомое чувство одиночества усиливается. Его окружение — как союзники, так и враги — видят в нём не человека, а символ. Сатору становится объектом восхищения и зависти, символом непобедимости, который не может позволить себе слабости.
Накал усиливается тем, что Годжо не только самый сильный шаман. Он также наставник и учитель, и именно через свою роль в техникуме стремится изменить мир. На этом пути он сталкивается с противоречиями: его сила вселяет страх в консервативных старейшин; желание реформировать систему — с сопротивлением тех, кто привык к традициям. И несмотря на всё могущество и рациональность, сила Сатору не даёт ему возможности изменить старый порядок так, как ему бы хотелось. Несмотря на то, что Годжо верит в потенциал следующего поколения, видит в своих учениках шанс на будущее и оправдывает свои убеждения реальными примерами, из-за своего статуса и силы он воспринимается угрозой. Его стремление к переменам наталкивается на ещё большее сопротивление, а предложения принимаются только после угроз и прямых столкновений.
Действительно ли Сатору так одинок?
Действительно. Годжо — трагически одинокий персонаж даже при всей театральности и показной лёгкости, и его отчуждённость глубоко связана не только с техниками, но и с утратой близких людей. Лучше всего пропасть между Сатору и миром видно во время событий нулевого тома, посвящённого Юте Оккоцу, а также филлерной арки о прошлом поколении студентов техникума.
По сюжету мы узнаём, как разошлись Годжо и Сугуру Гето — человек, который когда-то был лучшим другом и соратником Сатору. Самое важное в этих взаимоотношениях то, что Гето был тем, кто понимал сильнейшего шамана как никто другой, разделял его идеи и взгляды на природу проклятой энергии. Дружба помогала Сатору чувствовать себя менее одиноким — у него был кто-то, кто не только принимал его силу, но и смотрел на мир через схожую призму. Однако, когда Гето, разочаровавшись в обществе шаманов и в человечестве в целом, выбрал путь уничтожения «обычных» людей, Годжо столкнулся с огромной утратой. Потеря Сугуру, его превращение из друга во врага и, в конце концов, смерть заставили шамана ещё сильнее дистанцироваться и замкнуться на идее изменить устройство мира, чтобы другие молодые маги не испытывали тех же трудностей.
После утраты Гето единственным, кто действительно пытался искренне позаботиться о Годжо и поддержать его эмоционально, был Юта Оккоцу. Конечно, в какой-то степени и Юдзи, и Мегуми, и Утахимэ, и Нанами, и ещё много «и» так или иначе приободряли Сатору, но именно Юта пытался поддерживать его не только как наставника, но и как друга, показывая, что Годжо может положиться на него. Даже после смерти сильнейшего шамана в 236 главе Оккоцу продолжал благодарить и превозносить Сатору за всё, что он сделал для мира магов. Да, в финале первокурсники получают письма Годжо и отпускают его, а Юдзи вспоминает последние беседы о «мечтах и целях» Сатору, но всё же сравнить их признательность с чувством глубокой скорби Юты будет странно.
По сути Гето был первым и последним близким человеком в жизни Годжо: с семьёй его разлучили в детстве из-за мнения клана, с однокурсниками Сатору не так уж и близок, а навязываться ученикам он не мог, даже если они самостоятельно предлагали плечо поддержки.
Смерть Годжо — закономерность?
Как бы все мы не ненавидели 236 главу и Гэгэ Акутами за смерть Годжо, этот сюжетный ход был закономерным и даже неизбежным. Сатору с самого начала стал символом непобедимости, вершиной силы, недостижимой для других персонажей. Однако именно в этом кроется основная проблема его существования: Годжо слишком «имбалансный», что усложняет его присутствие в общей динамике. Он буквально еле-еле удерживается в рамках мира, созданного Гэгэ, поскольку его сила не позволяет сюжету и другим героям развиваться наравне с ним. Если он присутствует, враги теряют статус угрозы, поскольку каждый раз Сатору способен их устранить даже с учётом погрешности или колоссальных усилий (поэтому решение Кендзяку его запечатать в арке «Сибуи» было действительно хорошим).
Смерть Годжо также вводит в манге тему ограничений даже для сильнейших, предвосхищая уничтожение Сукуны позже. Хотя Сатору буквально синоним могущества, он всё же человек со своими слабостями и чувствами. Именно из-за своих убеждений он часто принимал на себя больше ответственности, чем мог вынести один человек. Его смерть — символ ещё одной внутренней трагедии героя: как сильнейший Годжо был вынужден взять на себя роль защитника и наставника, но не смог спасти самого себя.
Этот ход также играет важную роль для учеников и наследия, которое Сатору оставляет после себя. Годжо обучал молодое поколение не только для того, чтобы они могли стать сильнее, но и чтобы они свободно мыслили, разрушали старые догмы, навязанные шаманским сообществом. Его смерть ставит Юдзи, Мегуми, Нобару и других студентов перед необходимостью столкнуться с жестокой реальностью и пройти через боль потери. Судьба мира больше не может зависеть только от одного человека, а должна быть передана следующим поколениям.
В чём трагедия Сатору?
Если стекла ещё недостаточно, самое время собрать вместе все причины, почему Годжо — самый трагичный и недооценённый персонаж в «Магической битве». Его боль связана с настолько безграничной силой, что он не смог найти равных и, тем более, кого-то, кто бы понял его полностью. С самого начала истории он — сильнейший шаман, чьи способности оставляют его вне досягаемости как для врагов, так и для друзей. Сила Сатору стала преградой к нормальным отношениям и привела к одиночеству. Но ключевым поворотным моментом стало запечатывание шамана в тюрьме, что оставило его учеников без самого сильного защитника и подчеркнуло весь трагизм психологии Годжо — несмотря на всю свою силу, он не смог защитить тех, кто ему дорог, и после освобождения был сам не похож на себя.
Сатору понимает, что как бы он ни был силен, он не способен изменить мир в одиночку. Более того, его смерть была настолько неожиданной и сокрушительной, что, вероятно, оставила его друзей и учеников в шоке. Тем не менее, Акутами даже не показывает похороны Годжо. Смерть без прощания усиливает трагедию — человек, который был символом непобедимости, погиб, и никто не смог (или не захотел) открыто почтить его память. В конце жизни Сатору — оружие, не личность, поэтому его финальные слова для Итадори о его личных мечтах и планах разбивают сердце окончательно.
Так какой же итог?
Сатору — революционная фигура для мира шаманов. Благодаря своим уникальным способностям он ежедневно менял порядок, который веками управлял миром магов. Как сильнейший шаман своего времени, он олицетворяет идеал свободы от устаревших традиций, которые в этом мире создают строгую, консервативную иерархию. Годжо не просто раздвинул границы силы, но и поменял сами правила, согласно которым функционирует мир.
Сатору смог сформировать новое поколение шаманов, готовых бороться не только с проклятиями, но и со сложившейся системой, поддерживая идею, что сила и воля должны быть направлены на защиту людей. Он осознавал, что для победы необходимо не просто увеличивать число шаманов, а создавать свободомыслящих людей, готовых ставить под сомнение существующий порядок, а значит, и улучшать его.
И вместе с тем, он всегда сражался не только за себя и собственное эго, но и за обычных людей, которые так и не оценили вклад Годжо в собственное существование (по крайней мере до «Сибуи»). Когда в фандоме встаёт вопрос, а за что же нужно поблагодарить Сатору, хочется спокойно и грустно овтетить: «За всё». За его безграничную силу, заставившую жить в одиночестве, за попытку поменять устоявшийся порядок и за новое поколение шаманов с критическим мышлением и верой в лучшее. Вот бы ещё и Гэгэ Акутами поблагодарил собственного героя хотя бы небольшим бонусным фреймом с тихими, но величественными похоронами, достойными всего того, что сделал Сатору для всего мира.