На сервисе START 20 января вышел «Карамора» — фэнтези-сериал Данилы Козловского в декорациях царской России, где анархисты борются не только с властью, но и с прислуживающими ей вампирами. Одну из ключевых злодейских ролей сыграл Дмитрий Чеботарёв — набирающий популярность актёр, известный, например, по роли Олега Волкова в фильме «Майор Гром: Чумной доктор», а также Сергея Барановского в «Вампирах средней полосы». Кинокритик Иван Афанасьев пообщался с Дмитрием про «Карамору», западных фанатов и любовь к графическим романам.
— Дмитрий, расскажите, в первую очередь, о вашем герое в «Караморе».
— Граф Дашков. Не имеющий никаких общих черт с реально существовавшим графом Дашковым. Просто однофамилец, который носит точно такой же графский титул. Это вообще не исторический проект. Это хулиганство, фантазия, созданная реальность, в которую мы хотим поверить и пытаемся в ней существовать и жить. Мой персонаж одержим идеей чистоты вампирской крови. Не приемлет новообращенных, не признает статусов и регалий. Для него все, вне зависимости от званий или рода, должны подчиняться общему вампирскому закону. Одержимый фанатик на грани с безумием. Цепной пёс, ведёт себя как животное. Один из ключевых антагонистов.
— Расскажите о ваших впечатлениях от сериала. Что в нём по-настоящему интересного, помимо необычного сеттинга? Что выделяет его на фоне других?
— Мне тяжело сейчас рассказывать о сериале — мы снимали его давно и долго, и для меня даже какие-то сцены, увиденные в трейлере, создают вау-эффект. Я уже забыл, что мы их играли. Жизнь не стоит на месте, все крутится-вертится, много новых проектов, и ты оставляешь за спиной сделанное. Помню одно — это был кураж, было очень изобретательно и увлекательно, я ощущал яркое, жгучее желание пожить в этом мире. Это было очень интересно!
Меня привлекла как раз вот эта альтернативная реальность. Удивительное стремление всех департаментов, не только режиссёров и актёров — и художественный цех, и свет, и другие — всех, кто трудился над созданием проекта, создать эту альтернативную реальность на таком уровне, чтобы в неё можно было поверить. Что это реально могло бы произойти, если бы наша жизнь была устроена по другим правилам и развивалась в ином ключе. Мне это очень сильно понравилось, помимо выпуклых персонажей, замечательного кастинга, операторских работ, режиссёрской работы.
Мы с Даней Валерьевичем [Козловским] не в первый раз работаем вместе, и каждый раз я с огромным удовольствием иду с ним на встречу, в любую работу, в любую авантюру. Мне было очень приятно. И надеюсь, что весь кураж, в котором создавался проект, прочувствует и зритель. Самое важное, чтобы он смотрел и формулировал своё мнение: ругал, радовался, хвалил, негодовал, получал эмоции. Каких-то персонажей любил, а каких-то всей душой ненавидел.
— Как раз был вопрос про Козловского. Как вам кажется, со стороны — насколько у него получается и снимать кино, и оставаться одновременно при этом в кадре в качестве главного героя?
— Так у нас уже все было в «Тренере». Мне кажется, он находит в себе силы и мотив, чтобы эти роли совмещать. Когда он режиссёр — он именно режиссёр. Когда он актёр — он именно актёр. У него хватает эмоций и энергии, чтобы это разделять, когда нужно, и совмещать, когда необходимо. Я им восхищаюсь: его энергией, желанием творить, горящими глазами. Восхищаюсь!
— Это уже второй ваш вампирский проект наряду с «Вампирами средней полосы». Как думаете, почему вампиры так хорошо заходят аудитории, особенно в последнее время?
— Ну, не в последнее время, этот виток всё время крутится. Кажется, сейчас, чем дальше, тем быстрее, возвращается тематика потустороннего, вечной жизни, цены жизни в целом, справедливости. Вечные вопросы, на самом деле (смеется). Вампиры ведь — это, в первую очередь, форма. И какая бы она ни была, главное, чтобы любой проект был про живых людей, про настоящие эмоции. Мы смотрим «Аватар» и сопереживаем. Мы забываем, что это несуществующие персонажи и несуществующий мир. Каждый находит для себя какие-то аллюзии, параллели и начинает испытывать эмоции. Кажется, это самое драгоценное. А какая форма — это уже второй вопрос.
— Один из проектов в вашей будущей фильмографии — «Мы» по Замятину. Для меня это личный проект, потому что мой брат написал к нему саундтрек. Расскажите о нём, что возможно.
— Мы снимали его в ещё более ранний период, нежели «Карамору», поэтому я плохо помню, уже улетучилось и на эмоциональном уровне, и на каком-то подсознательном. Я помню, что режиссёр, Гамлет Дульян, очень хотел его делать. Горел им, долго разрабатывал. Были сложные съёмки для меня, потому что много было хромакея, я в первый раз в жизни попал в такую цветную коробку. Интересно вот это ощущение сохранения жизни в безжизненном мире, столкновение жизни и нежизни, честности, правды. Все понимают, что это «Мы», это Замятин, первая в мире антиутопия, и прикоснуться, пусть к мотиву, к трактовке, но всё-таки к великому произведению, которое будоражит умы вот уже много лет. Это всё дало нам огромный импульс. Надеюсь, даст его и зрителям.
— Немного про «Майора Грома» и со спойлерами! Вторая сцена после титров дала ясно понять, что ваш герой на самом деле жив и существует. Хотели бы вы появиться в сиквеле, если он будет? И каким тогда предстанет персонаж?
— Конечно, хотел бы. Вы его, именно Олега Волкова, увидели только во второй сцене после титров. Всё остальное — это не он. Поэтому мне интересно исполнить роль именно этого персонажа. Понимаете, он другой. С иным мироощущением, восприятием мира, повадками, эмоциями, способами воздействия на окружающих. И мне хочется создать диаметрально противоположного героя. Чтобы зритель увидел, какие они разные, как слеп был Сергей Разумовский, как он был абсолютно потерян.
— Ваши субъективные ощущения — будет вторая часть?
— По ощущения, да, потому что не нужно ничего придумывать, высасывать из пальца, ломать голову, куда двигаются персонажи. Есть огромная матчасть, которая существует уже десять лет — просто бери и складывай. Существует огромная вселенная, и есть возможность и спин-оффы делать, и сиквелы, и приквелы. Огромный материал, живой, со своей фанбазой, и после такого отклика на Netflix и за рубежом вообще, думаю, что вторая часть должна быть. Будет обидно, если не состоится.
Когда мне пишут люди со всего мира с благодарностями, и фан-движения организовываются и в Португалии, и в Бразилии, и в Испании, и из Турции присылают фотографии косплея на моего персонажа… Это очень классный фидбэк, международный, поэтому всё должно быть. Дальше уже вопрос денег.
— Вы, как и Тихон Жизневский, исполнитель роли Майора Грома, востребованные театральные актёры. Театр — высокое искусство. При этом кинокомиксы часто считаются низким жанром. Согласны ли вы с этим?
— Абсолютно нет. Это довольно мерзкое словосочетание. Так могут говорить только люди с комиксами не знакомые и не желающие изучить или хотя бы ознакомиться с ними, чтобы сформулировать своё мнение. Это 100%. Человек, который читал комиксы, смотрел их экранизации, понимает, что это абсолютно человеческие, живые истории о настоящих чувствах и страстях. Я всегда это говорю.
Существуют графические романы, но по форме это комиксы. «Маус», например, который награжден Пулитцеровской премией. Разве «низкий жанр» может получить такую премию? Или, например, «Персеполис», будоражащий умы и поднимающий огромные, сложнейшие темы? По форме — это комикс. «Палестина», «Чёрная дыра», «Стигмата», «Сурвило». Я могу так перечислять очень долго, у нас не хватит времени. Да даже возьмите простой комикс, какие-нибудь «Утиные истории» или «Бамси». Эти истории зиждутся на дружбе, честности, морали, взаимовыручке. Это пустой жанр? Он говорит о самых важных базовых вещах. Прямым, доступным языком, который понятен даже пятилетнему ребенку.
А взрослый, когда читает комикс, может снимать абсолютно другие информационные пласты: считывать динамику в кадре, как прописана реплика, как вот этот «бабл» сформулирован, какая композиция. Это же всё информация, заложенная на визуальном уровне, её надо считывать. А когда люди говорят, что это низкий жанр… Аж передёргивает. Но я не могу осуждать, просто советую ознакомиться и понять, что всё не так просто.
— В последнее время вы, на мой взгляд, на взлёте. Только в прошлом году у вас было семь проектов. Чувствуете ли вы, что это какой-то новый этап в карьере?
— Я считаю, что каждая следующая жизнь должна быть новым этапом. Каждый день ты должен становиться лучше себя вчерашнего. Веселее, смелее, умнее. То, что сейчас происходит — да, я это очень ценю. Я долго к этому шёл, и надеюсь, знаю, уверен, что буду стараться, трудиться, честно работать так, чтобы это было только началом. Я очень избирателен по части ролей, и мне пока не стыдно ни за что из того, что я сделал. Надеюсь, я смогу сохранить в себе этот огонь, и мне хватит сил и энергии для того, чтобы также совмещать кино с работой в театре. Да, мне очень нравится то, что происходит сейчас в моей карьере, и я очень не хочу это спугнуть.