14 февраля, в День всех влюблённых, в раннем доступе вышла Deep Rock Galactic: Survivor от Funday Games и тут же покорила сердца игроков. Интерес к ней в ближайшее время точно не упадёт — на момент написания статьи в неё играет свыше 40 тысяч человек. Рассказываем, чем выделяется очередной клон хита Vampire Survivors и почему с него можно попробовать подступиться к пресловутому жанру roguelike.
«Рогалики», как прозвали их в память об игре Rogue (1980), определённо для людей терпеливых и тех, кто находит бесконечное повторение медитативным. Геймплей обычно состоит из череды забегов по случайно сгенерированным локациям. Чекпоинтов нет, а лечиться разрешают нечасто (если вообще разрешают). После смерти от противника или босса приходится начинать с начала. В перерывах между бессчётными попытками прожить дольше, пройти дальше и убить больше, можно потратить собранные ресурсы, чтобы немного прокачать героя.
Желание пытаться вновь стимулируют разными способами. Например, в 2020-м Hades прогремела сеттингом и атмосферой, сошедших прямиком со страниц греческих мифов. Вышедшая полноценно в октябре 2022-го Vampire Survivors реиграбельность повышала иначе: сюжета, характеров персонажей и даже диалогов в игре не было, упор шёл на динамику происходящего и эксперименты с билдостроением. После убийства босса арены выпадал сундук с сокровищами, где можно было выбрать в награду «Эволюцию». Связка определённых предметов создавала более мощное оружие, благодаря чему борьба с растущими толпами врагов становилась проще.
По-настоящему удивлял Vampire Survivors своей простотой. Кроме рогалика игра оказалась ещё и автошутером. Всё, что требовалось, — ходить по карте и избегать урона. Даже самый ленивый геймер при желании справлялся с четырьмя стандартными для управления кнопками WASD (или стрелочками).
Отстреливая толпы нечисти, герой постепенно набирал опыт, получая новые уровни. По достижении каждого появлялась возможность выбрать: улучшить какую-нибудь характеристику или получить новое оружие. Благодаря большому числу комбинаций возможного билда спустя полчаса непрерывного действа на экране происходила вакханалия из молний и взрывов. Только и пытайся персонажа среди сплошного «БА-БАХ» не потерять!
Гномы в космосе
Оригинальная Deep Rock Galactic от датского разработчика Ghost Ship Games вышла в 2020 году и была кооперативным научно-фантастическим шутером от первого лица. В роли дворфов-шахтёров игроки исследовали пещеры планеты Хокссес-4, где боролись за важные ресурсы с гигантскими жуками. Узнаваемые черты перекочевали в спин-офф Deep Rock Galactic: Survivor от Funday Games.
На выбор — один из четырёх классов, которые открываются по мере прокачки. Есть смысл пробовать каждого, даже если считаешь, что нашёл «того самого» и удобнее не будет. С Разведчиком и Стрелком, очевидно, хватит и обыденного «беги да отстреливайся», а вот Бурильщик и Инженер более ситуативные. Первый быстрее копает грунт, а в часто запутанных тоннелях это может спасти от своры насекомых за спиной. Он заодно и необходимых для прокачки ресурсов по пути наберёт. А как легко становится жить, когда научишься управляться с Инженером и его турелями… Копаешь спокойно драгоценные камушки, пока очередной жужжащий рой держится на расстоянии выстрелов.
Ресурсы разных мастей полезны не меньше, чем в оригинальной игре и разнообразнее, чем в Vampire Survivors, где были только монетки. После забега, по закону жанра, заработанное тратится на прокачку. Откровений она не приносит: небольшие плюсы к характеристикам, которые на первых порах ни на что ощутимо не влияют.
Пережить вампиров
Важности билдостроения и подборки необычных сочетаний ушли на второстепенные роли. Обещанные разработчиками 40 видов оружия есть, но в комбинации с выпадающими каждый следующий уровень смысла мало. Новые пушки и гранаты, даже со стихийным уроном вроде электричества и огня, отличаются только описаниями — стрелять и взрывать будут одинаково.
Относительно Vampire Survivors подход значительно проще: можно бездумно тыкать случайные варианты и счастливо идти напролом. А в случае смерти не жалко упускать накопленные улучшения, потому что в следующем забеге результаты будут схожие. Возможно, это лишь удобства раннего доступа и позже разработчики всё-таки заставят выбирать осмысленно. Дело вкуса! Выгадывать по кусочкам идеал, тем более из случайных вариантов, который при смерти ещё и развалится, полюбит далеко не каждый.
Затягивает Deep Rock Galactic: Survivor противоположным образом: ограничениями и условиями арен. Вместо голого поля перед игроком настоящие пещеры, где легко уткнуться в неожиданный тупик. Приходится копать, а значит замедляться и позволять жукам себя нагнать. Таким образом игра заставляет думать наперёд, просчитывая наиболее удачные маршруты. За счёт случайной генерации карты не повторяются, и выучить пути не получится.
Для изучения в версии раннего доступа пока доступно три биома. В них по пять уровней опасности, которые открывающихся по мере прохождения пяти зон в каждой. Везде одинаковые ресурсы и враги, но разные угрозы на местности самих биомов. Например, в кристаллических пещерах первого, проходу мешают только скалы и тупики, а в ядре магмы путь будет перекрывать раскалённая земля. Пройти можно, но больно.
В каждой зоне по боссу и после его убийства запускается тридцатисекундный таймер. За это время нужно добежать до десантной капсулы, которая отправит на следующую локацию. Не успеешь — труп.
Соучредитель Funday Games Андерс Лейхт Роде объяснял:
«Она не похожа на Vampire Survivors, потому что вы гораздо активнее двигаетесь, уклоняетесь и прокладываете собственные маршруты. Мы думаем, это немного меняет жанр: от простого стояния на месте или ходьбы на восток до более активных действий с персонажем».
После неожиданного успеха и продажи полумиллиона копий разработчики поблагодарили игроков за интерес и опубликовали дорожную карту с дальнейшими планами по развитию. В ближайшее время ожидается добавление нового биома, разгонов оружия и артефактов. Робота Боско, приехавшего из оригинальной Deep Rock Galactic, обещают сделать более полезным и дать возможность улучшать.
Несмотря на ранний доступ, контента в игре хватает для того, чтобы потеряться на пару десятков часов. К тому времени, глядишь, и обновления выйдут. Фанатам жанра Deep Rock Galactic: Survivor рекомендуется обязательно. В ней собраны узнаваемые идеи, которые приправили богатой вселенной. Попробовать стоит и тем, кто от рогаликов далёк. Благодаря постоянной смене арен и быстрым скоростям нет ощущения топтания на месте. Даже наоборот: каждый раз подбираешь новую тактику для удачного передвижения. Собрать ресурсы или отстреливать жуков ради опыта? А что, если всё сразу? За жадность можно и поплатиться!
Перспективы для дальнейшего развития — огромные, а за будущим проекта хочется следить хотя бы для того, чтобы узнать, как разработчики введут узнаваемые детали из оригинальной Deep Rock Galactic. Там, например, после тяжёлого труда уставшие дворфы любят расслабляться в баре «Бездна», но в спин-оффе желанного пива даже на дорожной карте не упомянули…