От мерзкой хеллбойской старухи до милой бабушки из сказок — образ Бабы Яги веками кочует по поп-культуре в самых разных интерпретациях. Они настолько разрослись, что изначальный культурный код Яги сильно размылся. Какой её представляли наши предки? Чисто ли это древнеславянский персонаж? Как показывают Ягу сегодня и хороши ли новые интерпретации? Приглашаем вас в большой поп-культурно-фольклорный трип. В избе или на метле — способ передвижения выбирайте сами.
Начнём с дележа культурного имущества: чья вообще Яга? Все мы привыкли, что старуха принадлежит нам, славянам — ещё с детства мы помним, кто живёт на окраине леса в избе с забором из костей. Но по исследованиям разных историков и фольклористов, похожие ведьмы встречаются в сказаниях по всему миру. Однако перед тем как мы с ними познакомимся, давайте обозначим одну важную вещь: фольклор — дело сложное. Учёные буквально по крупицам собирают данные о прошлом и наших корнях. Проверить можем, если только украдём у кого-нибудь машину времени. Как понимаете, такая ачивка пока не разблокирована. Так что опираемся на исследования умных людей — от них и отталкиваемся.
«Нос в потолок врос, губы на притолоке висят»
По мнению исследователя Петера Вирцеля, разные этносы Новой Гвинеи рассказывают мифы о неких старухах со сверхспособностями. Они приходят из иного мира, олицетворяют матерей-прародительниц и хранительниц огня. Такой была и наша Яга: по словам советского фольклориста Владимира Проппа, она символизировала матриархат. С переходом к патриархальному обществу образ Яги перекочевал в отдел мифов.
А вот индейцы в Северной Америке решили не останавливаться на передаче власти женщине: в их мифах героиня ещё и ненавидит мужчин. По преданиям, существует некая Страшная Мать, в вагине которой находится рыба, пожирающая мужчин. И только если раздробить её крепкие зубы, человек может спастись.
В славянском фольклоре Ягу показывают тоже по-разному — в зависимости от региона, где создавались сказания. По словарю Макса Фасмера, само её имя означает «ведьма, волосатая гусеница». Её образ вырос из первобытного обряда инициации для мальчиков — этакий способ «перерождения». Люди верили, что «путешествие в загробный мир» даёт охотнику магические способности, потому закапывали посвящённых в землю, морили голодом и выбивали зубы. Именно Яга была распорядителем обряда в древнем матриархальном обществе.
В южнославянских же сказках Яга — степная богатырша, живущая за тридевять земель в Подсолнечном Девичьем царстве: «Раззявив рот так, що одна губа по-пид облаками, а другая по земле волочится», — так описана героиня в энциклопедии славянской мифологии. Здесь она часто воюет с богатырями, что неслучайно: мифы отражают реальную борьбу славян со степными кочевниками, южными народами.
По описанию в сказках, Яга напоминает труп в тесном гробу или в специальной клетке: «На печке лежит Баба Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос, губы на притолоке висят». Как видите, фольклорный образ не особо сочетается с большинством нынешних интерпретаций. Но есть и близкие к «оригиналу» примеры.
Яга — кошмар во плоти
Один из визуально точных образов Бабы Яги в поп-культуре — это комикс и снятый по нему в 2019 году фильм «Хеллбой». Как все приличные Яги, она живёт в избе на курьих ножках и летает в ступе. Но интереснее её внешность:
— костяная нога — чек;
— выпирающие наружу кости — чек;
— тонкие седые волоски — чек;
— отвратительный маникюр — чек.
«Вообще-то меня считают гротескной — старая, одноглазая», — так Яга честно и иронично описывает саму себя. Её речь — отдельный вид искусства: «Красивые у тебя глазки. Жёлтые, как моча. Мой любимый цвет».
По сюжету, Яга тоже довольно канонична: в 1964 году Хеллбой расследовал цепочку исчезновений детей, которых похищала и съедала Яга. Интересно, что ужасающий факт запекания мальчиков и девочек корнями уходит в ещё один обряд древних славян. Наши предки якобы «выпекали» детей: ребёнка клали на деревянную лопату и трижды засовывали в печь, дабы вылечить рахит. Никаких обжигов и приготовлений не было — только попытки избавиться от болезни.
В комиксе авторы придумали для героини дополнительную историю: якобы она связалась с Распутиным и выбрала его отцом нового поколения. Чтобы его дух был в безопасности, Яга поместила его половину в корни дерева Иггдрасиль. Параллельно с этим героиня успела пообщаться и с Кощеем: она воспользовалась его страхом потерять свою душу. В фольклоре же персонажи обычно отделены друг от друга. Яга топит за матриархат, а Кощей как раз-таки отнимает у женщин власть. Именно поэтому он постоянно их крадёт, а бедным Иванам приходится идти за ними в другой мир.
Внешне похожи на оригинальную Ягу героини из комиксов DC Fables Hangmen и Sandman #38. Они тоже гоняют в ступах и предпочитают пищу человеческого происхождения:
Sandman #38
— Artem Bizyaev (@ArtemBizyaev) February 26, 2021
Почти канон. Видимо, тут у Яги был хороший на детишек год. pic.twitter.com/9zGWn11z6D
Было бы странным скипнуть российский хоррор Святослава Подгаевского «Яга. Кошмар тёмного леса». Яга здесь — лишь метафоричный образ без плоти. Она состоит из красных нитей, а её подчинённая — няня под прикрытием — забирает себе атрибут костяной ноги. Подгаевский не забывает упомянуть, что Яга — проводник между мирами. Но дом у неё без курьих ног, квартиры местных россиян — с высокими потолками и отдающие американскими интерьерами. Казалось бы, и жанр, и тематика, и «славянские корни» — всё располагает к хорошей истории с сильным фольклорным бэкграундом. Однако режиссёр этим не пользуется и интерпретирует Ягу на свой, подгаевский, лад.
Яга — кошмар в проработке героя
Чем дальше в лес — тем больше дров в образах Яг. То ли от желания добавить знакомого всем персонажа, то ли для широкого кругозора, но очень часто в поп-культуре мы встречаем довольно блеклых Баб Яг. Некоторые авторы вытаскивают из героинь всю начинку, забыв положить новую.
Так, например, во франшизе «Последнего богатыря» Яга выглядит обычной старушкой: она путешествует в компании сказочных героев и знать не знает о своей миссии проводника из мира живых в мир мёртвых. Ей выдали список заклинаний и магические ягоды, ступу и избу, но большее давление на героев она оказывает с помощью ковша: им она бьёт Кощея, чтобы тот вспомнил важную для героев деталь.
Некоторые авторы любят миксовать Ягу с другими вселенными: так в DC Super Friends #21 героиня сражается с Чудо-женщиной, а свою магическую мощь использует, чтобы терроризировать разумный лес. В Captain Britain Vol 2 #11 её вообще скрестили с Горгоной:
Сильнее всех угорели ребята из Марвела.
— Artem Bizyaev (@ArtemBizyaev) February 26, 2021
Вы только посмотрите на эту горгонообразную зомби Ягу из выпуска Captain Britain Vol 2 #11 pic.twitter.com/YklZiN5l1l
Яга не пролетела и мимо игр: ей посвящены целые тайтлы вроде Baba Yaga. Здесь она тоже не особо харизматичный персонаж. По сюжету, ведьма живёт в избе, но детей не ест: кормит ними свои растения. Внешне разработчики решили сделать её духом в маске, довольно симпатичным, но вольным по интерпретации.
Яга встречается в виде мода и в Fortnite, где изба вдруг обзавелась функцией полёта. Примерно такой же скудной показана героиня и в Rise of Tomb Raider Baba Yaga the Temple of the Witch.
Интереснее её показали авторы Yaga. Здесь вы играете за кузнеца Ивана, который вынужден выполнять задания царя-самодура. Баба Яга же помогает герою в битвах с боссами типа Лиха или дракона Букавака. Подсобить Ивану — одна из функций героини и в фольклоре. Из трёх вариаций Яги — похитительница, воительница и дарительница — именно последний предполагает, что старуха поможет Ивану найти Василису. Как и примерно всё в фольклоре, этот ход тоже не случаен. Раз Яга у нас топит за матриархат, а Кощей похищает женщин и их власть, то в интересах старухи помочь Ивану отвоевать царевну у костлявого злодея.
Сущностью Яги в Scooby-Doo! прикрывали куратора Вронского: он прятался в образе старухи с зеленовато-серой кожей и светящимися глазами. Героиня (или герой?) жила в избе, которая управлялась пультом Вронского и могла подниматься с земли.
Как видите, среднестатистических Яг достаточно много в поп-культуре. Они уже не особо криповые, но ещё не милые старушки. Иногда в них нет как такового смысла, а иногда вложена новая интерпретация. Но ещё много примеров, где Яга — добрейший одуван, за которым страшно предположить, что скрывается такой фольклорный изверг.
А может Яга — не такой уж и кошмар?
Переедем в российскую анимацию, которая питает ну очень много любви к Ягам. Здесь и героиня из «Домовёнка Кузи», безуспешная хозяйка, ворующая домового, дабы усмирить убегающую вечно избушку. Здесь и Яга из мультфильма по пьесе Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»: она не злая, и не такая уж добрая. Обычная старушка, живущая на опушке леса, смотрящая футбол по тарелке с молодильным яблочком и страдающая от лесных жителей. Она плохо управляется с магией, а от пришедшего к ней Генерала ей нужно только мужское внимание.
Примерно такой же, уставшей от жизни и уединённой выглядит Яга в «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче», где она сидит в долгах у Колывана, чиллит на болотах — в целом, отшельничает как не в себя.
К Яге обращался и Миядзаки в короткометражке Mr. Dough and the Egg Princess. Здесь Яга пытается вернуть Яичную принцессу, сбежавшую от неё. Длинные ногти-когти, метла, седые волосы дополняются здесь клыками и выпученными глазами — и выходит альтернативная версия.
Иначе разговаривает про Ягу книга The House with Chicken Legs — этакая детская литература, но во многом обгоняющая по фольклорной нагрузке взрослые тайтлы. Яга здесь служит проводником в загробный мир, и книга особенно хорошо рефлексирует об этом. Нравится ли Яге и её преемнице такая миссия? Хотели ли они жить иначе? Каково это — каждый день видеть мертвецов, но никогда — живых людей?
Мы — Яги, и наш долг — дарить им [мертвецам] этот последний вечер, когда они могут пережить заново свои самые яркие воспоминания и отпраздновать, что жили на этом свете, перед тем как переступить через границу миров и вернуться к звёздам.
Избушка-избушка, повернись к лесу задом!
И, конечно, стоит поговорить про дом Яги. В эпоху тотемизма изба (или домовина) была сооружением, где хоронили мёртвых финно-угорские народы. Изба стоит на границе миров, потому Иван постоянно просит её повернуться и не может сам обойти здание.
В поп-культуре избушку показывают либо простым зданием без курьих ног, либо традиционно на них. Часто ещё авторы добавляют двигательную функцию, так что здание способно перемещаться — чего в сказках обычно не бывает. Дальше всех ушли создатели «Последнего богатыря» — в конце сиквела у двух изб рождаются избушата, что с пониманием изначального значения дома Яги выглядит крипово.
Занятно выглядит чертёж избы в мультфильме «Новые приключения Бабки Ёжки». Здание внешне ничем не отличается от канона:
Образ Бабы Яги прочно засел в поп-культуре, причём мировой. Комиксы, фильмы, анимация — везде успела побывать Яга. Где-то она выглядит забавной, а где-то — зловещей. Но к сожалению, мало кто из авторов старается рассказать её фольклорную историю. Хотя бы одну из — а мы, как теперь знаем, их предостаточно: на любой вкус, жанр и сюжет.