В первую неделю декабря редакция решила посетить московский фестиваль авторского кино «Зимний». Мероприятие организуют уже второй год, наполняя программу отечественными хитами — в том числе представителями новой волны якутского кинематографа. В этот раз организаторы сделали ставку на исследование взаимоотношений отцов и детей, случайно или нет — неизвестно. Мы посмотрели много картин и собрали мысли в один материал — читаем!
«Белой дороги!», Элла Манжеева
В центре калмыцкого роуд-муви — молодой рэпер Алдар (Тимур Бубеев), который возвращается на родину спустя десять лет карьерных странствий. Приезжает, к сожалению, не по своей воле — у героя пропала мать. Отправилась в степь искать корову, но так и не вернулась. При этом история оказывается не столько поиском родственника, сколько познанием себя.
Лента Манжеевой — фантастическая драма, уход в подсознание. Зритель теряет почву под ногами, оказывается на стыке реального и сновидческого. Сталкивается с фольклором, религиозными клубками и традициями, которые предстоит разгадывать снова и снова. «Белой дороги!» — визуально красивое кино. Большая часть картины снята в Калмыкии, в частности у горы Богдо, близ озера Баскунчак.
«Белой дороги!» — история, где умирает и возрождается внутреннее, а не внешнее. Где за природным богатством скрыто увядание души.
Скоро в прокате.
«Лунатики», Юрий Мороз
Юрий Мороз, в последнее время зависший на производстве сериалов вроде «Содержанок», решил вернуться к полным метрам. «Лунатики» — драма о наркотиках и взаимоотношениях матери с сыном, построенная на реальной истории. Никита Прозоров (Степан Белозёров) — рэпер с деньгами, славой и детскими травмами в придачу. Герой подвязан на нелюбви матери Ренаты (Виктория Исакова), отчасти надуманной, отчасти настоящей. Одиночество герой топит в наркотиках, разрушая себя назло родственникам. Измученная мать решает пойти на крайние меры — подвергнуть сына экспериментальной психокоррекции личности.
На протяжении фильма зритель погружается во флэшбеки, помогающие понять поступки обоих персонажей. Режиссёр смешивает чёрно-белую реальность с цветной — первая отвечает за детство героя. По его мнению — несчастное. Юрий Мороз собрал отличный каст: помимо упомянутых ранее актёров, в ленте можно встретить Дашу Верещагину, Дмитрия Чеботарёва и Алексея Аграновича. Вдобавок внимательные зрители узнают знакомые локации — к примеру, «Гоголь-Центр».
В прокате с 7 декабря 2023 года.
«Тимир», Николай Корякин
Якутский блогер Николай Корякин приехал на «Зимний» с дебютом — драмой о мальчике Тимире (Альгис Данилов), чья жизнь в одночасье поменялась. У героя умерла мама. Теперь он вынужден переехать либо к отцу-алкоголику, либо в детский дом. Папа — человек отчаявшийся, гасит провинциальную обречённость в водке, не обращая внимания на сына. Тимир нигде не находит поддержки — даже в школе, где его беспощадно травят одноклассники. Но тут в жизни парнишки появляется невидимый незнакомец, застрявший между двух миров, и действительность оказывается не такой уж ужасной.
На самом деле, дух — лишь элемент, помогающий выстраивать драму. На месте Тимира может оказаться каждый из нас. Это реальная история в реальных обстоятельствах. Картина интересна не только драматургией и национальным колоритом, но и визуальным решением. «Тимир» — Уэс Андерсон по-якутски. Формат кадра, цвет, костюмы и мизансцены — режиссёр повторяет стиль, используя в качестве референса «Королевство полной луны». Фильм Корякина — глоток свежего киновоздуха, которого порой так не хватает.
В прокате с 24 января 2024 года.
«Танцуй, Селёдка!», Александра Лупашко
Ещё один дебют на «Зимнем» — лента с Сашей Бортич в главной роли. Фестиваль продолжает копать в тему отцов и детей. «Танцуй, Селёдка!» — не исключение. По сюжету бизнесвумен Жанна возвращается на малую родину похоронить отца (Павел Майков). При жизни взаимоотношения у родственников вовсе не складывались — мужчина давным-давно ушёл из семьи и не появлялся в поле зрения дочери 20 лет. С виду Жанне всё равно на почившего батю — ей бы побыстрей закончить похоронные дела и умчаться домой. Но подсознательно что-то всё же коробит, некий нерешённый вопрос, который обретает физическую форму и начинает доставать героиню в роли привидения.
«Танцуй, Селёдка!» — роуд-муви, драма с элементами комедии, основанная на пьесе Татьяны Загдай «Человек в закрытой комнате». Как и «Лунатики», лента строится на флэшбеках. Режиссёрка отправляет зрителя в будни глубинки, где по дорогам разъезжают отморозки-браконьеры, а по выходным не работают государственные службы. В какой-то момент картина и вовсе превращается в криминальную драму с погонями и драками. Но вся эта жанровая смесь неминуемо приближает к разгадке отношений Жанны с отцом.
В прокате с 18 января 2024 года.
«Чайка», Полина Лазарева
Драма или всё же комедия (вспомним Чехова) с Верой Кинчевой и Юрием Быковым в главных ролях участвовала в конкурсе фестиваля «Короче» и даже получила специальный приз жюри. Дебютантка Полина Лазарева начала режиссёрскую карьеру с понятной темы — любви. В центре картины — двое любовников, погрязших в нелепости односторонних отношений. Валентин Чайка — циничный писатель, прославившийся романом «Гумберт Гумберт» и втихаря домогающийся несовершеннолетних. Алина — певица, выступающая по вечерам в баре и трепетно ждущая встречи с суженым. Мужчина появляется в жизни героини пару раз в месяц — спит с ней, а потом бесследно пропадает. Она не знает ни его адреса, ни номера телефона. Но в какой-то момент персонажам приходится остановиться.
В ленте оказывается два главных героя, зритель попеременно наблюдает за метаниями чувств как Алины, так и Валентина. Вместо флэшбеков в повествовании постановщица использует сцены-фантазии, осознанно или нет отсылая нас к «Фестивалю Рифкина» Вуди Аллена. «Чайка» — чувственное кино, понятное каждому, кто когда-либо влюблялся. Особенно — неудачно. Это исследование чувств с позиции двух сторон. Но честное или нет — решать каждому.
Скоро в прокате.
«Поедем с тобой в Макао», Роман Михайлов
В последнее время Роман Михайлов стал человеком-обсуждением. За год постановщик выпустил пять фильмов — и это не шутка! Российский инди-режиссёр снимает сродни западным мастерам — на площадке царит импровизация и творческое раскрепощение. «Поедем с тобой в Макао» — уникальная картина. Хотя бы потому, что на её производство ушло всего девять смен. И это тоже не шутка.
В этот раз математик и режиссёр погрузился в мир азартных игр. По сюжету студент юрфака Олег (Олег Чугунов) живёт спокойно: днём ходит на пары, а по вечерам рассуждает о философах в местном кафе, где героиня Маши Мацель разливает кофе. Но тут в будни персонажа вторгается только что вышедший из тюрьмы отец (Роман Михайлов). Мужчина затаскивает парня в мир покера. Теперь вместо пар пацан ходит в секретный штаб и учится азам игры. Но куда приведёт его этот путь никому неизвестно.
«Поедем с тобой в Макао» — самый простой фильм Романа Михайлова, постановщик ненадолго отходит от исследования кинематографа. Несмотря на значительное количество уже выпущенных лент об азартных маниях, картина Михайлова цепляет энергией и подачей. Перед нами рассказ не о маге покера, а об обычном человеке, затянутом в бездну.
Скоро в прокате.
«110», Илья Михеев
Ещё один дебютант «Зимнего» — представитель ленинградской школы Илья Михеев. Важное уточнение — дебютант полного метра, так как в фильмографии постановщика четыре короткометражки.
«110» — драма с двойным дном. Лицей искусств оказывается в эпицентре трагедии — умерла одна из учениц. Пока школа и правоохранительные органы ищут правду, одноклассники погибшей хранят молчание. На первый взгляд, лента кажется историей о подростковом буллинге, но это лишь оболочка. Центральная тема — покаяние. На примере главной героини Алисы (Полина Цыганова) Михеев показывает, как триггерное событие, сопровождающееся чувством вины, разрушает психику человека. Сначала девочка мучается угрызениями совести, потом — приступами удушья и потерей речи.
«110» — визуально сложное кино. Значительная часть ленты снята через отражения зеркал, которые будто бы подменяют реальность. Режиссёр отходит от типичного изображение расследования с участием полиции. История гибели одноклассницы условно остаётся на заднем фоне. На первый план выходят эмоциональные последствия. Это честное социальное кино, достойное внимания.
Скоро в прокате.
«Панические атаки», Иван Твердовский
Восемнадцатилетняя Вика (Лена Тронина) живёт в Мурманской области и страдает от панических атак — не может находиться в замкнутых пространствах. В родном Никеле её недуг называют кликушеством — бесовской болезнью. Чтобы излечиться, девушка ходит к местным ворожеям. Испробовав доступные методы и не получив результата, она решается на крайность — переехать в Норвегию. Там ведь и экология лучше, и люди счастливее — для панических атак просто нет места.
По сути, весь фильм — путешествие Вики в заснеженное идеализированное королевство. Путешествие страшное, жуткое и не особо сказочное. «Панические атаки» — галлюцинация, из которой нет выхода. Твердовский делает всё возможное для создания некомфортной атмосферы — строит замкнутые пространства. Квартиры героев утопают в аляпистых обоях, за которыми прячутся закрытые двери, а улицы пропадают в снегу. Лента пестрит длинными общими планами, в которых вязнет как герой, так и зритель.
«Панические атаки» — напряжённое двухчасовое кино, которое требует концентрации и усидчивости. Это размеренное повествование, затаскивающее зрителя в дьявольскую бездну.
Скоро в прокате.