Мы всё ещё ждём обещанную классную игру про киберпанк, и поэтому сразу обратили внимание на FORECLOSED — интерактивный комикс с элементами экшена, головоломок и прокачки способностей. Игра обещала стильный мир и глубокий сюжет, но только одно из этого оказалось правдой. Дима Веснин разбирает, что пошло не так с игрой, у которой были все шансы стать новым инди-хитом.
Как играется?
Эван Капнос просыпается в игре про киберпанк и первым делом видит отсылку к Айзеку Азимову. 2084 год, главный герой — ничем не приметный мужчина без особого характера, типичный тридцатилетний дядька. Он в беде — корпорация выставляет его идентичность на торги, и по пути в суд, где должна решиться его судьба, на мужчину нападают.
Визуально, FORECLOSED сразу захватывает отлично сделанным сел-шейдингом — стилем рисовки, который вы можете знать по игре The Legend of Zelda: Wind Waker, Ōkami и марвеловскому сериалу What If…? Технически Genshin Impact и игра про гуся тоже сделаны в стиле сел-шейдинг, но там он выглядит совсем по-другому. Здесь же язык экшен-комиксов использован по-полной: пока вы идёте по коридору в одной части экрана, на другой могут показывать диалоги с боссами, которые вас ждут, или врагов, которые за вами охотятся. Это делает игру динамичной, не даёт ей провисать на диалогах и хорошо удерживает в повествовании.
Боёвка звучит очень круто: телекинез, метание предметов и модное самонаводящееся оружие, но при всём шарме это уже довольно привычное будущее и способности, которые мы видели в десятках, а то и в сотнях игр. В FORECLOSED все эти способности не делают игрока мощнее: это просто привычные штуки, про которые мы и так всё знаем. Жалко, что так — кажется, разработчики делали на эти навыки особую ставку.
Кризис идентичности
В будущем, в котором живёт Эван Капнос, корпорации доводят людей до банкротства, чтобы забрать не только их вещи, квартиры и тела, но и саму идентичность. В игре особо не рассказывают, что именно она из себя представляет, поэтому сложно сказать, имеют ли в виду авторы память главного героя, его прошлое или душу. Но чем бы это ни было, корпорации в этом заинтересованы, и без боя Эван сдаваться не собирается.
Что такого особенного в Эване что за ним охотятся и корпорации, и наёмники, и враги этой корпорации тоже? Мы не знаем. Главный герой — типичный тридцатилетний мужчина, без какой-то особо интересной картины мира или идентичности. Он — буквально самый обычный типаж в поп-культуре, особенно в играх. У него есть какой-то чип, который делает его особенным, и именно тут игра вступает на территорию научной фантастики, потому что по-другому этого героя сделать интересным уже не кажется возможным.
И, тем более, сложно переживать за человека, о котором мы почти ничего не знаем, и который не проявляет свой характер по ходу игры. Он вроде бы не особо добрый и в критическую минуту выбирает между тем, чтобы убить злодея или просто ранить, то есть пощады не будет. В классической нуарной традиции, его глубокая жизненная мудрость сводится к тому, что мир — обречён, а все вокруг — продажны.
Почему это киберпанк?
К киберпанку в игре отсылает визуальный стиль (потрясающий), и возможность прокачивать свой имплант чтобы получать супер-способности (которые чувствуются довольно рутинно). Здесь как будто классический конфликт между хакерами и мега-корпорацией, но сами хакеры совсем на втором плане, а у главного героя буквально нет ни друзей, ни союзников, ни кого-либо, с кем хоть ненадолго можно было бы проявить ту самую идентичность, которой он так дорожит.
При этом, игра проходится за 2.5-3 часа, и то, как красиво сделан мир и динамично поданы сцены, стоит того, чтобы в неё погрузиться. Если бы можно было пропустить все боевые и стелс-сцены, точки сохранения, которые находятся слишком рано, то было бы совсем идеально. Хочется поворчать, что жанр киберпанка совсем перестаёт удивлять, но, кажется, пока дело в одной конкретной игре, в которой авторы построили сюжет вокруг самого обычного персонажа на свете.