В 2017 году на Netflix вышел фильм «Яркость» (Bright). Классическое кино о двух полицейских-напарниках, но в нестандартном сеттинге. В этом мире в современном мегаполисе уживались люди, орки, эльфы и другие фэнтезийные существа. А главную роль исполнил Уилл Смит. Несмотря на причудливый мир, у фильма было много проблем, и критики его не оценили. А вот фанатам картина понравилась, и Netflix обещал, что ещё вернётся ко вселенной Bright. И не соврал — спустя четыре года вышло аниме Bright: Samurai Soul.
За разработку аниме отвечала студия Arect. В команде: сценарист «Ковбоя Бибопа» Мичико Йокоте, дизайнер персонажей, работавший над «Унесённых призраками», Ацуси Ямагата и режиссёр Words Bubble Up Like Soda Pop Кёхэи Исигуро.
Первое, что бросается в глаза, — иная эпоха. Если фильм Дэвида Эйра рассказывал о современности и цеплял как раз переложением актуальных стереотипов и расовых проблем на фэнтези-тематику, то аниме, действие которого происходит в 1868 году, использует тот же ход (рас, кстати, добавилось больше — гоблины, дворфы, кентавры). Мы видим японское общество в период Реставрации Мэйдзи, серьёзного экономического и индустриального роста, который навсегда изменил страну. В это переходное время магия уже начинает превращаться в миф, которым она стала во время действия фильма. Но на заре 20 века она ещё представляет серьёзную угрозу и ради неё люди (и не только) способны вести войны.
Действие крутится вокруг необычной троицы — человека-ронина Изо, орка-наёмника Рэйдена и юной эльфийки Сони. Мужчины сопровождают девочку в земли эльфов, потому что она может быть Яркой, то есть способной управлять магией. В мире Bright таких людей очень мало, и большинство Ярких среди эльфов. Изо и Рэйден хотят спасти девушку от фанатиков, рассчитывающих с помощью её силы открыть портал и призвать в мир Тёмного повелителя из заточения. Сотни лет назад его заточили в другом мире, и теперь клан «Инферни» хочет освободить древнее зло.
Звучит хорошо, не так ли? Вот только Bright: Samurai Soul унаследовал от оригинального фильма все его проблемы. Это максимально неспешное аниме с массой флешбэков и медленных переходов от сцены к сцене. Фанаты «Яркости» будут довольны, её критики повторно получат то, что им не понравилось в 2017-м. Ключевое трио повторяет схему оригинала — силач-орк, полный сострадания к другим расам человек, и эльфийка, лишь начинающая жить. В картине Дэвида Эйра было практически то же самое — полицейские-напарники постарались сделать невозможное, чтобы защитить девушку. Режиссёр Кёхэи Исигуро добавляет в эту формулу новую тему, и она становится ключевой в аниме, — верность.
Изо пообещал защитить девушку, он верен ей и готов пожертвовать собой ради неё. Он ощущает, что медленно умирает изнутри, и эта цель даёт ему снова почувствовать себя живым. Рэйден пообещал, что больше не будет просто бугаем и изменится, поэтому изо всех сил цепляется за возможность сделать что-то хорошее. Он верен себе — он хочет свободной жизни. Так и Соня — она едва знакома со своими спутниками, но вынуждена поверить им, только так она сможет почувствовать себя в безопасности. Ведь для её преследователей она не личность, а лишь инструмент.
Главное достижение Bright: Samurai Soul — 3D-анимация, стилизованная под японскую печать по дереву. Она наиболее ярко раскрывается в экшен-сценах. Их, кстати, записывали с помощью технологии захвата движений актёров. Исигуро показывает экшен с камерами на 360 градусов, благодаря чему можно рассмотреть все стили боя персонажей в иной динамике. Заменив огнестрельное оружие холодным, режиссёр хотел сохранить симбиоз японской аниме-стилистики и современное прочтение экшена, которое в том числе частично пришло из фильма Дэвида Эйра.
Исигуро впервые попробовал себя в 3D-анимации как раз в Bright: Samurai Soul. В интервью Polygon он признавался, что хотел поработать с тенями и светом в таком стиле анимации, чтобы в том числе изображать движения героев во время экшен-сцен силуэтами или контурами. И ему это удалось! Экшен и правда выглядит любопытно и насыщенно. Его особенность также в том, что никто из персонажей не ощущается классическим для аниме бессмертным героем — во время сцен боя персонажи регулярно получают увечья, а Изо, например, постоянно вспоминает о тех, что были им получены в прошлом. Таким образом тема травмы и ощущения своей смертности тянется с персонажами через весь фильм — через каждый бой, который может стать последним.
По тональности мир Bright более меланхоличный, чем другие фэнтези-вселенные. Магия постепенно покидает этот мир, и вместе с ней будто бы уходит жизнь. Это напоминает, как быстро меняется человек, когда из глубинки переезжает жить в большой город: его невероятный темп сбивает с ног и заставляет следовать за собой, и на небольшие чудеса и красоты совсем не остаётся времени. Эту линию Исигуро тоже передаёт через контраст между лесами Японии и городами, которые уже настолько погрузились в индустриализм, что не обращают внимания даже на необычный дуэт человека и орка.
Ещё любопытно — японская математическая рок-группа LITE записала саундтрек для аниме, и он местами сильно выбивает из ощущения эпохи. Всё благодаря электронным элементам в музыке группы, которая по задумке авторов должна была провести зрителю параллель с фильмом 2017 года, но на практике скорее вызывает недоумение. Кажется, если бы музыку тоже стилизовали под эпоху, это лучше бы работало на погружение.
У фильма 2017 года всё ещё планируется полноценный сиквел. Но неизвестно ни когда он будет, ни вернётся ли к своим ролям кто-то из оригинального каста. И, честно говоря, после Bright: Samurai Soul хотелось бы ещё одного погружения в этот мир, но снова в иной эпохе. Посмотреть, например, как фэнтезийные расы сражаются на полях Второй мировой или французскую революцию глазами орков и эльфов, живущих среди людей. Словом, сеттинг позволяет показывать знакомые по другим произведениям события, но с поправкой на мир, в котором чудеса всё ещё возможны. Осталось лишь найти, как вписать их в историю.