Мэттью Вон, несколько лет подряд снимавший ленты по франшизе Kingsman, решил отдохнуть от визуальных признаний в любви шпионскому жанру и выкатил… очередное признание в любви шпионскому жанру. Фильм «Аргайл: Супершпион» (Argylle) вышел в мировой прокат 1 февраля 2024 года. Мы ознакомились с картиной и выяснили, что смотреть на приключения секретных агентов под новым углом режиссёр готов только половину хронометража, а потом ему резко становится скучно, и он возвращает нас к привычной «кингсмановщине».
По сюжету, плодовитая писательница Элли Конвей (Брайс Даллас Ховард) за пять лет выпускает четыре романа о шпионе Аргайле (Генри Кавилле с причёской в стиле «твой кастомный персонаж среди NPC в кат-сцене») и готовит к релизу пятую книгу. Однако у героини возникают проблемы с написанием концовки без клиффхэнгера. На это обращает внимание её мать, и девушка едет в гости к родителям за вдохновением. Тут в её жизнь резко врывается уже настоящий суперагент Эйден (Сэм Рокуэлл) и объясняет, что сюжеты произведений Элли предсказывают судьбу одной теневой организации, сотрудники которой хотят её ликвидировать.
Изначально казалось, что весь юмор фильма будет строиться на противостоянии поп-культурного прилизанного шпионства и неприглядной реальности. На фоне педантичного и одетого с иголочки Аргайла, который не теряет самообладания даже в схватках, хамоватый, неопрятный и дерущийся подручными средствами Эйден выглядит комично.
Однако далее вместо деконструкции остальных клише Бондианы мы получаем карикатурного Брайана Крэнстона в образе злодея, который не прощает ошибок своим миньонам, и сцены, где мегахакеры рандомно клацают по кнопкам клавиатур и взламывают базы данных. Затем визуальные галлюцинации героини с Аргайлом-Эйденом снова заставляют нас поверить, что вся фишка тут в сравнении стильного книжного персонажа и прущего напролом, но эффективного реального человека. Это усыпляет нашу бдительность, лишь иногда вызывая недоверие парочкой как будто нелогичных сюжетных поворотов.
Но спустя полфильма — осторожно, спойлеры! — мы резко просыпаемся уже совсем в другой реальности вместе с главной героиней. Оказывается, что Элли Конвей — не литературная ясновидящая, а бывшая активная участница шпионских игр, которая фонтанирует случайными воспоминаниями о прошлой работе с помощью книг. Нагромождение из попыток обыграть шпионские клише рушится. Как будто авторы в середине работы над сценарием устали от бесперспективности собственной задумки и решили снова снимать Kingsman (ну и черновики продолжения были под рукой). Но не выбрасывать же написанное, да и два отдельных фильма делать как-то накладно…
С этого поворотного момента сценарный пулемёт начинает выпускать друг за другом плот-твисты и классику жанра: кома, амнезия, подставные семьи, двойные агенты, ТРОЙНЫЕ агенты, встречи с информаторами, сцены в духе «а я тогда не умер, потому что пуля прошла в пяти миллиметрах от сердца, смотрите флэшбек, короче», замаскированные базы с навороченной техникой. И даже Эйден из не самого приятного напарника внезапно превращается в почти такого же обаятельно агента, как и Аргайл.
Чтобы от постоянных сравнений с Kingsman не смог отделаться уже никто, Мэттью Вон под самый финал вываливает три креативных экшен-сцены подряд. Сначала герои раскидывают болванчиков, танцуя с пушками в цветном тумане дымовых гранат, потом устраивают кровавое катание на коньках с ножами вместо подошв, а в финале происходит драматичное столкновение под гипнозом.
Во время работы секретным агентом протагонистка была собачницей, а после трансформации в писательницу резко стала любить кошек. Эйден так и не догадался, почему его подруга после амнезии полюбила новый вид питомцев, а мы не поняли, зачем авторы «Аргайла» создали этого киношного котопса и не разделили его при рождении.
Возможно, тогда мы имели бы два средних, но самостоятельных шпионских боевика, а не одного запутавшегося в узел мутанта. Этот зверь тянется в разные стороны, дразнит зрителей вероятной связью с основной веткой Kingsman и сводит всех с ума возникшей из ниоткуда реальной Элли Конвей aka Тейлор Свифт под псевдонимом (по сети гуляют конспирологические теории о внезапной связи певицы с миром «Аргайла»), выпустившей роман о супершпионе прямо перед премьерой фильма…