Недавно состоялась премьера фильма «Юра дворник» Виталия Дудки. Проект рассказывает историю о московском фотографе Роме, превратившем уфимского уборщика городских улиц Юру в звезду обложки GQ. Мы поговорили с исполнителем главной роли Денисом Власенко о съёмках в «Юре Дворнике», преображениях на съёмочной площадке и неожиданном возвращении в театр.
По сюжету герой выкладывает в соцсети снимок дворника во время работы в комплекте с трогательным текстом, который не привлекает особого внимания аудитории. Тогда Рома решает устроить для Юры настоящую фотосессию, приправленную услугами визажиста и фотошопа на постпродакшене. Публикация собирает не только лайки подписчиков, но и донаты. Юра превращается в медийную личность. В основе ленты лежит реальная история, произошедшая несколько лет назад с фотографом Романом Филипповым и дворником Юрием Ветлугиным. Однако режиссёр ленты не боится играть с образами персонажей и новыми конфликтами, меняя сюжетные ходы.
— Как ты стал частью проекта «Юра дворник»?
— Как-то летом мне прислали сценарий и пригласили на пробы. Я прихожу на них и говорю: «Ребята, шутите? Вы уверены, что не ошиблись и отправили сценарий нужному человеку?» Команда как ни в чём не бывало утвердительно кивает. Я говорю: «У вас там Данила Козловский написан». Они отвечают: «Разве? А давай всё равно попробуем». Рискнули, похохотали и решили работать вместе.
— Почему были сомнения насчёт роли?
— Она сильно отличается от того, что мне обычно предлагают. Нужно было покрасить волосы! Рома — не совсем типичный персонаж для меня. Безусловно, я рад попробовать нечто новое. Уже тогда знал, что могу примерить на себя подобный образ и сделать это классно. Но почему съёмочная группа была так уверена? Для меня это удивительно. В любом случае получился очень интересный и необычный опыт для всех.
— О чём для тебя это кино?
— Для меня этот фильм о дружбе. О том, что она всё-таки существует, поэтому важно ценить присутствие людей рядом с собой. Семья и близкие — очень важная часть нашей жизни, без которой мы, на самом деле, не до конца и не по-настоящему счастливы. «Юра дворник» — кино о простых вещах, которые знакомы каждому.
— Твой герой — наглый фотограф, который с первого взгляда гонится только за популярностью. Расскажи, в чём его внутренний конфликт.
— Думаю, внутренний конфликт состоит в том, чтобы быть, а не казаться. Герой в какой-то момент сходит с этого пути. Он наивно считает, что главное всё-таки казаться. Рома несчастлив в том, кем он предстаёт. Из-за этого рушится его мир.
— Осветление волос — довольно радикальное решение. Почему отказались от парика?
— Изначально мы думали по поводу парика, но потом выяснилось, что в российском кинопроизводстве сложно использовать накладные волосы в кадре. С ними много работы на постпродакшене. По этой причине съёмочная группа решила отказаться от этой идеи.
— Какие еще внешние перевоплощения были в твоей карьере?
— Я как-то носил усы в проекте «Закрыть гештальт». Считаю, это тоже можно назвать перевоплощением. И это было непросто! Носить усы в кадре сложнее, чем покрасить голову.
— Ты отрастил усы для съёмок?
— Нет-нет, как раз они были накладными. Но это не отменяет трудности их носки!
— На что ещё ты готов пойти ради роли?
— Я в этом смысле очень свободен. Мне самому интересно перевоплощаться. Недавно меня спросили, готов ли я сильно набрать вес. Пришлось задуматься. Кажется, это сложно. Любые внезапные физические изменения — большой стресс для организма. Несмотря на все условности, я готов попробовать. Но это пока только мысли.
— Какие перемены во внешности случались у тебя в прошлом?
— В детстве я был очень полным. В подростковый период заметил это и начал худеть. Каких-то сумасшедших перемен не случилось. Мне не совсем нравится сочетание моей внешности с цветными волосами, забитыми татушками руками и чем-то в этом духе. Конечно, в подростковом периоде хотелось татуировку, но я быстро остыл к этому.
— Фильм основан на реальной истории. Общался ли ты с Романом Филипповым во время подготовки к съёмкам?
— Не общался, и это был осознанный выбор съёмочной группы. Персонажи фильма сильно отличаются от реальных людей. Отсутствие плана чётко следовать условному оригиналу предоставило большую свободу. Хотя работа с прототипами — интересный опыт. У нас в институте был предмет, где на протяжении семестра мы наблюдали за людьми и потом показывали их. И я очень любил это занятие. Но в «Юре дворнике» мы ставили перед собой совсем иную задачу.
— Поделись конкретными отличиями киносюжета от реальной истории.
— Насколько я знаю, в реальности отсутствовали конфликты, как в «Юре дворнике». Сцены, где герои в конце ленты сильно ссорятся и приходят на премию GQ как чужие друг другу люди, в реальности не было. Конечно же, не существует персонажа, которого играет Гоша Куценко. И вообще в фильме очень много подобных выдуманных событий, чтобы нам, зрителям, было интересно смотреть кино.
— Твой герой по большей части заботится о себе — пытается вернуться в профессию. Что перевешивает к концу фильма — желание помочь другим или всё-таки себе?
— Конечно же, помочь другим. Наверное, поэтому многие и плачут во время просмотра. Просыпается что-то человеческое и зрители вспоминают, кто они есть.
— Может ли опыт уфимского дворника и московского фотографа помочь кому-то ещё?
— Безусловно. Эта история о том, что чудеса всё-таки происходят. Как говорил Дамблдор, даже в самые тёмные времена стоит тянуться к свету… Дословно не помню, но суть такая! К тому же, мы знаем истории, когда человечество коллективно собирает деньги на сложные и дорогие операции. Мир и правда не без добрых людей.
— Твои образы — это обаятельные и безобидные парни 18-20 лет, трансформирующиеся по ходу сюжета в лучшую версию себя. Не задумывался о кардинальной смене амплуа?
— Чтобы я, как Мэттью Макконахи, улетел куда-то на три месяца с фразой «больше не буду играть ваших подростков», — нет. Но я периодически думаю о других ролях и уже иду к этому. Рома из «Юры дворника» — тому пример.
— А кого тебе хочется сыграть?
— Маньяка-насильника. Без шуток! Это должен быть персонаж, которого одновременно и боятся, и обожают.
— Тебе не понравился сериал «Дамер» о милуокском маньяке. Почему?
— Получилась какая-то «Сабрина — маленькая ведьма», а не сериал об убийце. Слишком сказочный и сладенький проект. Идея и картинка — супер. Но конфликты — до тошноты приторные. Такая история должна быть более жёсткой. Хотя казалось бы — герой кровожадно убивает людей. Недожали и сделали мультик.
— Давай соберём список крутых киношных маньяков!
— Пока что мой любимчик — чувак из документального фильма «Руки прочь от котиков!», вот он настоящий. Мне безумно нравится, что герой получился отбитым психом.
— Во время съёмок актёр неизбежно приобретает новые навыки. Был ли у тебя подобный опыт?
— Я профессиональный колокольник! Точнее — звонарь. У меня нет диплома, но курсы я окончил. Буду звонить в колокола в фильме Сергея Ильина «Страсти по Матвею», где сыграл алтарника.
— Чем тебя зацепил этот проект?
— Там классный сценарий. Фильм никаким образом не нацелен задеть чувства верующих. К тому же, мне очень понравилась команда, в частности — режиссёр.
— Смотрел сериал «Монастырь»? С первого взгляда проекты похожи.
— Только одну серию, поэтому пока ничего не могу сказать об их разнице. Но наш фильм однозначно достоин просмотра. Ждём премьеры!
— Что для тебя важно в работе с режиссёром?
— Конечно же, доверие друг к другу. На самом деле, такое случается очень редко. Думаю, это одна из основных задач режиссёра. Он тебя направляет, а ты абсолютно доверяешь ему и находишься в потоке. В такие моменты я чувствую бесконечный прилив сил и вдохновение.
— Ещё одна недавняя премьера с твоим участием — сериал «Стрим» Рустама Ильясова. Сталкивался ли ты с буллингом в школе?
— К сожалению, да. Это случилось как раз на почве лишнего веса. Меня отшила одноклассница… Правда, в четвёртом классе. Зато в одиннадцатом у нас был роман. Я всё компенсировал. Вдобавок к этому я рос творческим пареньком в провинциальном городе и совсем не творческом районе. Приходили вопросики и по этому поводу. Иду, никого не трогаю и получаю реплику: «Ну что, идёшь в свой театр?» С такой издёвочкой. Всякое случалось.
— Как вообще противостоять травле?
— Не знаю… Бить? Я, конечно же, могу сказать «не обращать внимания, разговаривать с родителями» и прочее. Но мне кажется, это слишком сказочно и очень романтизированно. Наверное, нужно показать, что ты тоже крут. Но как это сделать?
— Ты сам когда-нибудь вёл стрим?
— Только какие-то прямые эфиры в социальных сетях. Несколько раз страшно покраснел от стыда и забыл об этом.
— В сериале «Мне плевать, кто вы» ты сыграл парня, который находится под материнской гиперопекой. Расскажи о своём опыте сепарации.
— Кажется, у меня не случилось подобных проблем с сепарацией. Я рос достаточно самостоятельным парнем. А потом уехал в другой город и пошёл учиться в институт. Два месяца пострадал и полностью сепарировался!
— В твоей жизни не было персонажа, который, как героиня сериала Даша, выводил тебя во взрослую жизнь?
— Я сам был таким персонажем. Для себя уж точно, а вот для других — не знаю.
— Как раз в контексте выхода из зоны комфорта стоит обратиться к сериалу Happy End Евгения Сангаджиева. Сталкивался ли ты с зажимами во время съёмок и как с ними боролся?
— Конечно. Несмотря на это, меня зацепила степень искренности и откровенности проекта. В нашей культуре очень распространены вопросы к своему телу и обращению с ним. Неловкость быстро проходит, когда нет выбора.
— Как подготовить себя морально к постельной сцене с актрисой?
— Помыться! Шутка… Думаю, это тоже вопрос доверия. Кажется, гораздо проще снимать такие сцены, когда вы не совсем дружите и не смеётесь над шутками друг друга. Встретились, забыли обо всём и провели прикольно время.
— Что ждёшь от второго сезона?
— Мир киношников такой непредсказуемый. Вдруг мой герой станет призраком? Может, он всё-таки жив? А если его вообще не будет?
— А вдруг он станет маньяком-насильником и пойдёт мстить вебкамщицам?
— Было бы круто! Целый спин-офф.
— Недавно на Новой сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Это всё она» с твоим участием. Какое значение имеет театр в твоей жизни?
— После окончания театрального института мы с однокурсниками, как и полагается, пошли поступать в театры. Меня взяли в труппу МТЮЗа. Я там поработал и понял, что это достаточно сложно. Такая деятельность требует постоянной и абсолютной занятости. А жизнь такая интересная! Грустно провести её в четырёх стенах. Мне было очень сложно совмещать графики, поэтому мы с труппой приняли решение пойти в разные стороны.
Но этой зимой мне предложили сыграть в спектакле с Викторией Толстогановой. Команда развеяла все мои страхи по поводу репертуара и занятости и пообещала, что всё будет хорошо. И выполнила своё обещание! Мы клёво провели время и сделали классный спектакль. Теперь будем встречаться несколько раз в месяц, играть его и радоваться.
— Чем примечательна постановка?
— Мой персонаж — гипертрудный подросток, который ненавидит и при этом бесконечно любит свою мать. История рассказывает об их взаимоотношениях. Они не могут найти общий язык, из-за чего бесконечно страдают. В какой-то момент мама решает наладить контакт с сыном. Она начинает вести с ним переписку от лица молодой девчонки, и у них случается роман в сети. Это всё очень странно, запутанно, обаятельно, при этом страшно и грустно. В этой постановке находится вся гамма чувств, которые мы, зрители, обожаем испытывать. Плюс ко всему, это очень красивый спектакль. На сцене стоят огромные светящиеся качели.
— Доволен премьерой?
— Очень! Мне кажется, это отличный опыт излечения моей театральной травмы.
— Многим представителям творческого круга бывает сложно смотреть прошлые работы. Для тебя такая практика терапевтична или травматична?
— Я всегда смотрю премьеры со своим участием. Во-первых, мне интересно. Во-вторых, это отличный повод шагнуть дальше: заметить какие-то детали, подумать о чём-то. Это что-то вроде работы над ошибками.
— Насколько ты вообще самокритичен?
— Раньше я был очень самокритичен, но в последнее время меня отпустило. Смотреть и краснеть за себя — не очень здоровая ситуация. Помню, чувствовал себя так после первой роли. Сидел в кинозале и не мог дышать. Но такого больше нет. Я очень люблю своих персонажей. Они прикольные.