Полное очарование! Совсем недавно на Netflix вышел пятый и заключительный сезон «Разочарования» (Disenchantment) Мэтта Грейнинга, знакомого многим по «Симпсонам» и «Футураме». Если четвёртая часть концентрируется на Дримландии и перехвате власти, пятая возвращается к истокам — анализу внутреннего мира персонажей. Мы посмотрели новые серии и решили обсудить их. Добро пожаловать на (раз)очаровательную мультитерапию! Осторожно: будем спойлерить не по-детски…
«Разочарование» — единственный законченный проект Мэтта Грейнинга. К примеру, «Футурама» несколько раз перезапускалась, а «Симпсоны» придерживались тактики безостановочного контента — совсем скоро на экранах появится 35 сезон! Между тем, финал «Разочарования» выглядит оправданным. История взбалмошной принцессы Бин когда-нибудь должна была прийти к логическому завершению.
В отличие от других работ мультипликатора, «Разочарование» более структурно. Мы отчётливо видим развитие сюжета и барахтающихся в нём персонажей. Причём к последним сезонам драматургическая скорость усиливается. Если в первой части Бин беспросветно пьянствовала, неторопливо блуждая по королевским улочкам; то в четвёртой и пятой она борется с владыками ада, принимает титул королевы и влюбляется. А самое главное — осознаёт внутренний рост. Кстати, последнее касается не только Бин. Перечисленное подтверждает концепцию проекта: перед нами не набор скетчей, а связная история.
Пятый сезон мульта — воссоединение всех и вся. Оргия дружбы, борьбы со злом и любви. К слову, любовь у героев оказывается в приоритете. Если бы проект был российским, к нему бы наверняка подвязали некогда завирусившийся трек «Люди» от «Дайте танк (!)» — оду чувствам. Не поверите: партнёра нашёл даже Эльфо!
Грейнинг углубляется в любовную тематику, помещает её в центр драматургии. Ради этого чувства герои отказываются от власти — некогда самого ценного в их жизни. Так, Зог снимает корону и уходит в лес вместе с Урсулой, женщиной-медведицей. Теперь он будет ловить рыбу, валяться в листве и воспитывать медвесына. Бин отказывается от титула ради морских приключений с русалкой Морой. Недолюбленная принцесса наконец-то нашла пристанище — чешуйчатый островок нежности. Дримландия оказывается в маленьких руках неприметной уборщицы с эльфийскими корнями и её спутника Эльфо, который, к счастью, перестал мучаться от невзаимности чувств. Именно любовь помогает героям победить Дагмар — мать Бин. Свергнуть её зло с королевского кресла.
— У меня больше опыта в том, чего у тебя никогда не будет.
— Что же это?
— Любовь.
Каждый персонаж мультсериала — провозглашённое обществом «разочарование». Бин — травмированный ребёнок, которого с детства клеймили этим термином. Девчонка перманентно сталкивалась с критикой — в том числе со стороны матери. То же касается и других героев: Дерека, Эльфо и даже Зога.
Благодаря самопознанию Бин начинает контролировать магию, рождённую из гнева и бури страстей. Она учится управлять эмоциями, жизнью. Девушка знает, что «как бы ни была хаотична и разрушительна буря, в её эпицентре всегда спокойно». Внутренний апокалипсис Бин наконец-то завершается. Стоит уточнить, что «Разочарование» — единственный проект Грейнинга, в центре которого стоит женский персонаж. Мультипликатор пытался внедрить этот приём в «Симпсонов» и «Футураму», но у него ничего не вышло. Хотя этого и не требовалось: в первом проекте одеяло оправданно перетягивает Гомер, во втором — Фрай.
В последнем сезоне Грейнинг продолжает играть с небесно-адовой историей. К слову, не без ухмылки. Большая часть экранного времени уделена Сатане — грубо говоря, хилому правителю преисподни. Его образ сильно разнится с традиционным. Герой мягок сердцем. Единственная его шалость — гипноз. Он устал от грубых жестов — как физических, так и словесных. Раньше рогатый вселял страх в окружающих, теперь — в самого себя.
Дополнительный хрон отводится образу Бога, который в интерпретации Грейнинга предпочитает не вмешиваться в человеческие жизни, возлагая ответственность на самих людей. «Разочарование» подчёркивает прагматичность существования, где человек вправе сам вершить судьбу.
По ходу сезона герои мультсериала всё так же продолжают делать выбор. Уплыть с Морой или спасти Дримландию? Воскресить себя или партнёра близкого человека? Пожертвовать властью или семьёй? Сделать шаг или нет? Отдавая предпочтение чему-то одному, персонажи осознают истинные желания. Находят недостающий пазл жизни.
— А чего хочешь ты?
— Меня об этом ещё никто не спрашивал.
Конечно, главным желанием оказывается всё та же любовь. И тут мы натыкаемся на обратную сторону медали. Точнее — на избитый хэппи-энд. Финал дерзкого мульта отсылает к типичным диснеевским концовкам, пестрящим восторженными репликами. Для полного мэтча не хватает лишь песни — как говорится, в мюзикл не ушли, и славно. Счастливый конец — это замечательно. Именно такого мы и желали Бин и её близким на протяжении пяти сезонов. Однако в данном случае подход выглядит утрированным, искусственным, приторным и нагромождённым. Остаётся послевкусие финала, сделанного наспех. Небрежно склеенного по инструкции, предназначенной для другой поделки.
Грейнинг напихал в сезон всяко разного: здесь и гномы, претендующие на дримландский трон; и трогги, бывшие оппоненты эльфов, нашедшие новую цель; и русалки, орудующие мечом на суше (вопрос: как они передвигаются?); и полёты в космос. И так по нарастающей. После супермодного смузи сюжетных перипетий и характеров остаётся лишь тяжесть сознания. Автор собрал всё, что вспомнил, сложил в кучу и пульнул в зрителя. Концовка ради концовки, ты ли это?
Пятый сезон мульта — микс навуки (это правильное написание) и магии. Волшебство масштабно соединяется с футурамовскими технологиями будущего: подводными лодками, космическими ракетами, и прочим антисредневековым безумием, завершающимся ринговыми поединками человека с машиной. С важной оговоркой — первенство обязательно переходит второму оппоненту. Тут так заведено.
Параллельно Грейнинг ставит на карту финального сезона обилие других королевств, городов и прочих местностей — даже дурдом Дургорода. Объединение персонажей и их множественность оправданы: мы прощаемся с ними. До новых (разо)чарований!
Несмотря на перечисленные минусы, конец шоу нельзя назвать однозначно провальным. Хорошо, что он есть. Последующее растягивание истории могло привести к полной потере концепции. «Разочарование» — качественный мульт с глубокими и развивающимися персонажами. А его финал предназначен для «нежных и трепетных, для всех мягких сердцем».