На «Кинопоиске» 20 января вышла первая часть приключенческого фэнтези «Этерна» — экранизация цикла романов «Отблески Этерны» русской писательницы Веры Камши. Мы отправляемся в мистический мир Кэртианы, где уже ожидают битвы за престол, интриги и братская верность. Судя по первым реакциям пользователей в соцсетях, фанаты оригинала остались довольны, а те, кто книг не читал, не особо оценили первую часть. Мы относимся ко вторым и сейчас расскажем, почему продолжение мы вряд ли будем смотреть.
#этерна
— Asshøle Fucking|-/ (@drsy10WSbjZ3Sho) January 20, 2022
– Фехтование – это ноги, господа унары.
– Фехтование – это унары, господа ноги.
ИМ 0 ЛЕТ pic.twitter.com/3sVLEYGHws
#этерна
— Asshøle Fucking|-/ (@drsy10WSbjZ3Sho) January 19, 2022
я
|
|
| _ _ _ _ _ _ _ _
|
психолог |
_ _ _ _ _ _ _ _|
|
|
|
очередная гиперфиксация на вымышленных персонажах pic.twitter.com/japOYQnzOy
– Если мы останемся в Агарисе ещё на 5 лет, то я стану старым пьяницей, а ты - молодым
— Совушка с чаем || Этерна spoilers || Ариша (@sovamarvel) January 20, 2022
– Зато у нас у обоих будут трястись руки. Вот это настоящая дружба
Причина смотреть этерну номер 1: они#этерна pic.twitter.com/dCRcDIVLf4
Всю историю сложно уместить в несколько абзацев, да и у самого фильма на это уходит немало сил и хронометража: сначала вам закадровый голос рассказывает о мироздании, потом примерно половина первой части уходит на знакомство с персонажами. Периодически повествование прерывается на бои — причём некоторые из них — этакие сражения-флэшбеки, отправляющие нас в прошлое, что ещё больше усугубляет непонимание происходящего. К концу фильма ситуация выправится, авторы уже меньше жонглируют сюжетными линиями, а многое из экспозиции становится понятно, но доберётесь ли вы до конца? Кто знает…
Одни из главных героев фильма — сын мятежника Ричард Окделл и наследник престола Альдо Ракан. Их линии не пересекаются: мы параллельно наблюдаем за обучением первого в школе Лаик и становлением второго в святом городе Агарисе. Ричард познаёт настоящее братство, обретает друзей и врагов, переживает утрату отца и взращивает желание отмщения. Альдо же претендует на трон, не особо переживает за свою жизнь и довольно беспечно разменивает один день за другим. Каждый из них идёт своим путём и постепенно втягивается в борьбу за власть, политические интриги и отмщение. Параллельно идут и другие сюжетные линии: мы видим убийцу отца Ричарда, подслушиваем разговоры в стенах Лаик и оказываемся на полях сражений. А ещё встречаемся с семейством Окделл и близким другом их покойного отца — но все эти свидания мимолётны и не во всём контекстно обоснованы. Вряд ли вы хорошо узнаете хотя бы одного из второстепенных персонажей, а учитывая, что женщин в главных ролях нет (возможно, кто-то из «массовки» позже выйдет на первый план), нам остаётся наблюдать суровые мужские переговоры и сражения.
Фэнтези вроде «Этерны» российского происхождения сложно смотреть и потому, что трудно погрузиться в то мистическое Средневековье, которое открывает нам фильм. Возникает двоякое ощущение, когда в локациях, больше напоминающих Европу, появляются актёры, которых мы часто видим в российских комедиях, проходных мелодрамах или других жанрах, но точно успевшие уже вписаться в образ героев из России — грустной, криминальной или любой другой. Возможно, зритель, читавший книги Веры Камши, не столько фокусируется на лицах, сколько на сюжете и деталях, но если вы не знакомы близко с творчеством писательницы, поверить актёрам, несущими в кадр ряд ассоциаций из других фильмов, будет затруднительно.
Возможно, если бы в повествование «Этерны» размереннее вводили героев и не так долго и хаотично раскачивали экспозицию, фильм привлёк бы больше зрителей, которые не читали оригинал. Иначе полтора часа кажутся каким-то вводным параграфом, местами путанным и несуразным, после прочтения которого хочется не ждать второй части, а просто закрыть книгу.