4 декабря в прокат выходит новая работа южнокорейского режиссёра Пак Чхан-ука «Метод исключения» (Eojjeolsugaeopda) со звездой «Игры в кальмара» Ли Бён-хоном в главной роли. Фильм показывали на Венецианском кинофестивале, но наградами обделили, и очень зря. О том, как история одного увольнения филигранно смешивает триллер, чёрную комедию и критику искусственного интеллекта, рассказываем в обзоре.
Ю Ман-су (Ли Бён-хон) 25 лет жизни отдал работе на бумажном предприятии. За время профессиональной деятельности он выкупил дом детства, построил на участке оранжерею, обзавёлся семьёй и даже стал «Бумажником года» (талантливым работником промышленности, а не главным кошельком). Его жена Ли Ми-ри (Сон Е-джин) живёт в своё удовольствие, занимается теннисом и ходит на танцы, а дочь обладает талантом к игре на виолончели, поэтому посещает дорогущих преподавателей.
Когда компанию купили американцы, руководство прислало Ман-су в подарок тунца за многолетний труд, но он даже не понял, что это было знаком — его уволили. Часть предприятия сократили, а испытавший сильнейший стресс Ю не смог найти работу по профессии даже через несколько месяцев. Перейдя в режим турбоэкономии (подписку на Netflix пришлось отменить, машины продать, собак пристроить к родственникам) и оказавшись на грани выселения, работяга решает пойти на отчаянные меры и расправиться с кандидатами на должность мечты.



В основу «Метода исключения» (в оригинале — «Ничего не поделать») лёг роман «Топор» американского писателя Дональда Уэстлейка. По его книгам снимали «Расплату» с Мэлом Гибсоном и «Паркера» с Джейсоном Стэйтемом. В 2004-м произведение уже получало экранизацию — «Нож гильотины» с Хосе Гарсией от режиссёра Коста-Гавраса, памяти которого посвящён фильм Пак Чхан-ука. В прошлый раз события происходили во Франции, а сейчас переехали в Южную Корею. Постановщик, мечтавший экранизировать роман почти 20 лет, хотел сделать ленту англоязычной, но голливудские студии ему стабильно отказывали (теперь им придётся покупать права на ремейк, как это обычно и бывает).
В своём пламенном монологе в начале картины Ю Ман-су говорит, что для корейцев увольнение подобно отсечению, ведь работа для многих — смысл жизни. Герой не лукавит: осознав собственное сокращение, он погружается в дичайшую тревогу, затянувшуюся на долгие месяцы. Ю не хочет работать нигде, кроме бумажной отрасли, поэтому готов даже ползать на коленях перед начальством и занять должность поскромнее, лишь бы не таскать коробки в супермаркете. Однако капиталистическая система безжалостно вышвырнула бедолагу на переполненный рынок труда. Сначала Ман-су на эмоциях чуть не убивает человека, чьё рабочее место хотел бы занять. Но внезапно осознаёт, что на освободившуюся вакансию будет бешеный конкурс, причём похлеще, чем на гуманитарный факультет в любом московском вузе.



Вычислив сильных конкурентов (таких же доходяг, как он), которые еле справляются с депрессией из-за кризиса в отрасли, Ман-су решает буквально пойти по головам ради работы. Если опираться на описание фильма, создаётся ощущение, что это мрачный триллер, но с талантливой подачи Пак Чхан-ука проект превратился в невероятно смешную чёрную комедию. Актёрский перфоманс Ли Бён-хона выглядит впечатляюще: он мастерски сочетает в персонаже нелепость и жестокость, сомнения и решительность. Многие говорят о нём сейчас как о персонаже под номером 001 из «Игры в кальмара», но у мэтра актёр снимался ещё в 2000-м — в культовом военном фильме «Объединённая зона безопасности».

Не сказать, что Чхан-ук в комедийном жанре чувствует себя комфортно, но «Метод исключения» невероятно смешной. Сложный монтаж, неочевидные ракурсы (например, от лица пистолета, лежащего под диваном), выпендрёжная операторская работа, заполненные растениями и осенними пейзажами мизансцены лишь усиливают необходимый эффект происходящего на экране жестокого абсурда. Жизнь регулярно ставит Ю Ман-су перед выбором, даёт ему пути отхода, но герой всё равно преступает черту с уверенностью, что иначе нельзя. Он наблюдает за своими жертвами, слушает их разговоры и переносит чужую жизнь на свою, заставляя жену недоумевать, а зрителей смеяться.




Корейцы вообще любители поговорить о капитализме. Даже два их самых очевидных хита, уже упомянутая «Игра в кальмара» и оскароносные «Паразиты», посвящены этой теме. Однако у Пак Чхан-ука к разговору о безработице и системе труда добавилась критика искусственного интеллекта, что логично, учитывая время, в которое снят проект. Автоматизации производства и последующих сокращений боялись уже давно, но в эпоху активного развития нейросетей тема стала ещё острее, и лента не забывает об этом упомянуть.
«Метод исключения» местами кажется слегка затянутым (хронометраж картины — почти два с половиной часа), но при всех шероховатостях, уверенно влетает в список лучших фильмов 2025 года. Кассового и фестивального успеха «Паразитов», скорее всего, не случится, но Пак Чхан-ук в очередной раз продемонстрировал свой талант. Режиссёр способен с одинаковым изяществом снять смешной триллер о безработице, детективную мелодраму и три совершенно разных истории о мести.

