В кино 7 апреля выходит фильм под названием «Всё везде и сразу» (Everything Everywhere All At Once). Это новая картина Дэниела Шайнерта и Дэна Квана, режиссёров сюрреалистичного фильма «Человек — швейцарский нож» с Дэниелом Рэдклиффом в роли испускающего газы трупа. И новый фильм Дэниелов (как их называют в прессе) — это камерное исследование мультивселенной, которое побуждает задуматься о ценности выбора в жизни. Продюсерами фильма выступили братья Энтони и Джо Руссо («Мстители: Война Бесконечности», «Мстители: Финал»), а выходит картина силами кинокомпании А24. Если на этом этапе вам ещё нужны аргументы, почему его стоит посмотреть, то спешим их перечислить!
По сюжету, живущая в Америке китаянка Эвелин (Мишель Йео) узнаёт о существовании мультивселенной. Оказывается, есть бесчисленное количество альтернативных версий героини, которые отличаются друг от друга. Какие-то сильнее, какие-то слабее, какие-то успешнее устроились в жизни, а каким-то повезло ещё меньше. Эвелин видит, как всё иначе могло бы сложиться, если бы она приняла другие решения в определённые этапы своей биографии. И теперь именно ей предстоит столкнуться с таинственной сущностью, которая путешествует между мирами и сеет хаос. А ведь Эвелин просто хотела разобраться со своими налогами и ощутить немножко покоя.
Мультивселенные — не новое слово в кино и поп-культуре. Силами супергеройских блокбастеров мы уже привыкли к сюжетам, исследующим тему вариативности миров. Недавно, например, это явление мы встретили в фильме «Человек-паук: Вдали от дома». К слову, дружелюбному соседу в комиксах в принципе везёт на встречи с альтернативными версиями себя.
«Всё везде и сразу» подходит к мультивселенной иначе — Эвелин не перемещается между мирами, но получает к ним доступ, словно подключает свой мозг к другой версии себя, которая владеет какими-то навыками или знаниями. Эвелин «вспоминает» как сражаться в рукопашной, ведь изучала единоборства в другой версии своей жизни, «навёрстывает» навыки танцев, чтобы идеально владеть телом, и даже «ощущает» ловкость рук от иных своих вариаций.
Это любопытный концепт, ведь фактически героиня остаётся собой, ненадолго получая способности, которых у неё никогда не было. Вопреки законам физиологии и логики тело получает мышечную память, которой владело бы в иной версии вселенной. Это делает Эвелин не просто человеком, получившим доступ к тайному знанию, но и неким возвышенным существом, ведь подобным доступом владеют избранные версии в мультивселенной.
Интереснее всего здесь другое — Эвелин всю жизнь жила, принижая себя в угоду другим. Это можно было бы назвать эффектом Даннинга-Крюгера — искажением восприятия, при котором человек невольно принимает неудачные решения и делает ошибочные выводы, приходя из-за этого к мысли, что он менее компетентен, чем другие. Вот только у Эвелин ситуация проще — она болезненно реагирует на любые изменения в жизни и чувствует себя неполноценной, ведь из-за её неправильных решений она оказалась там, где она есть. Но настолько ли эти выборы были неверными? Что вообще значит «верный выбор» в контексте жизни человека? Эти вопросы Дэниелы задают зрителю, и найти на них ответ не так-то просто.
А теперь плот-твист: на самом деле «Всё везде и сразу» — это глубоко метафорическое кино о попытке матери и дочери понять друг друга. Этот простой сюжет Дэниелы обернули в яркую научно-фантастическую обёртку, позволив зрителю раствориться в экшене, сюрреалистичной картинке и философских дилеммах. Но главное в фильме всё же конфликт поколений. Попытка Эвелин достучаться до дочери Джой (Стефани Сюй) и объяснить ей, чего она как мать на самом деле хочет, затрагивает фундаментальную проблему нашего общества. Ведь родители и дети редко находят общую волну и часто смотрят на мир через разную призму. Особенно когда их восприятие коррелирует ещё и с традициями — у Эвелин это китайские принципы и стереотипы. Причём в случае самой героини это работает и в обратную сторону, ведь по ходу фильма она заново открывает отношения с отцом (хорошо известный публике по «Большому переполоху в маленьком Китае» Джеймс Хун).
Выходит, что картина работает на нескольких уровнях. Первый — фантастические надстройки с мультивселенной и вариациями жизни героев, за которыми весело наблюдать. Второй — попытка заставить зрителя задуматься о собственных выборах, о каждом неверном совершённом шаге, о том, могла ли жизнь сложиться иначе. Третий уровень — более приземлённый — «Всё везде и сразу» напоминает все взлёты и падения в отношениях с близкими. И, наконец, четвёртый уровень — репрезентация сразу нескольких поколений китайских актёров: Джеймс Хун, Мишель Йео и Стефани Сюй. Каждый из них представляет свой взгляд на проблемы современных американцев китайского происхождения. И любопытно, что Дэниелы подошли к теме изображения колорита не только в том, как живут герои, но и в плане мельчайших деталей — от постановки боевой хореографии, отсылающей к культовой классике восточного кино, до элементов языкового восприятия (персонажи почти половину фильма говорят на китайском).
Чтобы разбавить все эти серьёзные вопросы, в фильме множество смешных визуальных гэгов, которые не позволяют заскучать. А ещё здесь вы встретите в совершенно неожиданных образах звезду «Хэллоуина» и «Королев крика» Джейми Ли Кёртис. Её бюрократический образ, идущий сквозь вселенные, вы вряд ли выбросите из головы, увидев актрису в других ролях.
Можно выделить также персонажей Дженни Слейт, Джонатана Ке Квана и Гарри Шама-мл., но все они меркнут на фоне Мишель Йео и её экранной дочери Стефани Сюй. Звезда «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и «Безумно богатых азиатов» Мишель Йео использует мультивселенную, чтобы раскрыться перед зрителем. В фильме её героиня многогранная — Йео отыгрывает целую палитру эмоций, среди которых главная — недоумение. Её Эвелин, подобно зрителю, не понимает, что происходит и адаптируется ко всему в моменте. И это потрясающе передано её эмоциями. Наблюдать за Мишель в этом фильме — одно удовольствие, и ей удачно аккомпанирует молодая актриса Стефани Сюй, дополняющая неопределённость своей экранной матери более «свежим» взглядом как на современный мир, так и на мультивселенную в целом.
«Всё везде и сразу» — это история о самой сущности выбора, о каждом непринятом и принятом решении, а также о судьбе, которая неминуемо идёт через жизнь как константа. Местами это визуально потрясающее и очень смешное кино. Не пропустите в кино с 7 апреля!