В мировом прокате состоялась мировая премьера хоррора «Восстание зловещих мертвецов» (Evil Dead Rise), уже второго, а то и третьего ремейка классического фильма «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми, выступившего на этом проекте в качестве продюсера. Картина рассказывает о матери троих детей, которой не повезло стать одержимой демонами, призванными при помощи Некрономикона. Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, по какому пути следовала культовая серия и что режиссёр Ли Кронин попытался сделать в очередной реинкарнации классического сюжета.
Мой путь познания хорроров был не совсем стандартным: почти всю «классику», от «Кошмара на улице Вязов» до «Техасской резни бензопилой» я пропустил, увлекшись лет в 13-14 азиатскими хоррорами. Таким образом, и «Зловещие мертвецы» прошли мимо меня и открыл я для себя трилогию Сэма Рэйми лишь на втором, кажется, курсе универа, когда отсматривал творчество братьев Коэн и узнал, что они жили в одном доме с Сэмом Рэйми (а также Фрэнсис МакДорманд) и много работали вместе в начале карьеры. Скажу честно: я понимаю революционность первого фильма для 1981 года, когда он вышел. Фактически Рэйми и Ко сделали на коленке, при содействии родственников и друзей, вполне впечатляющий пародийный зомби-муви. Однако меня он не цеплял ни тогда, ни сейчас, когда я решил пересмотреть кино. Гораздо больше впечатляет сиквелоремейк Evil Dead 2, у которого, кстати, интересная история создания.
Первоначально Рэйми планировал снимать после первого фильма продолжение, где Эш Уильямс попадает в Средневековье (да-да, речь о будущей третьей части). Но денег на это дело не нашли и он снял, совместно с братьями Коэн, очень слабенький фильм «Волна преступности», на котором карьера всех троих могла и закончиться. О проблемах с финансированием молодого хоррор-мейкера узнал Стивен Кинг, которому об этом рассказали люди, работавшие на съёмках его режиссерского дебюта «Максимальное ускорение» (они же работали над «Зловещими мертвецами»). Писатель, которому очень понравился полнометражный дебют Рэйми (он написал на него восторженную рецензию на премьере фильма в Каннах и тем самым способствовал покупке его для проката), обратился к продюсеру Дино Де Лаурентису, который в итоге и выделил деньги на «Зловещих мертвецов 2». Забавно, что ранее он же предлагал Сэму Рэйми экранизировать роман «Худеющий» Стивена Кинга, но тот отказался (в итоге фильм поставил спустя 10 лет режиссёр «Лангольеров» Том Холланд).
По моему скромному мнению, «Зловещие мертвецы 2» — это идеальный «сплэттер», кино, наполненное разнообразной жестью, которое, при этом, можно смотреть максимально широкой публике. Устаревшие практические спецэффекты (вроде глаза, который сделали при помощи мячика для пинг-понга) выдают его бутафорскую сущность, но это делает фильм даже забавнее. Несмотря на то, что я, простите за каламбур, страшный фанат хорроров, я не любитель чрезмерной расчленёнки и обилия крови. В фильме всего этого навалом, но в итоге оно смотрится, скорее, как нечто гротескное, чрезмерное, и, как сказал бы более умный коллега, — эдакий гран-гиньоль, череда аттракционов, от которых захватывает дух, но не настолько, чтобы почувствовать себя не в своей тарелке. Образцовый комедийный хоррор. Третий фильм тоже был классным, но всё-таки другим: более масштабным и не таким интимным и пугающим, как «двойка».
Важно, что именно его в итоге уже дважды успели подвергнуть процессу ремейкоизации (забирайте неологизм, пожалуйста!). Важно потому, что вторая часть сама по себе расширенное издание, эдакая «HD-версия» первого фильма — у Сэма Рэйми получился идеальный канон, который в итоге режиссёры-последователи стремились по-своему развить и интерпретировать. Федерико Альварес, создавший первый ремейк «Зловещие мертвецы: Чёрная книга», пошёл по пути «осерьёзнивания»: в качестве одержимой злой силой выбрал наркоманку, которую друзья стараются избавить от ломки, почти нивелировал фирменный blood-слэпстик юмор и вообще сделал более традиционный хоррор. Проще говоря, если от фильма Сэма Рэйми ты категорически не знал, чего ожидать (по мне, так сцена сражения Эша с собственной рукой — шедевр актерской импровизации), то от «Чёрной книги» ожидаешь всего и сразу, и, само собой, всё это получаешь. Интересно, но скучно на длинной дистанции.
«Восстание зловещих мертвецов» в этом плане — ремейк ремейка ремейка с возвращением к корням, попытка сделать, как в 1987-м, но при этом современно и своевременно. Мать, которая становится одержима демонами и хочет убить своих детей (а противостоит ей собственная сестра), — сюжет вполне в духе эпохи. Кстати, почему «восстание»? Rise в данном случае правильнее перевести как «Возрождение», причём буквальное. После затухших планов на сиквел «Чёрной книги» (объявленных ещё в 2017 году и так никуда и не сдвинувшихся с места) Рэйми вновь решил перезагрузить своё творение, вернувшись поближе к корням: «Восстание живых мертвецов» — сплэттер ещё более брутальный и жёсткий, чем первая и вторая части. Количество кровищи здесь такое, что хватило бы на экранизацию игры Iron Lung, а орудия убийства поражают воображение: оказывается, никого уже не удивишь классической бензопилой, но знали бы вы, что здесь происходит с кухонными терками!
При этом Ли Кронин, автор весьма серьёзного хоррора «Другой», как-то нашёл баланс между мрачностью и весёлостью. Хотя Алисса Сазерленд, играющая одержимую демонами мать, заставляет кровь стынуть в жилах, здесь хватает и фансервиса, который был погребён в фильме Альвареса под ураганом сплошной жести, и весьма весёлых шуток, замешанных на всё той же кровавой слэпстик-комедии (вроде летящего в воздухе глазика, чьё «путешествие» на этом не заканчивается).
Забавно, какие трансформации принимает культовая серия под воздействием времени. Фильм, задавший планку для хорроров старой школы, построенных на практических эффектах и шок-контенте, в первой реинкарнации сперва намеренно нивелирует свою главную фишку — иронию, превращающую происходящее в трэш-шапито. А затем возвращает её в тройном объеме, ведь ирония в современных хоррорах — как правило, обязательный гость, чтобы не скатиться в насупливание бровей. Все эти перверсии говорят об одном: кто бы что ни говорил, кино — настолько пластичное искусство, что в нём возможно всё что угодно. И главное — оно по-прежнему способно удивлять. Новые «Зловещие мертвецы» — прямое тому доказательство.