На 43-м Московском международном кинофестивале состоялась российская премьера анимационного фильма «Криптополис» (Cryptozoo), который выйдет в прокат 14 октября. Хитовый мульт, побывавший на крупнейших кинофестивалях, включая Берлинский и «Сандэнс», рассказывает о мире, в котором люди уживаются с фантастическими существами (не без проблем). Кинокритик Иван Афанасьев пораскинул ложноножками, почесал рог на лбу и накалякал своими щупальцами текст о впечатлениях от этого необычного мультфильма.
В детстве Лорен мучалась от кошмаров. Однажды ночью к ней пришла баку, японская свинка (на самом деле, тапир, а выглядит вообще как слоник, нарисованный художником под барбитуратами), способная высасывать чужие сны и грёзы. Она забрала все плохие мысли у девушки, и с тех пор Лорен всю жизнь мечтала найти свою мифическую спасительницу. С этой целью она даже стала специалистом по криптидам. Оказывается, наш мир действительно населяют разнообразные существа: от сатиров и чупакабры до куда более экзотических экземпляров вроде мексиканских разумных огоньков и русских babushka (к сожалению, без boi). Нехорошие люди охотятся на них с целью продать на чёрном рынке, поэтому цель Лорен — находить мифических животных и отправлять их в парк «Криптозоополис», где они будут жить в безопасности среди себе подобных.
Прийти такой сюжет в голову мог либо ушлому голливудскому продюсеру, решившему сделать гибрид «Фантастических тварей» и сериала «Паранормальный Веллингтон», либо здорово набравшемуся веселящих веществ независимому кинематографисту. Здесь наверняка второй случай — режиссёр и сценарист мультфильма Дэш Шоу до этого прославился, как автор безумного анимационного трипа «Моя школа тонет в море», попавшего в лонг-лист «Оскара». «Криптополис» такая честь обошла, зато зрители, посмотревшие мультфильм в Берлине и на «Сандэнсе», называют его в числе лучших анимационных лент года. И неудивительно — это пример рукотворной анимации (над ним работала команда в числе всего десяти человек), которая вполне может послужить основой для целой франшизы; поэтому присказка про голливудского продюсера тут неспроста. Благо, вселенная «Криптополиса» вполне располагает к долгоиграющему будущему.
Сразу удивляет визуальная составляющая: в первую очередь, конечно, вспоминается инновационный проект «Жёлтая субмарина» Джорджа Даннинга. Вырвиглазная, «кислотная», хочется сказать, рваная стилистика, тяготеющая к картинам и плакатам немецко-чехословацкого художника Хайнца Эдельмана, вполне соответствует концепции мультфильма. Время действия — 1967-й год: начало войны во Вьетнаме, мирные демонстрации во имя «мира во всём мире», free love. И, конечно, разнообразные вещества, которые формировали всю эту специфику «пропасти во ржи». Недаром в начале мультфильма парочка хиппи, случайно забредших на территорию Криптозоополиса, занимаются сексом, который из акта соития постепенно превращается в калейдоскоп сюрреалистичных образов. Учитывая, что перед этим они покурили сигарету (явно с минимальным количеством табака), всё дальнейшее можно воспринимать как красочный приход, буйство фантазии людей, сражающихся за таких же, как они, «криптидов».
Впрочем, можно не копаться во всех этих надмозговых смыслах, а просто смотреть мультфильм, наслаждаясь по-хорошему сумасшедшим сюжетом. В этом странном визуальном трипе есть вполне оформленная история: криптолог-садист Ник при поддержке военных пытается найти свинку-баку, чтобы использовать её способности в милитаристских целях; задача миролюбивой Лорен — помешать этому. Под криптидами, понятное дело, разумеются всевозможные иноки и прочие угнетаемые элементы американского общества, для которых добрые люди пытаются создать идеальное общество (впрочем, в начале неспроста говорится: «Все утопии однажды падут»). Плюс, конечно же, экологический подтекст (куда без него в мультфильме о хиппи и 1960-х?): криптиды, по сути, — те же животные из Красной книги, только ещё более редкие. Минималистичная анимация призвана стимулировать воображение: ближе к финалу на экране вообще разворачивается едва ли не голливудский блокбастер с танками, вертолётами, грифонами, отгрызающими бошки военным, и гигантской змеёй, пасть которой размером с вход в пещеру.
Всё это просто просится на большой экран в игровом обличье, но прелесть «Криптополиса» именно в его грубоватой лубочности ручной выделки. Короче говоря, если вы любите по-настоящему оригинальную анимацию с неординарным, колоритным миром, то мульт Дэша Шоу и его коллег — это явно то, что мантикора прописала.