Бывало у вас так, что какая-то игра цепляла настолько сильно, что вы играли в неё месяцами, а затем спустя годы возвращались снова, и она не теряла прежнего очарования? Вот у меня так вышло с Dying Light — зомби-экшеном в открытом мире, где игрок выживает с помощью паркура. А четвёртого февраля выходит продолжение этой игры — Dying Light 2: Stay Human. Мне удалось поиграть в неё до релиза, и в этом материале хочу поделиться впечатлениями о сиквеле, а также вспомнить, чем хороша была оригинальная игра.
В 2015 году студия Techland (Call of Juarez, Dead Island) выпустила экшен в открытом мире Dying Light. Это история о спецагенте Кайле Крейне, которого Всемирная гуманитарная миссия (ВГМ) отправляет в ближневосточный город Харран. В нём произошла зомби-эпидемия, но военным удалось оцепить эпицентр и окрестности. Пока ВГМ пытается решить, как быть с вирусом, обычные люди просто хотят выжить в городе, где власть захватили бандиты. Сюжет выглядит довольно типично для поклонников зомби-жанра, но есть в нём кое-что, выделяющее игру на фоне других — паркур. Он был основной фишкой Dying Light. Игрок вместе с Кайлом Крейном учился выживать и перемещаться в городе, где только ловкость и скорость позволят прожить ещё день.
Люди в Харране отчаялись. У них проблемы с провизией, водой и антизином — лекарством, способным тормозить заражение. Выжившим приходится искать ресурсы по городу, но палки в колёса им ставят не только бандиты, но и особые заражённые. Важную роль играла также сменяемость дня и ночи, и с последним лучом солнца, появлялись особые ночные охотники — более сильные, быстрые и опасные заражённые. И игроку, конечно же, неоднократно приходилось с ними сталкиваться.
Dying Light быстро полюбилась фанатам, а студия Techland решила, что будет поддерживать свой проект на протяжении как минимум пяти лет. В итоге обновления к оригинальной Dying Light выходят до сих пор. Каждое из них добавляет в мир игры какие-то мелочи, но некоторые сильно расширяют мир. Например, в The Following представили целый новый регион, а также багги, которыми можно управлять, чтобы задорно давить толпы мертвецов. В другом дополнении разработчики дали возможность воспользоваться оружием из Left 4 Dead. Когда произошёл бум на «королевские битвы», Techland выпустила свою — Dying Light: Bad Blood — в ней 12 человек оставались на небольшой карте вместе с зомби. Нужно было не убить конкурентов, а достать несколько образцов крови заражённых и добраться до вертолёта. А одним из последних дополнений стала Dying Light: Hellraid — фэнтези-экшен, где нужно сражаться с зомби, скелетами и демонами в жутких подземельях, куда игрока переносит после активации игрового автомата Hellraid.
Для меня Dying Light стала особенной игрой. Я прошёл её несколько раз, обошёл все игровые локации, постарался найти все секреты, возвращался спустя почти пять лет, а ещё регулярно следил за обновлениями. И меня ни разу не подвели. Так что такого особенного в этом зомби-экшене?
Внимание к коммьюнити
На момент сентября 2021-го разработчики делились, что в игру, вышедшую в 2015 году, по-прежнему регулярно играют 500 тысяч человек. И всё это заслуга внимательной работы с сообществом фанатов. Глава отдела менеджмента проекта Techland Мачей Лажни говорил об этом так:
«Не то чтобы у нас была дорожная карта с планом развития Dying Light на следующие 12 месяцев. Мы адаптировались: слушали, что говорят игроки, подстраивались, разрабатывали новые планы, снова перестраивались и так далее. Этому-то мы и научились. Это бизнес, но мы хотим, чтобы сама игра стояла во главе.
Это весело. Люди постоянно заново открывают для себя наш проект. Мы дали им множество возможностей поучаствовать в его создании наравне с нами с помощью инструментов для моддинга. Геймеры создают потрясающий контент. Мы, разработчики, сами получаем огромное удовольствие, играя на созданных фанатами картах».
Это касается и любых косметических нововведений. Я, например, никогда не покупал никаких дополнительных паков костюмов или оружия, зато с удовольствием приобретал дополнения, которые предлагали мне что-то новое.
Dying Light 2, кстати, Techland тоже планирует поддерживать как минимум пять лет. Так, например, первое сюжетное дополнение выйдет уже в июне.
Медитативность
Несмотря на паркур и постоянные рукопашные стычки с врагами, Dying Light хорошо расслабляет. Я потратил не одну сотню часов просто бегая по карте туда-сюда и наслаждаясь прыжками с крыши на крышу.
Цепляла игра и проработкой мира. Например, в старой части Харрана были потрясающе выполнены архитектурные элементы. Мы даже брали интервью с девушкой-искусствоведом, которая проводила виртуальные экскурсии по миру игры, рассказывая, как в архитектуре Харрана воплотился неомавританский стиль, когда он возник и элементы каких стран впитали в себя черты исламского средневекового зодчества.
Отдельно отмечу пасхалки. В игре было немало сложных пасхалок вроде скрытого уровня в стиле Mario или дома Гарри Поттера, где можно сразиться с призраками. Всё это при первых двух прохождениях я, разумеется, не нашёл, но уже впоследствии благодаря гайдам от других фанатов открыл для себя с нуля. И не остался разочарованным!
Зомби-сеттинг
Я огромный поклонник зомби-жанра. Смотрел сотни фильмов, десятки сериалов, читал немало комиксов и прошёл множество игр. Удивить меня сложно, но Dying Light это частично удалось — благодаря зависимости зомби от времени суток. По ночам, помимо особых заражённых, обычные становятся заметно сильнее, так что при прохождении ощущаешь две разные игры — в одной наслаждаешься паркуром при свете дня, а в другой прячешься от зомби за машинами.
Конечно, когда персонаж достаточно прокачается, бегать по ночам становится не особо страшно. Поэтому мне каждый раз нравилось начинать играть в Dying Light с нуля, когда ты максимально близок к среднему жителю реального мира, оказавшемуся в зомби-апокалипсисе. Перепрыгивать заборы — тяжело, подтягиваться — тоже, быстрые зомби легко догоняют, а дыхалки забить всех врагов железной трубой не хватает. Приходится избегать прямых стычек.
В оригинальной игре было немало особых заражённых, которых можно было встретить днём: жуткие громилы в костюмах спецназа, истошно кричащие дети, зазывающие всех зомби в округе, плюющиеся ядом «жабы» и другие. По мере сюжета они всё чаще вылезали на улицы, и их можно было встретить по всему городу.
Паркур как смысл жизни
Dying Light не первая игра с проработанным паркуром. В Mirror’s Edge, например, он был ярче и изобретательнее (как и сами уровни), но в игре Techland он был, как в реальной жизни. В молодости мы с друзьями, насмотревшись «Ямакаси», пробовали себя в паркуре, что заканчивалось в лучшем случае синяками и растяжениями. И Dying Light регулярно возвращала мне это чувство, когда ты постоянно падаешь из-за не вовремя ухваченной балки или троса, когда буквально одно неверное движение и ты летишь вниз — всё как в жизни.
Терпеливого игрока, забравшегося в сложное место, Techland всегда награждала приятным бонусом, но для меня лучшей наградой был сам процесс. В игре очень приятные анимации при движении по крышам. И мне особенно нравилось, как знакомые места преображались по ночам и чувствовались иначе.
Потому я с огромными надеждами ждал вторую часть, в которой разработчики щедро обещали всего да побольше: 500 часов, чтобы пройти всю игру со всеми вариациями выбора и сюжетными квестами, 999 актёров, чтобы озвучить Dying Light 2 на всех языках, 40 тысяч строчек в диалогах. Это всё прекрасно, но лично мне было интересно, получится ли у разработчиков вернуть атмосферу первой части и сделать паркур таким же приятным, каким он бы в первой части. Пора разобраться!
Какой получилась Dying Light 2: Stay Human
Новая игра — новый город Вилледор. Но проблемы у него всё те же — бандиты, теперь объединённые во фракцию Ренегатов, и бесцельно слоняющиеся по округе заражённые. Люди разошлись во взглядах: Выжившие (это название фракции) хотят наладить жизнь для остатков человечества в городе, пропагандируя идеалы свободы, а Миротворцы стремятся построить полицейское государство. В тот момент, когда обстановка накаляется до предела, в Вилледор приходит пилигрим Эйден в поисках своей сестры. За него и предстоит играть.
Игра стала заметно проще в освоении
Как и в первой части, главный герой — новичок. Он умеет драться, выживать и даже немного паркурить, но городская местность ему в диковинку. Поэтому придётся всему учиться на ходу, но сам процесс стал гораздо интуитивнее. Если в первой части треть игры учишься не просто механикам, но и стилю выживания, то во второй уже спустя пару часов не боишься врагов вовсе. Главное понять принцип их атак и реже стоять на месте.
То же касается и паркура. Он всё ещё слегка неровный, особенно в начале, но освоить его стало проще. В Вилледоре уже в стартовой локации всё подготовлено для теста своих способностей. Если в Харране в начале было множество открытых пространств, то в Вилледоре придётся очень много прыгать по крышам. Из нововведений — параплан. Управлять им несложно, и он позволяет посмотреть на разрушенный город с других ракурсов (его дадут, когда игрок доберётся до центра с небоскрёбами), а также попасть в места, куда не залезть с земли.
В первой части была система разрушения оружия. Если вы нашли классную трубу и прокачали её, она с вами не останется на всю жизнь. После многочисленных ударов о головы менее удачливых паркурщиков, труба сломается. А починить её можно ограниченное количество раз. В Dying Light 2 сделали проще — оружие ломается, но не чинится. Оно стало прочнее и дольше живёт, но горевать о потере заточенной лопаты смысла нет — оружия здесь так много, что спустя пару часов игры его придётся массово продавать торговцам.
Мир стал ярче
Сюжет никогда не был сильной частью Dying Light, и во второй части в этом плане ничего не изменилось. Зато первой игре удалось отлично передать атмосферу отчаяния и неопределённости. Многие выжившие просили спасти их близких или помочь им добыть что-то, что напоминало о прошлой жизни. В сиквеле всё иначе — люди освоились и прекрасно живут в зомби-апокалипсисе. Прошло 15 лет, все поняли, что можно жить, даже будучи заражёнными, поэтому прячутся на крышах и на огороженных территориях.
Иногда это выглядит странно. Бегая по крышам, вы можете наткнуться на группу выживших, которые просто сидят и играют на гитаре. Или встретить старика, одиноко жующего яблоко. Или наткнуться на сеанс совместной психотерапии. Понятно, что по ночам они будут прятаться от зомби, но крыши теперь — самое безопасное место. В первой части даже туда забирались особые заражённые. Во второй это происходит лишь в некоторых квестах.
При общем более позитивном фоне многие квесты депрессивные, как в оригинале. Мне, например, запомнилось задание, где мать просит найти пропавших подростков, а они, оказывается, отправились в город, чтобы поймать собаку. Дети хотели подарить мясо матери, потому что ей сильно не хватает еды. Но у пса есть хозяин — тоже ребёнок, и игрок вынужден выбирать — соврать подростку о пропаже животного или рассказать правду и сдать его «друзей». И таких сложных этически квестов в игре много. Сами персонажи тоже двойственные — у каждого выжившего есть свой скелет в шкафу, и это логично, ведь в изменившемся мире выживают лишь сильнейшие.
Игра понравится не всем фанатам первой части
Я проходил Dying Light 2 на PS5, и мир ощущается бесшовным. В первой части были долгие загрузки между локациями — даже когда входишь/выходишь из здания, а здесь всё происходит невероятно быстро. Это, конечно, создаёт ощущение цельности уровня (хотя по ходу игры всё же понимаешь, как разработчики прячут загрузки, слегка обманывая игрока). Из-за того, что во время игры не отвлекаешься ни на какие экраны, в игру легко провалиться.
При этом она будто бы стала более аркадной. Ночи перестали ощущаться опасными (даже на земле), особых заражённых вы будете встречать лишь в определённых зонах и по сюжету, а мои любимые ночные охотники почти пропали. Игра местами будто бы стала ближе к Assassin's Creed, чем к первой Dying Light. Это касается, например, зон влияния в городе (вместо вышек — мельницы) и системы сражений с зомби различными типами оружия.
Про типы оружия стоит сказать отдельно: уникальное оружие было и в прошлой игре, но там типы вооружения не так сильно влияли на баланс. В сиквеле же лопата фиолетового цвета априори сильнее синего меча. И это будет странно выглядеть даже на практике — несколько ударов лопатой, и враг улетел, а мечом нужно больше атак. Хотя казалось бы — от чего прогнивший зомби должен разлетаться лучше?
Это не портит игру — подобные условности можно встретить в самых разных играх. Просто в сравнении с предыдущей частью это явно бросается в глаза. Впрочем, как я говорил ранее — я полюбил Dying Light не за боевую систему или сюжет, а за атмосферу. И с этим продолжение справляется хорошо. В сиквел весело играть, в нём можно надолго затеряться, есть глубокие проработанные квесты, которые заставят не раз пожалеть о сделанном выборе, а ещё по основному сюжету мы узнаем больше о ВГМ, заражённых и причинах пандемии.
Эйден тоже оказывается заражён, но так как антизин больше не сбрасывают с неба, выжившие используют специальные браслеты. Они показывают иммунитет главного героя, и чтобы поддерживать его в норме, нужно периодически выбираться на солнце или под лучи ультрафиолета. Соответственно, при изучении заброшенных зданий и метро нужно помнить о шкале иммунитета, чтобы не пополнить ряды прячущихся в темноте зомби.
В Dying Light 2 можно играть, даже если вы не знакомы с первой частью. Сюжетно они связаны лишь появлением Спайка из первой части во вступлении и упоминанием ВГМ. Кстати, появившийся в камео герой получит свою историю для первой части — так Techland свяжут две части между собой и объяснят, зачем он покинул Харран. А если вы не знаете, кто он такой, то Dying Light 2 не будет вас сильно нагружать, представив его просто давним знакомым Эйдена.
Лично я доволен игрой. Я получил всё, что хотел и даже больше. В Dying Light 2 весело играть, она затягивает. Изучать Вилледор, путешествуя по крышам и на параплане, увлекательно. Разумеется, у игры есть недочёты, а на старте вы наверняка встретите баги (у меня порой пропадали персонажи в кат-сценах), но можно быть уверенными — Techland слушает своих фанатов и постепенно всё починит. И я уверен, что Dying Light 2 ещё порадует поклонников первой части, напомнив об истории Кайла Крейна, и представит какие-то новые детали о своём мире. А пока вы дочитываете этот текст, я побежал по крышам дальше, закрывать побочные квесты. Увидимся на улицах Вилледора!
Dying Light 2: Stay Human доступна на Xbox, PlayStation, Nintendo Switch и ПК.
Ключ на игру предоставлен издателем.