23 октября финишировал первый сезон «Дома драконов» (House of the Dragon), спин-оффа и очень далёкого приквела «Игры престолов» о междоусобной войне Таргариенов. Делимся впечатлениями и разбираемся, можно ли считать его реабилитаций HBO за спорный финал оригинального сериала.
Для начала напомним, что это вообще такое. «Дом дракона» — один из спин-оффов «Игры престолов», который пришёл на замену отменённой «Кровавой Луне» в 2019 году. Ещё зрителей ждут экранизация «Повестей о Дунке и Эгге», приключения Корлиса Велариона в отдельном сериале «Морской змей» и «10 тысяч кораблей» о странствиях королевы ройнаров Нимерии (в её честь Арья назвала своего лютоволка) после Второй Войны Специй.
Летом 2022 этот список пополнился спин-оффом «Сноу», главный идеолог которого — Кит Харингтон. Нетрудно догадаться, что он расскажет о злоключениях последнего из Таргариенов после того, как его сослали за Стену. И если эту историю Джорджу Мартину и его миньонам ещё предстоит написать, «Дом дракона» идёт по более твёрдой почве — он основан на книге «Пламя и кровь», а значит дописывать за писателем сценаристам не придётся.
Хотя нельзя сказать, что работы у них мало. Сама по себе повесть больше похожа на историческую справку, написанную от лица мейстера Гильдейна. Она охватывает события от завоевания Вестероса Эйгоном I до регентства при Эйгоне III (четвёртый сын Рейниры), т.е. около века и чуть более 150 лет до «Игры престолов». Впрочем, события сериала развиваются в последней четверти этой летописи, которая сложилась из череды небольших ошибок, помноженных на человеческие амбиции. Несмотря на более размеренный лад в сравнении с «Игрой престолов», «Дом дракона» зрителям скорее понравился — 86% на Rotten Tomatoes (при 84% от пользователей), хотя на Metacritic он собрал всего 69 от критиков и 5,2 из 10 от юзеров. На IMDb — 8,6 из 10, а на «Кинопоиске» — 8,3.
Первый сезон «Дома дракона» пришёлся на мирное время правления Визериса I (Пэдди Консидайн), два брака которого и привели впоследствии к тому самому «Танцу драконов». Его трудно обвинить в расколе среди правящего дома, потому что большую роль в этом сыграл его десница Отто Хайтауэр (Рис Иванс), который в лучших традициях оригинального сериала разыграл неплохую партию. Ну, или дебют, если ссылаться на дальнейшие события. Фактически все десять эпизодов нас знакомили с двумя вещами:
- непростым бытом семьи Таргариенов, которых в «Игре» мы практически не увидели. Множество церемоний, похорон, эмоциональных споров, инцеста, драконов и сцена мастурбации в окно.
- политическими интригами и другими предпосылками, которые обернутся междоусобной войной.
Нам всё показывают с дотошностью настоящей исторической драмы, даже подкрепили этот тезис сразу четырьмя сценами родов, в которых погибли три ребёнка и две матери. То есть, если откинуть драконов и наставления Визериса о священной миссии рода Таргариенов, это ничем бы не отличалось от любого сериала, снятого по мотивам реальных событий европейского Средневековья. Разве что качеством, потому что поставлено всё правда здорово. Единственный занозой в глазу может оказаться два таймскипа, второй из которых пришёлся на свадьбу Рейниры (в юности — Милли Олкок, в зрелости — Эмма Д’Арси) и Деймона (Мэтт Смит), полностью пропустив возможные споры и скандалы между домами Таргариенов и Веларионов. Заканчивается сериал на сцене, вызывающей те же эмоции и напряжение, которые испытывали зрители во время «Красной свадьбы» или «зиг-загов» Рикона Старка. Отличный финал для сезона и замечательная затравка для продолжения.
Но получилась ли у авторов вторая «Игра престолов»? Кажется, что это было невозможно при любых обстоятельствах, потому что повторить шедевральное падение в пропасть к финальному сезону не каждому дано. Из явных сходств стоит отметить, что все самые скучные и долгие сцены нового сериала смотреть интересно, даже с учётом отсутствия бешеных плот-твистов «Игры престолов». Будучи приквелом «Дом дракона» даже некоторые шаблоны показывает только в зарождающемся виде. Например, это видно в эмоциях Алисенты Хайтауэр (в юности — Эмили Кэри, в зрелости — Оливия Кук) после новостей о поджоге дома Стронгов. Она явно не готова к откровенному макиавеллизму Серсеи, как и её сын в финальной серии, на лице которого отражена явно не ухмылка мстительного принца, а страх от неожиданности произошедшего.
Глава дома Баратеонов соблюдает законы гостеприимства в отличии от будущих Ланнистеров или Фрея, люди которого устроили бойню на свадьбе Эдмура Талли и Рослин Фрей. Даже в зародыше войны обе стороны искали пути дипломатического урегулирования без того коварства, к которому нас приучили Варис и Мизинец. Единственными заметными игроками за весь первый сезон выступили вышеупомянутый Отто Хайтауэр и Ларис Стронг (Мэттью Нихэм). Мотивация последнего, кстати, заметно расширена по сравнению с оригиналом, хотя такие изменения свойственны многим персонажам сериала. Сценаристы «Дома драконов» пока что строго следуют первоисточнику, поэтому весь свой творческий потенциал раскрывают через харизму отдельных персонажей и мелкие события, которыми пытаются объяснить последующие сюжетные повороты.
Кажется, пока что они это делают довольно искусно, но есть опасение, как дальше будет развиваться сериал. С одной стороны, раз его финал всё равно всем известен и никакого давления от ожиданий зрителей нет, то и у создателей не должно быть препятствий перед воспроизведением каноничной истории. С другой — мы уже видели, как они умеют сворачивать с пути. Самое большое опасение связано с драконами, которые пока на экране играют лучшие роли (особенно Вхагар, словно Годзилла, на фоне капризной природы Штормового предела), но последующие события могут эти впечатления изменить.
Впрочем, первые эпизоды «Дома драконов» радуют, поэтому мы склоняемся скорее к первому варианту, где больше сил будет вложено в создание красоты. Или «красоты», если мы говорим про детализированные элементы вроде лица Визериса в восьмом эпизоде. Художник по гриму Барри Гауэр в интервью Variety рассказывал, что изучил всевозможные болезни, чтобы воссоздать лицо умирающего короля. И этот подход пока полностью очаровывает.
Понятно, что никакие усилия команды HBO не реабилитируют их за финал «Игры престолов», но у них сейчас более важная задача — не провалить новый сериал, который пока идёт в отличном направлении. Первый сезон, за время которого мы наблюдали только за родами и похоронами, заканчивается началом войны. Это значит, что второй сезон будет полон более решительных сцен и действий, мы будем больше переживать за персонажей и сильнее ждать новых эпизодов. И в этом плане сериал наконец-то оправдает своё звание спин-оффа «Игры престолов». Или нет, но об этом мы узнаем уже только в 2024 году.