Закончился сериал «Бойтесь ходячих мертвецов». На протяжении восьми сезонов его герои активно путешествовали по США, заглянули в Мексику, пережили ядерный взрыв и всё ради знакомой по оригинальному сериалу цели — найти безопасное место, где можно жить, а не выживать. О том, чем запомнился этот сериал, как переобувался на ходу и почему скатился, рассказываем в нашем материале.
«Бойтесь» стартовал 23 августа 2015 года. Основной сериал тогда ещё был на пике популярности. Рик Граймс и его группа выживших потеряли тюрьму, смогли найти друг друга в последующей хаосе и двигались на встречу новому. Где-то впереди — Вашингтон, Александрия, война с Ниганом и его Спасителями. А пока лишь долгая трудная дорога.
И в этот момент появляется сериал-приквел к «Ходячим». Его синопсис интриговал: предлагал возможность увидеть первые дни и даже часы зомби-апокалипсиса в оживлённом Лос-Анджелесе. Короткий сезон из шести серий показал ровно то, что обещал — самое начало пандемии и буквального первого зомби в телевселенной AMC. Правда, о том, что девушка по имени Глория была первой восставшей из мёртвых зрители узнали не из сериала, а из комментариев создателей.
Подкупал и актёрский состав — звезда «Дедвуда» и «Исчезнувшей» Ким Диккенс в роли Мэдисон Кларк, актёр с богатым послужным списком ролей второго плана Клифф Кёртис в роли возлюбленного Мэдисон Трэвиса Манавы, сыгравший юного Тома Реддла в «Гарри Поттере и Принце-полукровке» Фрэнк Диллэйн — ему досталась роль сына Мэдисон Ника, а также Алиша Дебнем-Кери, известная по «Сотне», воплотила образ дочери Кларк Алисии.
О чём «Бойтесь ходячих мертвецов»?
Первому сезону «Бойтесь» помогло чувство новизны. Это был первый спин-офф «Ходячих». Авторы не раз отклонялись от оригинального комикса при адаптации основного сериала, но здесь они представили совершенно новых героев и места, которые не освещались ни в одном из 193 выпусков комикса. Перед продюсерами была возможность повести историю в любом направлении — показать другие страны, другие способы выживания, другие сеттинги. Словом, золотая жила! И поначалу казалось, что они ей воспользовались.
Второй и третий сезоны были преимущественно посвящены Мексике и различным подходам к выживанию. Многие идеи перекликались с оригинальными «Ходячими». Например, Кларки гостили на винограднике, владелица которого не убивала оживших, а «собирала» их в подвале в надежде, что укушенных можно будет рано или поздно излечить. Иной подход — консолидация местных преступников, захвативших дамбу и превративших воду в ресурс, с помощью которого можно было манипулировать уцелевшим населением.
Пожалуй, самой интересной вехой ранних сезонов стало появление первого полноценного антагониста — Троя Отто в исполнении Дэниэла Шармана. Младший сын семьи Отто, построившей коммуну выживших на ранчо своего отца. Он был вспыльчив и своенравен, что привело к конфликту с семьёй Мэдисон, оказавшейся на их земле. В итоге Трой лично привёл туда стадо мертвецов, что привело к смерти почти всех жителей коммуны. Мэдисон убила Троя, но, как оказалось аж в восьмом сезоне, он был лишь тяжело ранен, но не погиб, после чего спустя десять с лишним лет вернулся мстить.
Несмотря на удачного антагониста и эпичный финал сезона, рейтинги «Бойтесь» были не такими же хорошими, как у «Ходячих», поэтому AMC устроил перезагрузку сериала с четвёртого сезона. В нём состоялся первый официальный кроссовер двух сериалов — в основной каст пришёл Ленни Джеймс, сыгравший Моргана Джонса. В основном сериале он выступал моральным компасом Рика Граймса и был первым человеком, которого тот встречал в комиксе. Персонаж Джонса после войны Союза сообществ с Ниганом отправился путешествовать и оказался на границе Техаса. В комиксах его персонаж погиб, и всех этих событий не было.
С приходом Моргана сериал сильно изменился. В сюжете появились новые герои, персонажи полноценно вернулись в США. Авторы стали экспериментировать с подачей, и большая часть четвёртого сезона строилась на флэшбэках. Так, авторы хотели запутать зрителя и вывести из сюжета Ника и Мэдисон. Их герои погибли, а новые персонажи были призваны заменить уже полюбившихся, обновив и каст, и пласт тем, которые освещались в истории.
Здесь в сериале появляется одна из ключевых его тем через персонажа Клэйтона (Стивен Хендерсон) и его последователей (к которым присоединяются и главные герои, включая остаток Кларков и Моргана Джонса). До зомби-апокалипсиса Клэйтон был водителем фур и много ездил по стране. С началом пандемии он продолжил путешествовать, оставляя по всему Техасу коробки с полезными вещами (вода, еда, лекарства, оружие) и припиской «Берите нужное, оставьте ненужное». Этот принцип захватил Моргана Джонса, и он продолжительное время ему следовал.
В пятом сезоне произошёл ещё один кроссовер с «Ходячими». Из основного сериала в спин-офф перешёл Остин Амелио, сыгравший Дуайта. Его герой запомнился фанатам аркой реабилитации. Пытаясь защитить жену, он стал частью Спасителей, убивал во имя Нигана, а затем предал его, чтобы поддержать Рика Граймса. Собственно, в «Бойтесь» он ушёл искать жену, благодаря чему оказался в Техасе. Впоследствии Дуайту удастся найти Шерри (Кристин Евангелиста), и это, пожалуй, одна из самых трогательных сцен сериала.
Этот же сезон знакомит группу с большим сообществом Рейнджеров под руководством Вирджинии (Колби Минифи из «Пацанов»). Они строят новое общество по принципу разделения труда. За невыполнение своих обязанностей людей ссылают в трудовые лагеря, где им часто приходится заниматься зачисткой различных заводов и складов от мертвецов. Морган Джонс, после смерти Мэдисон фактически ставший новым лидером группы, вступает с Вирджинией в конфликт, который будет продолжаться и в шестом сезоне. За это время его люди вынуждены будут примкнуть к Рейнджерам, организуют восстание и даже захватят власть.
Шестой сезон представил самого любопытного в сериале антагониста — Теодора Мэддокса (Джон Гловер, которого вы можете помнить по «Тайнам Смолвиля»). «Тедди», как он любит себя называть, — серийный убийца, который начал убивать ещё в 1970-х. Подобно Чарльзу Мэнсону, он построил культ, в котором убеждал людей, что способен показать им цель в жизни. Под его началом они убивали, и в конечном счёте Тедди оказался в тюрьме на пожизненном. Именно там он встретил зомби-апокалипсис, чем и воспользовался, чтобы оказаться на свободе.
На воле он продолжил делать то, что умеет лучше всего, — создавать собственный культ. Увидев, что конец света наступил, маньяк стал убеждать последователей, что только он знает, что всех ждёт в дальнейшем. Последователи Тедди писали по всему Техасу «Конец — это лишь начало», и в конечном счёте группа Моргана встретилась с ним.
Оказалось, что у Мэддокса был план — одним из его последователей был офицер с военной подводной лодки, и Тедди хотел использовать ядерную ракету, «чтобы очистить осквернённую Землю». Все его последователи вознеслись бы, а неверные — погибли бы. Морган и другие пытались его остановить, но не смогли — в сериале произошёл ядерный взрыв, который пережили не все. Это оказало сильное влияние на «Бойтесь», потому что весь седьмой сезон построен вокруг жизни в условиях радиоактивного заражения и попыток найти место, где его эффекты не так сильны.
Восьмой и финальный сезон отвечал на две задачи. Первая — выжившие наконец находят место, где можно жить — P.A.D.R.E., бывшую базу военных, которая может существовать автономно в случае ограниченных ресурсов. Туда стремился попасть Морган, чтобы найти потерянную дочь (за минувшие сезоны он нашёл младенца и стал ей приёмным отцом). Помогла ему в этом Мэдисон Кларк, которая, как оказалось, не погибла в четвёртом сезоне, а стала работать на P.A.D.R.E. в надежде, что ей помогут отыскать собственных детей. Собственно, это вторая линия восьмого сезона — воссоединение Кларков, которое происходит через финальный конфликт с Троем Отто, ещё одним вернувшимся из прошлого персонажем, который не погиб от удара Мэдисон, а был жив и долгие годы мечтал о мести.
Чем сериал цеплял?
Как и в «Ходячих мертвецах», основа «Бойтесь» не в выживании и сражениях с зомби, а в персонажах и их эволюции. «Бойтесь» не хуже оригинального сериала показывает динамику и рост героев. На ранних этапах развития сериала у авторов был план показать постепенное превращение Мэдисон из положительного персонажа в антагониста вроде Нигана. Но план постоянно менялся, и в последних эпизодах назвать Мэдисон антагонистом нельзя — хотя многие персонажи не разделяют её убеждений и выступали против.
Но в «Бойтесь» есть и иной пример — Виктор Стрэнд (Колман Доминго). Персонаж за все восемь сезонов показывает своё главное качество — умение приспосабливаться к любым обстоятельствам. До апокалипсиса он был мошенником, который добился высокого положения. После он постоянно искал пути, как использовать имеющиеся ресурсы. Виктор умел мотивировать и убеждать, он талантливо использовал людей и видел их таланты, понимал, как мгновенно реагировать и принимать правильные решения. Стрэнд по ходу сериала несколько раз пытался измениться, но преуспел лишь в конце (и то финал сериала ему на руки). Перед этим он даже успел побыть и тираном, содержащим свою общину в поражённых радиацией пустошах, а после реабилитировался, взял новое имя и стал приёмным отцом подростка.
Несмотря на всю сумбурность и постоянно меняющуюся цель героев, в «Бойтесь» множество трогательных сцен. Именно за такие эпизоды и полюбили сериал. Одним из самых ярких моментов для автора текста стал короткий эпизод с разговором Виктора Стрэнда по рации, который каким-то чудом принимает сигнал с космической станции, на которой астронавт наблюдает за угасанием планеты и делится с Виктором, что надежды уже нет.
Более позитивный пример — отношения Джона Дори (Гаррет Диллахант) и Джун (Дженна Элфман). Они встретились уже после конца света, и чувства друг к другу стали для них единственным, что имело смысл в мире, полном оживших мертвецов. В поисках девушки Джон обошёл несколько штатов, встретил главных героев и буквально прошёл сквозь огонь и воду. Своим примером он показал, что если и есть, ради чего жить в новом мире, так это ради любви.
Ещё одна черта «Бойтесь», которая смогла подогреть интерес фанатов, — это частые кивки в сторону основного сериала. За счёт персонажей Моргана, Дуайта и Шерри в сериале часто упоминаются события в Вашингтоне и война со Спасителями. Причём в последнем сезоне герои даже возвращаются туда, где всё начиналось. Дуайт и Шерри оказываются в Святилище — бывшей базе Спасителей, а Морган отправляется в Округ Кинг, чтобы покончить со своим заражённым сыном, которого он не смог отправить на покой много лет назад.
Притом, что основные «Ходячие» мало менялись в последних сезонах, «Бойтесь» постоянно предлагал что-то новое. Например, седьмой сезон целиком построен вокруг противостояния радиоактивным зомби и борьбе за последнее безопасное место в Техасе. А в восьмом в центре сюжета даже представили возможное противоядие от зомби-вируса, в котором тоже используется облучение радиацией.
В третьем сезоне основной темой было противостояние коренных американцев и «захватчиков», которое усилилось на фоне пандемии. А в четвёртом даже были эпизоды о том, как группа пытается пережить масштабный ураган, оказавшись в самом его эпицентре. И таких примеров множество.
Так что тогда пошло не так?
Главная проблема сериала — постоянная смена мотивации героев. Конечно, в условиях перманентной угрозы и необходимости принимать сложные решения для выживания менять свои позиции нормально, но персонажи делали это слишком часто. Например, за один лишь шестой сезон Морган Джонс прошёл путь от жестокого мстителя до стремящегося к миру и уединению отшельника, а потом обратно.
Героев в сериале слишком много, в отличие от «Ходячих» под конец большинству уже не хватало экранного времени, поэтому более глубокое развитие получили не все. Впрочем, мотивацию вернувшейся в конце сериала Мэдисон тоже трудно назвать цельной и последовательной.
Ещё одна проблема «Бойтесь» — постоянное стремление удивлять зрителя. Во многих эпизодах есть тайны и загадки, но их раскрытие далеко не всегда остаётся интересным. Так, например, в пятом сезоне герои сталкиваются с тем, что кто-то создаёт живые баррикады из зомби, связывая их кишками друг с другом. Пока герои думают, что здесь орудует некая банда, выясняется, что это проделки детей, желающих, чтобы их оставили в покое. Или представление нового опасного антагониста в шестом сезоне заканчивается почти сразу, когда его убивает Морган. Но этот приём не работает, так как победа в бою ослабленного Моргана выглядит нереалистичной.
«Ходячих» стало слишком много. Параллельно с шестым сезоном «Бойтесь» стал выходить «Мир за пределами», в 2022-м вышли «Истории ходячих мертвецов». А в 2023 году после завершения основного сериала стартовали «Мёртвый город» и «Дэрил Диксон». На этом фоне «Бойтесь» больше не воспринимается альтернативой и теряется, не предлагая чего-то совершенного нового фанатам телевселенной.
А что дальше?
У AMC по итогам «Бойтесь» максимально развязаны руки:
- Можно строить спин-оффы о возвращении Дуайта и Шерри в Святилище;
- Можно рассказать, как Морган и его приёмная дочь отправились искать Рика Граймса;
- Можно показать путешествие Мэдисон и Алисии Кларк в разрушенный Лос-Анджелес;
- Можно ввести героев «Бойтесь» вроде Виктора Стрэнда во второй сезон зомби-антологии.
А можно просто оставить эту главу позади, ведь совсем скоро стартует ещё один сериал. «Ходячие мертвецы: Выжившие» стартуют 25 февраля. Мини-сериал расскажет о том, что произошло с Риком Граймсом после девятого сезона «Ходячих» и как его возлюбленной Мишонн удалось найти Рика, схваченного организацией CRM, экспериментирующей над выжившими и ходячими.