Мультсериал «Аркейн» определённо покорил не только фанатов «Лиги Легенд», но и зрителей, не шарящих за игру, войдя в топ-10 англоязычных сериалов на Netflix в 85 странах. Мощно и кайфово в плане картинки, но сюжетку и сценарий кинокритики не особо оценили — мы уже писали об этом. Часто в истории есть банальные и предсказуемые ходы, но мы всё же решили повнимательнее взглянуть на героев.
Осторожно, спойлеры!
У каждого своя история с довольно травмирующим прошлым, благодаря чему мы можем понять мотив героев и все причинно-следственные связи. Персонажи продуманы, раскрыты, ты ощущаешь их живыми и объёмными. Как и реальные люди, герои не всегда выбирают только светлую или тёмную сторону, из-за этого ты не можешь сложить однозначное отношение к большинству из них.
Естественно, у зрителей появляются любимчики, и достаточно быстро альт-тикток стал поклоняться Джинкс, Вай и Кейтлин. Про двух последних можно написать отдельную статью, поэтому для начала мы решили взяться за Джинкс, а именно за её беды с башкой (всё научно и профессионально: мы взяли комментарии психиатра и психолога, а статью пишет авторка с тремя диагнозами).
Паудер
Детство Паудер, в будущем Джинкс, — одна сплошная травма. Сначала вместе с сестрой они становятся свидетелями убийства родителей — уже тут можно углядеть ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Вместе с другими сиротами сестёр под своё крыло берет Вандер, владелец бара в нижнем городе, который пользуется уважением многих его жителей, так как сыграл большую роль в восстановлении города после войны. Новая семья, забота и любовь Вандера и старшей сестры, вероятно, сглаживает боль от потери близких.
Но в этой новой семье Паудер не признают. Точнее просто постоянно говорят, что она обуза, и именно из-за неё вылазки их компашки оборачиваются неудачами. Вай, конечно, её защищает, но тут проглядывается комплекс неполноценности, несмотря на то, что Паудер, на самом деле, талантливая и мастерит всякие крутые взрывчатки и технологичные штуки. В любом случае она ребёнок, и это больно. Но дальше будет ещё больнее.
Джинкс
Новая глава в травмах Паудер начинается с того, что при очередной вылазке её оставляют дома — она чувствует себя беспомощной, и у неё случается истерика. Уже тут можно заметить резкие интенсивные эмоциональные скачки. В попытке всех спасти от Силко, криминального авторитета нижнего города и бывшего друга Вандера, Паудер становится причиной смерти своих друзей и Вандера, который был ей как отец. А неприятие со стороны Вай в момент, когда младшей сестре была необходима поддержка, окончательно ломает последнюю. И в очередной раз у нас ПТСР. Симптоматика этого расстройства у Паудер красочно продемонстрирована: постоянные флешбэки, голоса прошлого и образы умерших друзей, которые преследуют её с момента трагедии.
В последующем Паудер растит человек, из-за которого собственно и случилась трагедия — Силко. А окружает его свора малоадекватных убийц, которые отказываются принимать героиню, так как считают сумасшедшей. Мы видим, как уже Джинкс (её новое имя) не может избавиться от призраков прошлого: её преследуют галлюцинации, она становится агрессивной и неконтролируемой, её боятся. Без лишних раздумий Джинкс начинает убивать людей — даже тех, кто на её стороне, взрывает здания, при этом не теряя надежды найти сестру.
Поиски по итогу оканчиваются успехом, но для самой Джинкс встреча с Вай оборачивается триггером. Она сталкивается с противоречиями, которые буквально разрывают её изнутри. Джинкс гиперфиксируется на сестре: то радуется ей, то ненавидит (такое поведение, кстати, часто проявляется у людей с пограничным расстройством личности). Финально её добивает ещё одна потеря близкого человека, Силко, который по факту-то злодей, но всё же он её вырастил и даже вроде был с ней добр, что стало последней каплей в океане травм, в котором Джинкс тонет.
Это очень трудно для неё: множественный травмирующий опыт, который постоянно триггерят, отсекая возможность восстановления психики. Мы буквально наблюдаем в «Аркейне», как с самого детства разрушается личность Джинкс. Когда осознаешь, что окружающие тебя люди переживают похожий опыт, становится страшно, ведь любая выдуманная вселенная — метафора на реальный мир.
Репрезентативность
Однако не стоит забывать, что это мультсериал, поэтому тут определённо стоит вопрос репрезентативности психического состояния Джинкс в реальном мире. Мы решили, что стоит спросить об этом у специалисток Mental Health Center, клинического психолога Екатерины Дмитровой и психиатра Анны Корендюхиной:
«Джинкс подвергалась огромному количеству насилия, в том числе физическому и эмоциональному. Опыт отвержения со стороны друзей, сестры, смерть близких — это те факторы риска, которые могут способствовать развитию большого количества психических расстройств. Ключевыми синдромами будут эмоциональная дисрегуляция и импульсивность, но сами по себе они неспецифичны и встречаются при большом количестве психических расстройств, таких как БАР, СДВГ, ПРЛ и КПТСР.
Очень сложно ставить какой-либо диагноз герою мультфильма, поскольку сценаристы, писавшие данного персонажа (вне зависимости от того, имеют ли они опыт переживаниях психических расстройств или нет) могут смешать большое количество различных симптомов, которые будут хорошо смотреться в сюжете, но при это не будут иметь никакого отношения к тому, как действительно выглядит человек с тем или иным психическим расстройством.
Зачастую в работе врача мы сталкиваемся с тем же: набор симптомов очень большой, и для правильной постановки диагноза требуется намного больше информации, чем то, что нам показывают в фильмах/сериалах».
Психрасстройства в кино и мультсериалах
Современный тренд заботиться о своём ментальном здоровье бесспорно радует и не обходится без репрезентации в мультах и сериалах. Персоны с психическими расстройствами становятся видимыми, и у них появляется больше возможностей быть понятыми и принятыми обществом, а заодно получить необходимую помощь и поддержку.
Например, у Коня БоДжека ПРЛ (пограничное расстройство личности). Такой же диагноз стоит у героини испанского сериала «Стыд» — в оригинальной (норвежской) версии сериала у одного из героев диагностировано БАР (биполярное аффективное расстройство). Также БАР поставлено у Йена из сериала «Бесстыжие» и у Ру из «Эйфории». В общем, сейчас введение в сюжет героев с расстройствами — обычное и, на наш взгляд, благое дело. Ведь зритель привыкает и адаптируется к тому, что рядом с ним могут существовать абсолютно разные люди. Повышается терпимость и этичность к персонам, принадлежащим к малозащищенным группам.
Конечно, ситуация спорная, ведь часто киношники гиперболизируют или подают истории под густым соусом иронии и сарказма. Или наоборот эстетизирует образы психрасстройств, что вообще не классно.
«Сложно судить о романтизации персонажа, потому что это двунаправленная история, как две стороны качелей, на которых мы качаемся: с одной стороны, это повышает видимость психических расстройств и нормализует сам факт возможности говорить о них и показывать. А с другой стороны, это та же стигматизация, когда показан нерепрезентативный образ человека с психическим расстройством, который укрепляет стереотипные представления общества, и показаны желательные особенности. В таких случаях представленный образ становится очень желанным для других людей, при это будут игнорироваться реальные проблемы, которые приносят страдание и дистресс», — рассказали специалистки Mental Health Center.
Однако, на наш взгляд, это всё равно кайфовый опыт для зрителя: у людей без диагнозов есть возможность увидеть разнообразие и симптоматику. К тому же благодаря определённым жанрам легче принять особенности своих знакомых, друзей, родственников. Для персон с расстройствами это также классный опыт, ведь есть персонажи, с которыми они могут себя ассоциировать. От этого может становиться легче, ведь есть герой, который разделяет с тобой этот неприятный опыт. Такая вот своеобразная поддержка.
Если представить Джинкс без предполагаемых нами психических расстройств, то, естественно, сюжет сложился бы совсем иначе. А точнее Джинкс бы не было совсем, осталась только Паудер. Не было бы этих кислотных флешбэков, которые стали следствием ПТСР. И, вероятнее всего, героиня получилась бы менее импульсивной и агрессивной — рискованное поведение и вспышки гнева часто выступают симптомами ПРЛ.
Её гиперфиксации и навязчивые идеи также могут быть признаками ПРЛ и БАР. Также импульсивность — один из критериев для постановки СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), как и попытки удержать на себе внимание (чего Джинкс и добивается от Вай).
Паудер — героиня, которую мы никогда не узнаем, так как это иной сценарий и другая, более здоровая история. Единственное, что от нее остаётся в сериале, — слабые отголоски, которые Джинкс окончательно закапывает в финале первого сезона. О Джинкс ранее было мало что известно, она не особо раскрывалась в игре или комиксах, но теперь, зная пережитый ей опыт, мы можем понять, почему она стала таким персонажем.