19 марта на телеканале AMC выходит новый сериал «Счастливчик Хэнк» (Lucky Hank), одним из режиссёров которого выступил постановщик «Зелёной книги» Питер Фаррелли. В главной роли — звезда «Никто» и «Лучше звоните Солу» Боб Оденкёрк, один из лучших актёров современности и в то же время не самый знаменитый. В чём секрет 60-летнего артиста, который едва ли может быть назван звездой, но зрительская любовь к нему велика? Кинокритик Иван Афанасьев разбирается в феномене Роберта Джона Одонкёрка
До определённого момента массовый кинематограф а-ля «Мстители» демонстрировал один и тот же стандарт актёрской внешности: красивые, симпатичные люди, стройные, подтянутые, преимущественно — молодые. Достаточно вспомнить, какой фурор вызвало преображение Мэттью Льюиса, он же исполнитель роли Невилла Долгопупса в «Гарри Поттере»: как он из полноватого мальчика со смешными зубами стал настоящим сексименом с кубиками пресса. Но к середине 2010-х в этой парадигме кое-что поменялось. Вдруг обнаружилось, что, например, Дэвид Харбор, медведеобразный мужчина за сорок, сыгравший Джима Хоппера в «Очень странных делах», может быть звездой, да настолько, что стал важной частью востребованной среди молодой аудитории киновселенной Marvel, где вся команда Мстителей преимущественно состояла из ребят модельной внешности а-ля Крисы Эванс и Хемсворт.

На самом деле, всё изменилось ещё раньше, но началось с сериалов, где появилось шоу «Во все тяжкие», а культурной иконой стал Уолтер Уайт в исполнении актёра Брайана Крэнстона. Ныне знаменитость мирового масштаба, Крэнстон до этого не был особо известен широкой публике, а популярность пришла к нему в 50 с гаком. То же самое и с другим культовым персонажем «Брэйкин Бэд» Солом Гудманом, сыгранным Бобом Оденкёрком — актёром, который до этого имел в активе одну главную роль, хотя сниматься начал ещё в 1990-х. Теперь он звезда мирового масштаба — настолько, что первоначально задуманный спин-оффом «Лучше звоните Солу» чуть не стал популярнее своего «родителя». При этом у него в активе по-прежнему немного главных и даже каких-то очень известных ролей, но вокруг Оденкёрка, которому недавно стукнуло 60, сформировалось мощное, возможно, не очень большое, но плотное фанатское коммьюнити. Как так вышло?

Возможно, дело в обаянии, которое исходит от любого его персонажа. Оденкёрк прославился в первую очередь как комедийный актёр — с этого поприща он начинал, и, как у многих комически одарённых людей, у него была не самая веселая биография. Он родился в 1962 году в Нейпервилле, маленьком и на тот момент довольно захолустном местечке штата Иллинойс, где в 1960-х случился демографический взрыв, когда к городу подвели железную дорогу и люди стали переезжать туда из Чикаго. Но даже при таком раскладе население Нейпервилла, который Оденкёрк называл «Нигдевиллом», колебалось от 13 до 42 тысяч человек — как в каком-нибудь Боровске или Куйбышеве в России (найдёте на карте?). Он мечтал сбежать оттуда, подальше от отца, с которым мать Роберта (настоящее имя актёра) развелась из-за алкоголизма — именно благодаря этому Оденкёрк вообще не употребляет спиртное.
Отчасти напоминает биографию Сола Гудмана, не правда ли? Любопытно, что эта роль не должна была стать какой-то особенно важной и уж тем более ведущей. Питер Гулд и Винс Гиллиган, авторы «Во все тяжкие», планировали, что пронырливый адвокат появится всего на три эпизода второго сезона, но фактура Оденкёрка, выбранного ими на эту роль благодаря его участию в скетч-сериале «Господин Шоу», покорила их, и они переписали сценарий, сделав персонажа одним из ведущих. Прикол, однако, в том, что «Шоу» выходил в середине 1990-х, а сам Оденкёрк был звездой стендапа и тусовался с ведущими комиками Америки почти всю свою жизнь — Бен Стиллер, Адам Сэндлер, Крис Рок, Крис Эллиотт, Дэвид Кросс. Но заметили его только в конце 2000-х, когда Бобу было уже 47 лет.

Сейчас присядьте на стуле поудобнее — вы знали, что он мог сыграть Майкла Скотта в «Офисе»? Он был вторым претендентом на эту роль наравне со Стивом Кареллом, но в итоге выбрали сами знаем кого — Оденкёрк показался создателям «забавным, но мрачноватым», а нужен был прям откровенный балагур. В итоге он сыграл возможного нового начальника Пэм в седьмом сезоне, который показался ей ужасно похожим на Майкла Скотта. А чтоб было совсем огонь — в шестом эпизоде первого сезона сериала «Джоуи», спин-оффа «Друзей» о Джо Триббиани, Оденкёрк сыграл неудачливого актера по имени… Брайан Майкл Дэвид Скотт. Вот она — мощь метаюмора! Пожалуй, именно умение сочетать в себе внешнюю серьёзность и внутренний комизм вкупе с довольно «обычной», немодельной внешностью и прожитым опытом, сделало Боба Оденкёрка заметной фигурой.
Несмотря на значимый вес в индустрии, первая главная роль в полнометражном фильме у актёра появилась лишь в 58 лет. Речь, конечно, про «Никто» Ильи Найшуллера, ураганный боевик, в котором Оденкёрк демонстрировал не только мощь физическую, открывшись с совершенно новой, брутальной стороны, но и недюжинную харизму, в которой не осталось и капли от прошлых комических образов. Коммерческий успех фильма, собравшего в три с лишним раза больше своего бюджета (если бы не только-только угомонившийся коронавирус, очевидно, было бы ещё больше) доказал, что перед нами актёр, который может быть кем угодно и чем угодно. Впрочем, драматический талант он проявил ранее и в фильме Стивена Спилберга «Секретное досье», где сыграл публициста Бена Багдикяна. А фанаты сериала «Фарго» помнят его ещё и по роли шерифа Билла Освальта в первом сезоне. Скорее всего, успех будет ждать и его новую роль в «Счастливчике Хэнке», где он играет немолодого преподавателя в университете, переживающего кризис — в этом образе Одонкерк сможет продемонстрировать и комический, и драматический талант.


Оденкёрк стал одной из звёзд нового типажа, которые не привлекали массовую публику миллионами за счёт аполлоновских торсов и ангельских лиц, но приносили неплохую кассу и просмотры фильмам и сериалам со своим участием за счёт органичности и взаправдашности. Так восстановил свою карьеру Майкл Китон, в 62 года сыграв в «Бёрдмене», но у того хотя бы был существенный бэкграунд в молодые годы, вспомнить хотя бы бертоновского Бэтмена. Так торжественно вернулся в строй новый старый любимец публики Брендан Фрейзер с оскароносной ролью в «Ките», но его мы знали ранее, как Рика О’Коннелла в «Мумии». Оденкёрк, до акт рской зрелости добравшийся довольно поздно, смотрится особняком — он похож на самого обычного человека, с довольно заурядной внешностью, без скандалов и громких событий за плечами. Для кого-то он буквально Никто. Но для своих преданных фанатов он один из лучших актёров современности. Он к этому шёл долго и своего добился. Он не никто, он — Боб Оденкёрк.


Обложка: dorisovala