18+ Мнение: «Крёстный отец» — лучший фильм всех времён, даже спустя 50 лет

Мнение: «Крёстный отец» — лучший фильм всех времён, даже спустя 50 лет

Иван Афанасьев

В повторный прокат 24 февраля выходит «Крёстный отец» (The Godfather), своеобразный «фильм фильмов», эпохальная картина Фрэнсиса Форда Копполы, которой в этом году исполняется полвека. Если вы её не видели (такое вообще возможно?) — это лучший способ познакомиться и насладиться гениальным полотном, если видели — лучший повод пересмотреть. Кинокритик Иван Афанасьев, большой фанат фильма, по этому поводу написал ностальгический текст и попытался разобраться, почему спустя 50 лет легендарная лента смотрится не только не хуже, а лучше и актуальнее.

Хотя казалось бы о чём тут говорить? Великий фильм, Коппола гений, Марлон Брандо лучший актёр всех времён, Вито Корлеоне самый крутой гангстер в кинематографе. Всё говорено-переговорено миллиард раз, смотрено-пересмотрено ещё больше, а в какой-то из рецензий на «Чёрную мессу» (помните фильм с желтозубым Джонни Деппом до голливудского кэнселинга?) было написано, что гангстерская тема закрыта раз и навсегда «Крёстным отцом» в кино и «Кланом Сопрано» на телевидении. Одна моя знакомая-кинокритик и вовсе придерживается мнения, что «Крёстный отец» кино сексистское, провозглашающее победу насилия и маскулинности над семейными ценностями и женским началом. И все по-своему правы.

«Крёстный отец» и по сей день остаётся фильмом, который, как хорошее вино, от десятилетия к десятилетию становится всё интереснее и богаче на интерпретации. У меня своя, но, возможно, совпадёт с вашей. Я прекрасно помню период детства, когда увлекся гангстерским кино. Мне 13 лет, родители только что развелись, я внезапно остался старшим мужчиной в семье. В резко статусно повзрослевшие ручонки попался, чёрт знает каким образом, толстенький томик Марио Пьюзо, который я проглотил с какой-то неимоверной скоростью. Мама сперва неодобрительно поглядывала, мол «чё эт ты книжки про гангстеров читаешь», но потом перестала.

Кадр из фильма «Крёстный отец» / Paramount Pictures

Впечатлённый текстом, который я тогда совершенно не понял, хоть и осмыслил это лишь сейчас, я тогдашний прибежал за DVD с тремя частями «Крёстного отца» (помните эти пиратские диски с двадцатью фильмами на какую-то за уши притянутую тему?). Отсмотрел все три почти подряд… и осознал, что опять ничего не понял. Какие-то взрослые мужики рассуждают о чём-то, какая-то конская голова в постели, что вообще творится? И, тем не менее, я был впечатлён донельзя. Мама потом удивлялась также, чего это я вдруг смотрю старый чёрно-белый фильм «В порту» (где главную роль сыграл молодой Брандо), а учительница по русскому языку Галина Сергеевна хвалила сочинение, написанное под впечатлением от куцей информации об актёре, почерпнутой из каких-то неведомых мне ныне источников. Ведь до 15 лет я был счастливым человеком и не имел доступа в интернет, не считая модной в 2000-х сети ICQ (кто помнит, тому от меня зелёный цветочек).

И вот сейчас, спустя более чем полжизни, я пересмотрел фильм в третий раз и понял, что в нём такого прекрасного и что меня тогда так сильно зацепило на практически бессознательном уровне. Главная тема фильма семья как некий конструкт, нуждающийся в заботе. Кровно-родственные связи обязывают человека уважать своих близких, чтить родителей, защищать младших и никогда не забывать о родовом долге, который превалирует над всеми страстями. Тут уместно вспомнить мнение моей знакомой, обвинившей «Крёстного отца» в дискриминации женщин оно вполне уместно. Ведь это действительно кино про дисфункциональную семью, в которой женщины превратились в придаток к мужчинам и их мужскому долгу. Но никто не говорит, что так правильно ровно наоборот.

Кадр из фильма «Крёстный отец» / Paramount Pictures

Долг главы мафии, крёстного отца, патриарха семейства удержать в своих руках благополучие рода. И в этом отношении очень показательна самая «сексистская» сцена фильма, когда сестра Санни истерично кричит на Майкла из-за убийства её мужа. Человек, заступивший на должность старшего мужчины в семье, не может позволить себе оставлять в окружении предателя, который покусился на честь брата и стал причиной его смерти. Мнение женщины в этом отношении для него уже не столь важно мужа, в конце концов, всегда можно подыскать и нового, а вот держать крысу подле себя недопустимо. Так рассуждает бандит и убийца. Майкл не в состоянии осознать, что его методы не сохраняют семью, а лишь разрушают. Жестокостью не добиться любви.

Романтизация насилия это приём, с помощью которого Коппола демонстрирует, как важно в погоне за семейным благополучием не превратиться в монстра. Тут стоит напомнить также об эпизоде, из-за которого и развязалась война кланов об отказе Вито Корлеоне торговать наркотиками. «Это прибыльное, но грязное дело» говорит он членам семейства Татальи. И ведь он прав, даже в рамках своего криминального мира. Кто даст гарантии, что проданный наркодилером грамм героина не окажется из-за круговорота наркотрафика в вене сына главы семейства? Вито Корлеоне предлагает остановить войну, отказавшись от мести он прощает своих врагов, несмотря на убитого сына. Библейское «око за око, зуб за зуб» здесь не поможет: война способна повлечь за собой смерть ещё большего количества близких людей. И в этом отношении фигура Крёстного отца будто напоминает о христианском Аврааме, который принёс в жертву сына, ибо так ему велел Бог. Мужчина простит, ибо так будет правильно — ради своей семьи.

Кадр из фильма «Крёстный отец» / Paramount Pictures

Майкл Корлеоне же, ощутив вкус власти, далеко ушёл от заветов отца, вновь объявив войну и уничтожив конкурентов. Его пример это трагедия человека, который решает забыть про собственную честь во имя чести рода. Преемственность поколений, вынужденная трансформация вздорного юнца в главу семейства, давление родовых уз и мафиозной этики всё это превращает Майкла в убийцу, которому нечего терять: отца нет, брат убит, возлюбленная мертва и даже жена не остановит его перед кровной местью. Эгоистично, самоуверенно и крайне рискованно он вершит суд крови над людьми, угрожающими его семье, и как будто перерождается в своеобразного «сверхчеловека». Он лишён всех страстей и ведом только одним инстинктом родовым. Проще говоря, превращается в пародию на самого же себя.

«Крёстный отец» фильм о семье, не только не утративший, а, наоборот, получивший ещё больше смыслов с течением времени. Романтизировать мафиозную жизнь больше не актуально, и сегодня картина Копполы смотрится, как то, чем он наверняка задумывал фильм изначально, как сага о падении рода из-за тщеславия, предупреждение всем тем, кто считает, что цель всегда оправдывает средства. Традиционная семья подразумевает сильного мужчину во главе, который всегда будет помнить, что для него честь рода превыше всего но, как наглядно фильм демонстрирует, в итоге именно традиционная семья, построенная на фигуре деспота-маскулина, изживает себя, уступая место взаимопомощи, уважению и здравому смыслу.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Tolstoy Comments
Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
https://media.2x2tv.ru/godfather-50-let/
Мнение: «Крёстный отец» — лучший фильм всех времён, даже спустя 50 лет
Мнение: «Крёстный отец» — лучший фильм всех времён, даже спустя 50 лет
Кинокритик Иван Афанасьев рассуждает, каково смотреть культовый фильм в 2022 году.
Кино и сериалы
2022-02-21T13:02
2022-02-22T11:02
Кино и сериалы
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/02/orig-------3.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

В повторный прокат 24 февраля выходит «Крёстный отец» (The Godfather), своеобразный «фильм фильмов», эпохальная картина Фрэнсиса Форда Копполы, которой в этом году исполняется полвека. Если вы её не видели (такое вообще возможно?) — это лучший способ познакомиться и насладиться гениальным полотном, если видели — лучший повод пересмотреть. Кинокритик Иван Афанасьев, большой фанат фильма, по этому поводу написал ностальгический текст и попытался разобраться, почему спустя 50 лет легендарная лента смотрится не только не хуже, а лучше и актуальнее.

Хотя казалось бы о чём тут говорить? Великий фильм, Коппола гений, Марлон Брандо лучший актёр всех времён, Вито Корлеоне самый крутой гангстер в кинематографе. Всё говорено-переговорено миллиард раз, смотрено-пересмотрено ещё больше, а в какой-то из рецензий на «Чёрную мессу» (помните фильм с желтозубым Джонни Деппом до голливудского кэнселинга?) было написано, что гангстерская тема закрыта раз и навсегда «Крёстным отцом» в кино и «Кланом Сопрано» на телевидении. Одна моя знакомая-кинокритик и вовсе придерживается мнения, что «Крёстный отец» кино сексистское, провозглашающее победу насилия и маскулинности над семейными ценностями и женским началом. И все по-своему правы.

«Крёстный отец» и по сей день остаётся фильмом, который, как хорошее вино, от десятилетия к десятилетию становится всё интереснее и богаче на интерпретации. У меня своя, но, возможно, совпадёт с вашей. Я прекрасно помню период детства, когда увлекся гангстерским кино. Мне 13 лет, родители только что развелись, я внезапно остался старшим мужчиной в семье. В резко статусно повзрослевшие ручонки попался, чёрт знает каким образом, толстенький томик Марио Пьюзо, который я проглотил с какой-то неимоверной скоростью. Мама сперва неодобрительно поглядывала, мол «чё эт ты книжки про гангстеров читаешь», но потом перестала.

Кадр из фильма «Крёстный отец» / Paramount Pictures

Впечатлённый текстом, который я тогда совершенно не понял, хоть и осмыслил это лишь сейчас, я тогдашний прибежал за DVD с тремя частями «Крёстного отца» (помните эти пиратские диски с двадцатью фильмами на какую-то за уши притянутую тему?). Отсмотрел все три почти подряд… и осознал, что опять ничего не понял. Какие-то взрослые мужики рассуждают о чём-то, какая-то конская голова в постели, что вообще творится? И, тем не менее, я был впечатлён донельзя. Мама потом удивлялась также, чего это я вдруг смотрю старый чёрно-белый фильм «В порту» (где главную роль сыграл молодой Брандо), а учительница по русскому языку Галина Сергеевна хвалила сочинение, написанное под впечатлением от куцей информации об актёре, почерпнутой из каких-то неведомых мне ныне источников. Ведь до 15 лет я был счастливым человеком и не имел доступа в интернет, не считая модной в 2000-х сети ICQ (кто помнит, тому от меня зелёный цветочек).

И вот сейчас, спустя более чем полжизни, я пересмотрел фильм в третий раз и понял, что в нём такого прекрасного и что меня тогда так сильно зацепило на практически бессознательном уровне. Главная тема фильма семья как некий конструкт, нуждающийся в заботе. Кровно-родственные связи обязывают человека уважать своих близких, чтить родителей, защищать младших и никогда не забывать о родовом долге, который превалирует над всеми страстями. Тут уместно вспомнить мнение моей знакомой, обвинившей «Крёстного отца» в дискриминации женщин оно вполне уместно. Ведь это действительно кино про дисфункциональную семью, в которой женщины превратились в придаток к мужчинам и их мужскому долгу. Но никто не говорит, что так правильно ровно наоборот.

Кадр из фильма «Крёстный отец» / Paramount Pictures

Долг главы мафии, крёстного отца, патриарха семейства удержать в своих руках благополучие рода. И в этом отношении очень показательна самая «сексистская» сцена фильма, когда сестра Санни истерично кричит на Майкла из-за убийства её мужа. Человек, заступивший на должность старшего мужчины в семье, не может позволить себе оставлять в окружении предателя, который покусился на честь брата и стал причиной его смерти. Мнение женщины в этом отношении для него уже не столь важно мужа, в конце концов, всегда можно подыскать и нового, а вот держать крысу подле себя недопустимо. Так рассуждает бандит и убийца. Майкл не в состоянии осознать, что его методы не сохраняют семью, а лишь разрушают. Жестокостью не добиться любви.

Романтизация насилия это приём, с помощью которого Коппола демонстрирует, как важно в погоне за семейным благополучием не превратиться в монстра. Тут стоит напомнить также об эпизоде, из-за которого и развязалась война кланов об отказе Вито Корлеоне торговать наркотиками. «Это прибыльное, но грязное дело» говорит он членам семейства Татальи. И ведь он прав, даже в рамках своего криминального мира. Кто даст гарантии, что проданный наркодилером грамм героина не окажется из-за круговорота наркотрафика в вене сына главы семейства? Вито Корлеоне предлагает остановить войну, отказавшись от мести он прощает своих врагов, несмотря на убитого сына. Библейское «око за око, зуб за зуб» здесь не поможет: война способна повлечь за собой смерть ещё большего количества близких людей. И в этом отношении фигура Крёстного отца будто напоминает о христианском Аврааме, который принёс в жертву сына, ибо так ему велел Бог. Мужчина простит, ибо так будет правильно — ради своей семьи.

Кадр из фильма «Крёстный отец» / Paramount Pictures

Майкл Корлеоне же, ощутив вкус власти, далеко ушёл от заветов отца, вновь объявив войну и уничтожив конкурентов. Его пример это трагедия человека, который решает забыть про собственную честь во имя чести рода. Преемственность поколений, вынужденная трансформация вздорного юнца в главу семейства, давление родовых уз и мафиозной этики всё это превращает Майкла в убийцу, которому нечего терять: отца нет, брат убит, возлюбленная мертва и даже жена не остановит его перед кровной местью. Эгоистично, самоуверенно и крайне рискованно он вершит суд крови над людьми, угрожающими его семье, и как будто перерождается в своеобразного «сверхчеловека». Он лишён всех страстей и ведом только одним инстинктом родовым. Проще говоря, превращается в пародию на самого же себя.

«Крёстный отец» фильм о семье, не только не утративший, а, наоборот, получивший ещё больше смыслов с течением времени. Романтизировать мафиозную жизнь больше не актуально, и сегодня картина Копполы смотрится, как то, чем он наверняка задумывал фильм изначально, как сага о падении рода из-за тщеславия, предупреждение всем тем, кто считает, что цель всегда оправдывает средства. Традиционная семья подразумевает сильного мужчину во главе, который всегда будет помнить, что для него честь рода превыше всего но, как наглядно фильм демонстрирует, в итоге именно традиционная семья, построенная на фигуре деспота-маскулина, изживает себя, уступая место взаимопомощи, уважению и здравому смыслу.

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Мнение: «Крёстный отец» — лучший фильм всех времён, даже спустя 50 лет
https://media.2x2tv.ru/godfather-50-let/