В кино второго декабря выходит «Дом Gucci» (House of Gucci) от Ридли Скотта. Режиссёр возвращается в прокат с широкой ноги: из-за переносов его историческая картина «Последняя дуэль» вышла только 18 ноября, а в начале зимы премьерится громкая история семьи Гуччи без счастливого конца. Фильм основан на реальных событиях, с чем не согласны родственники известной династии: они раскритиковали работу Скотта. Мы, уже посмотрев фильм, настроены не так враждебно. Картина напоминает трагикомедию в трёх актах, пусть и далёкую от документального кино.
1970-е годы, вечеринка золотой молодёжи, девушка из простой семьи знакомится с богатым наследником состояния Гуччи. Всё по Шекспиру: отец не принимает невесту сына, последний же готов на всё ради любви. «Есть такой сорт молодых женщин, которые делают состояние, заарканив кого-то вроде тебя», — предостерегает Родольфо (Джереми Айронс), но Маурицио (Адам Драйвер) отказывается слушать и уходит из дома.
Маурицио счастливо строит быт с Патрицией (Леди Гага), но девушка явно не хочет отказываться от потенциального богатства дома Гуччи. Маневрируя и манипулируя, она восстанавливает отношения мужа с родственниками, тогда и начинается её красивая жизнь. А заодно и проблемы.
За два десятилетия семья полностью меняется: дядю Альдо (Аль Пачино) сажают в тюрьму из-за финансовых махинаций, его сын Паоло (Джаред Лето) забрасывает себя и теряет деньги, Родольфо умирает, а Маурицио становится главным по семейному бизнесу, но приводит его в упадок. Гуччи сами хорошо портят себе жизнь, но во многом помогает Патриция. Подробнее о падении династии советуем почитать материал Лизы Маценко для Grazia, а мы с синопсисом переходим к Ридли Скотту и трём актам его «трагикомедии».
Акт 1 — Вольная биография
История о том, как Патриция Реджани искала своё место под солнцем Gucci и в 1995 году заказала убийство бывшего мужа Маурицио — не документалистика, а личный взгляд режиссёра на произошедшее. При работе над фильмом Ридли Скотт опирается на одноимённую книгу Сары Гэй Форден о знаменитой династии. При этом он вольно выкидывает слова из песни, за что получает пачку негативных комментариев от родственников Гуччи: «Авторы не потрудились проконсультироваться с наследниками, прежде чем показать Альдо Гуччи — президента компании на протяжении 30 лет — и других членов семьи как головорезов, невежественных и бесчувственных к окружающим». Неоднозначно комментирует картину и дизайнер Том Форд, которого в фильме играет Рив Карни: «Это был фарс или захватывающий рассказ о жадности? Я часто смеялся в голос, но должен ли был?»
Скотт не действует по «инструкции», интерпретирует ситуацию по-своему — фильм лишён громких цитат Патриции вроде «Счастье не купишь, но лучше рыдать в Rolls-Royce, чем быть счастливой на велосипеде». У её киноверсии почему-то лишь одна дочь Алессандра, хотя в реальности была ещё и Аллегра. Режиссёр решает не рассказывать также о годах Патриции за решёткой и её жизни после, фокусируясь именно на династии Гуччи.
Акт 2 — Триумф иронии
Но лишая полной правдоподобности (всё-таки фильм художественный), автору стоит дать зрителю что-то взамен. И это «что-то» мы получаем: вальяжно развивающийся сюжет позволяет лучше узнать героев. Звёздный состав занимает свои персонажные ниши: Джаред Лето играет того самого художника, которого обидеть может каждый. Джереми Айронс — отца-сноба главного героя, который на старости лет не успел залечить все ментальные раны (но какие, рассказывают лишь вскользь). Адам Драйвер — перебежчика, заявленного протагонистом, но потерявшего голову от состояния династии. Аль Пачино — принимающего отца и одновременно закостенелого бизнесмена. И, конечно, Леди Гага — от неё не отвести глаз: она безупречно вжилась в свою роль. Походка, манеры, взгляд — во время просмотра невольно забываешь, что за Патрицией скрывается поп-дива.
Что скорее всего расстроило родственников Гуччи, так это общий трагикомедийный вайб фильма. Трагедия в отсутствии в финале положительных персонажей: даже если кто-то из героев сначала подкупает своей искренностью, как только на кон ставится наследие, от доброты не остаётся и следа. Каждый играет сам за себя, забыв, что все они в одной лодке, и выиграть можно только сообща. И режиссёр иронизирует над ними, причём не только над Гуччи, но и над Реджани. Патриция явно не в позиции жертвы, как писали родственники в открытом письме. Она тоже получает по заслугам.
Иронией сквозит каждая деталь: забавно сидит Родольфо в своём саду в развевающимся по ветру шарфе и с задумчивым взглядом. Гротескно мстит Паоло из-за непризнания его таланта, мочась на шарф дяди. С нелепой походкой встречает нас Патриция в начале фильма. Вдобавок сами герои друг друга подкалывают в разговорах:
Паоло: Я как быстрая горная река!
Альдо: Пожалуйста, постройте дамбу.
И эта ирония берёт верх над посредственностью. Банальные линии вроде конфликта отцов и детей между Родольфо и Маурицио, заведомо очевидные козни Патриции из-за денег, выбор в пользу простой работы ради женитьбы с любимой женщиной. Всё это мы и так видели. Но благодаря этому трагикомедийному настроению, хочется досмотреть до конца. Ещё бы режиссёр немного перераспределил сюжетную нагрузку, не скомкал финал и дал больше вводных о героях, стало бы совсем хорошо.
Акт 3 — Забытая мода
В фильме бренд Gucci — посредственный персонаж, объединяющий героев своим богатством и именем, но не более того. Не ждите шикарных сцен вроде тех, что были в «Круэлле»: Ридли Скотт не приготовил для вас шоу. Он скорее отрабатывает тему моды через детали и упоминания вскользь. Она служит для него сюжетным инструментом, а не отдельным героем, создающим *эстетику* фильма.
«Дом Gucci» не выглядит поверхностным или скучным. При том, что режиссёр выпускает по одному-два фильму в год, кино не кажется сделанным на скорую руку. Он субъективен, и этим нравится и не нравится одновременно. И винить Ридли Скотта в этом бессмысленно, лучше за это похвалить. А если хочется окунуться в документальную историю, лучше посмотрите «Леди Gucci» с реальным интервью Патриции Реджани.