Под конец года все вокруг подводят итоги лучших (и просто важных) фильмов. Мы не можем остаться в стороне, поэтому редакция 2х2.медиа рассказывает, какие полнометражные картины в 2022 году их зацепили и что непременно стоит посмотреть (если вы ещё не сделали это). Записывайте, чтобы коротать морозные январские вечера под хорошее кино.
«Странный: История Эла Янковича»
Семён Трясин, новостной редактор
Давно напрашивалась пародия на пресные музыкальные байопики в духе «Богемской рапсодии», и мастер аккордеона Эл Янкович услышал зов. В духе композиций самого артиста фильм сохраняет структуру чужого произведения, но доводит до абсурда куплеты-сюжетные повороты, выворачивает наизнанку хуки-исторические факты и сдабривает всё поп-культурными отсылками (тут без параллелей с музыкой).
Но, несмотря на весь треш и подмигивания создателей, намекающие, что всё происходящее — затянувшаяся шутка, в ядре фильма — кристально чистая правда. В нашем мире действительно существует безумно популярный музыкант, который работает в очень специфическом жанре и превращает чужие рок-хиты в баллады о мороженом или приготовлении сэндвичей. Его пародии реально бустили чужие карьеры, а вокруг трека Amish Paradise и вправду кипели страсти (только вот не из-за киношного отца Эла, а из-за автора оригинала Кулио).
А ещё этот фильм — искреннее признание в любви всем комедийным музыкантам, воспевающим странность. Кевину Смиту с его «Клерками 3» стоит поучиться делать камео! В «Истории Эла Янковича» присутствуют персонажи классиков поехавшей музыки вроде экспериментатора Фрэнка Заппы, любителя фальцета и укулеле Tiny Tim (его трек фигурирует в одной из культовых сцен «Губки Боба») и сай-файной сатирической группы Devo. Современные мок-артисты тоже не отстают: на маленьких ролях можно заметить Джека Блэка из Tenacious D, режиссёра новых «Чипа и Дейла» и члена пародийного хип-хоп-трио The Lonely Island Акиву Шаффера и рэпующего Гамильтона Лин-Мануэля Миранду!
«Тихая ночь»
Наталья Лобачёва, редактор
Если вы тоже под конец года погружаетесь в экзистенциальный кризис, «Тихая ночь» — возможность как следует отрефлексировать свои страхи и уныние. Фильм Камилль Гриффин рассказывает о супругах Нелл (Кира Найтли) и Саймоне (Мэттью Гуд), их сыне Арте (Роман Гриффин Дэвис, тот самый мальчишка из «Кролика Джоджо») и друзьях семьи. Компания собирается в канун Рождества — отметить светлый праздник, причём последний в их жизни: совсем скоро страну накроет облако ядовитого газа. Благо, правительство позаботилось о населении и придумало таблетки для безболезненного ухода. Осталось съесть праздничный ужин и заснуть в последний раз.
Хотя в описании картины сказано, что это трагикомедия, кажется, это больше постхоррор. Наблюдать, как люди принимают или отрицают факт приближающейся гибели, проходят через все каноничные стадии гнева-торга-депрессии, высказывают затаённые обиды и обнимают — как в последний раз. Хотя подождите… без как.
При всём диапазоне эмоций персонажей ночь, действительно, тихая: камерная постановка замкнута в пространстве одного загородного дома. Ёлка стоит, гирлянды мерцают, подарки ждут своих новых владельцев. И владельцы готовы подчиняться правилам Рождества, проводить время вместе, улыбаться и краситься — ничто не испортит столь светлый праздник.
Почему люди продолжают так непринуждённо себя вести — от страха или ради всего хорошего, что они уже пережили? Как смириться с неминуемой гибелью и надо ли? Стоит ли идти до конца, если в конце этом сулят мучения и страдания? Хорошая ли это идея — веселиться на пороге апокалипсиса? Столько вопросов задаёт фильм, но ответов вы получите в довольно дозированном количестве — придётся всё додумывать самостоятельно. Но разве не это ли показатель хорошего кино?
«Всё везде и сразу»
Эльмира Любаева, продюсер
У нас будет своя «Мультивселенная безумия» — с расщеплением личности и пальцами-сосисками. Этот фильм — потрясающий компот абсурдного экшена и тонкой, нежной драмы о конфликте поколений.
Главная героиня блуждает между вселенными, пытаясь справиться с главным злодеем всех измерений, хотя враг всегда на шаг впереди. Да и враг ли? На протяжении всего фильма создатели напоминают, что есть незыблемые истины — например, что насилие порождает насилие, а любовь — любовь. Что родители должны слышать своих детей и уважать их взгляды. Ну и, конечно, что бюрократия просачивается во все миры, куда бы ты ни пытался телепортироваться.
Фильм через хитрые метафоры напоминает о том, что всегда и во всём любовь победит. Об этом точно никогда нельзя забывать.
«Нет»
Варков, выпускающий редактор
Новый фильм Джордана Пила впечатлил в этом году больше всего из киноновинок. В своё время мне очень понравился «Прочь», а вот «Мы» я был разочарован. В «Нет» режиссёр ушёл совсем в другой жанр, представив фильм, близкий скорее к «Челюстям» и «Парку Юрского периода». Брат с сестрой обнаруживают, что неподалёку от их фермы живёт НЛО. Оно питается лошадьми и туристами, маскируясь под облако. Решив его заснять, герои изучают повадки пришельца и понимают, что это не корабль, а живое существо. Хотя его форма напоминает классические «летающие тарелки».
Фильм исследует несколько разных попыток людей с ним взаимодействовать: кто-то решает заработать денег на пришельце, не понимая его сути и подвергая этим опасности окружающих, кто-то относится к нему как к зверю, живущему инстинктами, а кто-то видит в этом мечту жизни, засняв которую можно «уйти на пике».
Фильм в целом не страшный, но в нём есть одна совершенно дискомфортная сцена, которая пугает сильнее всех вместе взятых фильмов Пила и, возможно, сильнее всех фильмов ужасов, что я видел за последние несколько лет. Это необычный опыт и относительно свежее кино о пришельцах, достойное внимания.
«Трагедия Макбета»
Альбина Курдякова, редактор telegram-канала
Вечный Шекспир и его базовые вопросы о природе власти, искушениях, возмездии и судьбе в реализации Джоэла Коэна составляют отличное сочетание. Ни капли не осовремененный и одновременно актуальный сюжет, театрально-трагичные в хорошем смысле Дензел Вашингтон (Макбет) и Фрэнсис МакДорманд (Леди Макбет), чёрно-белый экран и почти два часа полноценного погружения в напряжённую, близкую к мифологической историю.
Как говорят в некоторых речах: «Это был тяжёлый год», и для подобного ему, как мне кажется, как раз подходят большие истории, ищущие ответы на фундаментальные вопросы. Такой контент сложно назвать развлекательным, но именно он что-то меняет в нас, заставляет искать ответы и менять свою жизнь.
«Анчартед: на картах не значится»
Юля Андрианова, координатор
Мой личный фильм года — экранизация серии игр Uncharted. На первый взгляд, это не самый очевидный выбор, потому как, честно говоря, звёзд с неба эта экранизация эксклюзива плейстейшн не нахватала. Судя по фидбеку в соцсетях и СМИ фильм не особо понравился ни критикам, ни фанатам серии компьютерных игр.
Мне же очень давно не хватало именно такого фильма — визуально яркого, насыщенного, с хорошим актёрским составом (даже дедушка Бандерас засветился в роли злодея) и насыщенными экшен-сценами, пусть и с немного наивным простоватым сюжетом.
От фильма веет духом приключений в стиле Индианы Джонса и Лары Крофт, так что я с удовольствием сходила на фильм в кино, а на новогодних каникулах планирую пересмотреть его ещё раз, сидя под ёлочкой и доедая оливье с праздничного стола.
«Невыносимая тяжесть огромного таланта»
Артём Нечаев, редактор
Николас Кейдж последние годы снова вскочил на коня и продолжил прокачивать свою репутацию одного из самых безумных актёров планеты. В то же время он снялся в «Свинье» и доказал, что может не только кривляться, но и играть сильные драматические роли. По личному опыту скажу, что наблюдать за развитием карьеры Кейджа сейчас — одно удовольствие. Он снова взобрался на голливудский Олимп и решил, что пришло время сыграть себя. Дважды. В одном фильме.
«Невыносимая тяжесть огромного таланта» — что-то среднее между байопиком и мета-шуткой над самим собой, между безумием и искренностью Кейджа. Там он действительно сыграл себя и молодого себя и рассказал о своих проблемах и переживаниях (частично настоящих). Только вот он влип в историю, которой никогда не было, но которую ОЧЕНЬ легко представить в реальном мире. Возможно даже, что на самом деле такое было, просто Кейдж не хотел рассказывать правду и выдал её за вымысел.
В фильме много отсылок к карьере Кейджа, так что фанатам неоднозначного актёра он точно понравится. Вдобавок это классная криминальная комедия, которая и смешит, и удивляет: больше всего в этом году я смеялся над трагедией перелезающих через забор Кейджа и Педро Паскаля. Там вообще крутой закрученный сюжет о стечении обстоятельств, как в «Фарго». А ещё это просто красивое и расслабленное курортное кино про людей, которые ищут способы отдохнуть от тяжёлой жизни. И вроде даже находят — а если нашли они, то сможем и мы.