Второго декабря в прокат выходят «Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife), продолжение знаменитой франшизы об учёных, борющихся со сверхъестественным (hold my beer, братья Винчестеры). В этот раз с призраками в отдельно взятом американском городке борются дети — внуки Спенглера, почившего участника знаменитой команды (как и исполнитель его роли Гарольд Рамис, памяти которого посвящён фильм). Кинокритик Иван Афанасьев выражает призрачную надежду, что перед нами незаслуженно заклёванный частью коллег удачный фильм, который мог бы стать (но, увы, не станет) возрождением франшизы.
Не так давно моё богатое воображение поразил, подобно лучу из протонного ранца, удивительный факт: новые «Охотники за привидениями» оказались, по оценке критиков, хуже фем-рекапа 2016 года, где команда из быдловатых женщин шутила над торсом Лиама Хемсворта и каталась на катафалке. У фильма Пола Фига 74% «свежести» на Rotten Tomatoes, в то время как у картины Джейсона Райтмана всего-то 61%.
При этом на зрительском фронте ситуация ровно противоположная: закидавшие гнилыми томатами «Охотниц» зрители дали фильму самые низкие во франшизе 49% «свежести». «Наследники» же получили 95% рейтинга, что делает фильм, на секундочку, самым оценённым в зрительской среде фильмом франшизы. Даже оригинал 1984 года оказался хуже! И чтоб вы совсем выпали в осадок: по оценкам рецензентов, худшая часть — вторая. Ну, короче, странные дела в кинокритическом государстве, а «Охотники за привидениями: Наследники», на мой субъективный взгляд, — отличное продолжение.
Фильм начинается с гибели Иона Спенглера от рук (лап? конечностей? чего-то ещё?) загадочной призрачной сущности, которую он, кажется, намеревался поймать в фирменную ловушку. Главные герои — классический «взрослый ребёнок» Келли, дочь погибшего учёного с долгами по квартплате и отсутствием перспектив, и её дети Фиби и Тревор, которым достался в наследство полуразрушенный дом отца/деда, где тот проводил последние годы жизни, превратившись в отшельника. Новым гостям, переехавшим в хибару не от хорошей жизни, в городе не очень рады: о Спенглере ходили слухи как о сумасшедшем, а саму халупу называют Грязной фермой. Разумеется, дети, а чуть позже и мама, обнаруживают, что дом полон секретов, а их родственник, кажется, готовился к чему-то очень зловещему, связанному с тайной местных ничем не объяснимых землетрясений.
Самая главная прелесть новых «Охотников» — отсутствие каких-либо претензий и желания кому-либо что-либо доказать. Ну разве что продюсер Айвен Райтман, очевидно, по-прежнему влюблён во франшизу, которую создал почти сорок лет назад, и относится к ней с максимальным уважением. Отсылки к предыдущим частям, с одной стороны, не сильно лезут в глаза, с другой, разбросаны на каждом углу: есть даже новая ипостась Зефирного человека, одного из главных кошмаров моего детства. Не говоря уже о том, что возвращение героев (и не только) из предыдущих частей — обязательный аттракцион, не только призванный выжать ностальгическую слезу, но и, своего рода, маркер возвращения к истокам.
Никто не против «Охотниц за привидениями», но попытка превратить интеллигентную комедию, практически инди-кино по меркам высокобюджетных блокбастеров в, собственно, высокобюджетный блокбастер, способный стабильно рубить капусту, и стала причиной провала фильма 2016 года. Фильм 2021-го, конечно, провалится в ковидном прокате и из-за этого почти наверняка станет последним в любимой вселенной. Именно поэтому он заслуживает самого пристального внимания.
Те, кто ещё на этапе анонса, услышав про концепцию, подумали про софт-версию «Очень странных дел», в целом не ошиблись — и можно сказать, что это отнюдь не плохо. Очарование «Наследников» кроется как раз в лёгком ощущении первооткрывателя. Вместе с главными героями ты заново погружаешься в мир, в котором существуют злобные, хоть и слегка нелепые создания, жаждущие захватить наш маленький огромный мир. Именно что заново: лор фильма будет понятен даже тем, кто не видел предыдущие части, а для тех, кто в теме, словно перезапущен. Авторы смогли нащупать нужную интонацию, чтобы не разжёвывать всё по кусочкам и, в то же время, избежать ненужных вопросов. Ветераны серии будут с предвкушением ждать, когда смешной школьный учитель в исполнении sexiest man alive (версия 2021 года) Пола Радда рискнёт открыть знаменитую ловушку с чем-то внутри, а не знакомых ждёт слегка предсказуемый, но сюрприз. Во время первой поездки на той самой машине с выдвигающимся креслом для стрельбы из протонных пушек и вовсе закладывает уши — настолько это сделано здорово и драйвово.
К сожалению, местами фильм получился скучноватым. История взросления детей, получивших в свои руки прибамбасы для охоты на нечисть, подана в классическом ключе подростковых шоу: первая любовь, бунт против взрослых, смешной парень, записывающий подкасты про теории заговора. Но, несмотря на предсказуемость, в уютно-затхлом городке с говорящим названием Саммервилль витает атмосфера детства, от которой хочется петь вслед за ретро-мелодиями из аутентичных драндулетов, на которых катается местная молодёжь.
А ещё тут совершенно очаровательные герои. Если в Финне Вулфхарде мы не сомневались, то Маккена Грейс в роли Фиби Спенглер — потрясающая находка. Не столько сама актриса (у неё опыт покруче, чем у некоторых «взрослых» звёзд), сколько её героиня. Вечно насупленная, хронически не способная на ярко выраженные эмоции «ботаничка» с доброй душой, рассказывающая упоительно дурацкие анекдоты про Паскаля и физику — один из лучших детских персонажей за последнее время. Жаль, что брат и сестра Спенглеры проработаны гораздо лучше, чем остальные герои. Ну разве что их мать тоже довольно человечный, но слегка клишированный образ родителя с дурной головой, но большим сердцем.
Тем не менее, фильм «Охотники за привидениями: Наследники» дарит массу положительных и, скажем прямо, радостных впечатлений. Мой личный опыт заключается в том, что фильму удалось снять с меня кинокритический монокль, надеть смешные школьные очки и взглянуть на фильм так, словно я вообще впервые слышу про протонные лучи, эктоплазму и обязательное «ты-ды-ды-ды тым тым Гоустбастерс!!!» на титрах. А это дорогого стоит. Приятно иногда почувствовать себя не экспертом, а просто зрителем, который пришёл в кино, чтобы получить слегка подзабытое удовольствие.