В девяностые вампиры вонзились клыками в большие экраны. Потянулась бесконечная вереница сериалов и фильмов, в которых кровососущим выделялась центральная роль. Они то жадно пили кровь, то отказывались убивать и становились вегетарианцами. Часто боялись солнца, использовали гипноз и просили пустить на порог дома — развеивали и подтверждали популярные мифы. Сейчас, когда с первых «Сумерек» прошло 16 лет, а сериал «Чем мы заняты в тени» уже высмеял всё, что было можно, зрителя удивить сложно. Но «Вампиры лёгкого поведения» (The Radleys) и не пытаются. Рассказываем, почему проект стоит посмотреть вместе с исполнителем одной из главных ролей Дэмиэном Льюисом.
Фильм режиссёра Эроса Лина основан на романе Мэтта Хейга «Семья Рэдли» 2010 года. Тогда кровопийцы были на пике популярности: зрители восхищались любовью Эдварда и Бэллы в «Затмении», отношениями Эбби и Оуэна в фильме ужасов «Впусти меня» и взахлёб смотрели «Дневники вампира». Сложно сказать, вписалась бы семья Рэдли в поток проектов о любви с осложнениями в виде острых клыков и жажды крови, ведь в романе Хейга вампиры предпочитали жить как нормальные люди. Не как Каллены, употреблявшие только кровь животных, или герои Джармуша, предпочитавшие донорскую в пластиковых пакетиках. Эта семья ела человеческую пищу, которая ослабляла их и лишала способностей. Всё ради того, чтобы вести образ жизни нормальной ячейки общества.
В этом контексте у «Вапиров лёгкого поведения» ничего лёгкого нет. Супруги Хелен (Келли Макдональд) и Питер (Дэмиэн Льюис), а также их дети-подростки Клара (Бо Брагасон) и Роан (Гарри Баксендейл) вынуждены отказаться от своей истинной природы, чтобы вписаться в человеческое общество. Жить в сером доме, ходить на скучные встречи книжного клуба и лениво тусоваться с друзьями. Но, как известно, природа берёт своё, поэтому одним избеганием чеснока в блюдах и пульсирующих вен на закуску тут не отделаешься — однажды Клара срывается и пробует первую отрицательную местного паренька на вкус. Ну и поделом ему: нечего в лесу на девушек нападать!
Хелен и Питер приходится объяснить детям, что всё это время они скрывали от них семейную болезнь — вампиризм. Роан и Клара не просто так выглядят бледновато, да и солнечный свет не любят. Родители дарят им руководство по сдерживанию своей истиной природы и зовут на помощь взбалмошного родственника, который не гнушается припасть к чужой шее, чтобы утолить жажду. В итоге Уилл — брат Питера — привносит в семью ещё больше проблем, ведь настойчиво напоминает, что природу и инстинкты не обманешь. Пить кровь, так пить! Гулять в поисках жертвы, так гулять! А кто внимательно прислушается к вредным советам родственника, если не подростки?
Исполнитель роли братьев-вампиров Дэмиэн Льюис рассказал нам о фильме и поделился опытом работы с режиссёром Эросом Лином.
— Как вы узнали о проекте и читали ли книгу Мэтта Хейга?
— У меня дома стояли его книги, но не «Семья Рэдли» — с ней познакомился, когда Дебби Грэй из Genesius Pictures прислала мне сценарий. Эйрос Лин тогда уже был назначен режиссёром и предложил меня, ведь мы вместе работали над фильмом «Лошадь мечты». Я был безумно доволен этим опытом.
— Как бы вы охарактеризовали этот фильм?
— Фильм очень смешной, но в то же время драматичный. У него очень забавная предпосылка: дети из обычной провинциальной семьи узнают, что они вампиры. Им приходится справляться с зависимостью от крови. Как добыть её, не убивая людей? А главное — любимых.
Ставки очень высоки. Это мне особенно понравилось в нашем сценарии. Думаю, это и привлечёт публику. Кроме того, все любят фильмы о вампирах. Многим хочется порой откинуться на спинку кресла, посмотреть на кровопийц и посмеяться.
— Какие ключевые темы проекта затронули вас и вашего героя?
— Мы заложили два основных мотива: о борьбе с зависимостью и о том, как важно оставаться верным себе, жить лучшую жизнь. Два этих посыла порой конфликтуют, но мне это нравится.
Муж и жена воздерживаются от крови. Они перестали быть собой, живут скучную и нездорово пресную жизнь. А грешный дядюшка живёт на полную и кажется более счастливым. Но едва ли этот фильм, как и книга, призывает людей страдать зависимостью, чтобы стать счастливее. Да, нужно быть верным себе, но если это ведёт к саморазрушению, если он вреден для здоровья, то это путь в никуда. Довольно чёткая мораль.
Меня привлекла идея о жажде крови в качестве аллегории. Озорная, забавная и злая. В ней есть некая доля чувственности, как и во всём, что касается фильмов о вампирах. Преображение и укус отчасти тождественны сексу и любви. Но иногда это просто спутники зависимости. Мэтт Хейг очень тонко изучил эти темы.
А ещё в фильме много крови и вампирского экшена. Есть шокирующие сцены, которые в то же время вызывают искренний смех. Настоящая чёрная комедия.
— Вы исполняете сразу две роли — братьев-близнецов Уилла и Питера. Расскажите, каково было играть двух настолько разных персонажей.
— Питер Рэдли — милый и тихий человек. Воздержание от крови угнетает его и лишает брак даже намёка на романтику, страсть. Он вял, жаждет физического контакта с женой, но жизнь под видом обычной провинциальной пары сделала их взаимодействие совсем холодным. Уилл Рэдли — его брат-близнец, который остался в рядах нечисти, продолжил преображаться и убивать, чтобы утолить жажду крови. Мне нравится думать о них, как об эго и альтер-эго. Словно две грани нашей психики. В ней есть инь и ян, добро и зло, свет и тьма.
Было интересно сыграть сразу две роли, но грустно осознавать, что сам я, наверно, больше напоминаю скучного Питера. Впрочем, в его стремлении начать скромную цивилизованную жизнь, чтобы вырастить детей в здоровой среде, есть нечто героическое. Каждый родитель может их понять: многим приходится приглушать в себе рок-н-ролл, когда нужно вести ребёнка в школу.
— Как вы формировали различия между вашими персонажами на уровне пластики и мимики?
— Я изображал Джонни Деппа, изображающего Кита Ричардса, но без обезьянки. Шучу. Мы неоднократно обсуждали, какие решения в жизни принимаем сами, а какие просто заложены в нашей природе. Почему Уилл решил поддаться зависимости, остаться вампиром, предаться гедонизму? Почему Питер поступил иначе? Как можно трактовать различия между ними?
Я старался углубиться в детали, найти какие-то нюансы. А Эйрос всегда был рядом и смотрел, когда я начинаю напоминать Кита Ричардса или Марка Болана, а когда — Стэна Лорела или Джека Леммона (которого я обожаю). Он часто говорил: «Давай, пробуди вот этих людей». Думаю, это хорошая режиссёрская работа.
Две роли в одном фильме — это отлично, заявка на награды. Но потом ты вдруг чувствуешь себя дерьмом и понимаешь, что переигрываешь в обеих ролях. Тут очень важна дисциплина. И, конечно, различия между героями нужно было подчёркивать и разными деталями на физическом уровне. Я представлял себе Питера состоящим из прямых линий, а Уилла — из извилистых. Один — сухие спагетти, другой — сваренные. Я также часто пользуюсь аналогиями с животными.
— Как думаете, почему людей привлекают вампиры и другие сверхъестественные темы?
— Вампиры сексуальны, разве нет? В них есть чувственность. Первый укус — он как первый поцелуй. В этот момент происходит переход, сравнимый с осознанием первой любви. Это чувство остаётся с человеком до конца жизни.
И да, кровопийцы — плохие, злые, коварные. Но кто их не любит?
— Назовите главный миф о профессии актёра.
— Я часто слышу от других людей, что актёрство — это ложь, так что я умею врать. Но всё наоборот. Актёр должен быть максимально искренним. Путаница в том, что эту искренность он должен проявить в вымышленной реальности. Но и в драме, и в комедии я обязан неподдельно погрузиться в заданную ситуацию.