В январе 2025 года стартует второй сезон аниме «Туалетный мальчик Ханако», которое основано на известной страшилке. Для японской анимации характерны отсылки на богатую местную мифологию и фольклор. Многим тайтлам удаётся даже переосмыслить верования, легенды и старые представления об устройстве мира. Напоминаем, о чём был первый сезон «Туалетного мальчика Ханако» и рассказываем о других аниме, по-новому представляющих духов, кицунэ и ёкаев.
«Туалетный мальчик Ханако» (Jibaku Shounen Hanako-kun), с 2020, Lerche
Ходят слухи, что в женском школьном туалете обитает призрак девочки Ханако, который может исполнить желание за определённую плату. Главная героиня Нэнэ Ясиро обращается к духу в надежде на помощь в любви, но вместо этого втягивается в мир сверхъестественного, становясь помощницей Ханако, который на самом деле мальчик.
Аниме переосмысляет известную японскую легенду о призраке Ханако-сан, обитающей в женском туалете. Дух часто представляется мстительным. За вторжение в своё пространство Ханако может отправить детей в ад. В аниме Ханако-кун предстаёт добродушным, хотя и загадочным, персонажем с тёмным прошлым.
Аниме цепляет ярким визуалом, а также удачным сочетанием комедии с мрачными темами. Духи в этой истории воплощают городские легенды и школьные страшилки, при этом часто обладают человеческими чертами, что добавляет драматизма их историям.
«Инари, лисицы и волшебная любовь» (Inari, Konkon, Koi Iroha), 2014, Production IMS
Школьница Инари за свою доброту получает от богини Уканомитама способность принимать облик других людей. Однако новое волшебное умение приносит множество неожиданных проблем. Инари задумывается, насколько правильно использовать эту способность, что добавляет глубины её персонажу и подчёркивает основную мысль аниме — необходимость быть честным с собой и другими. История сосредоточена на отношениях между людьми и божествами, при этом фольклорные элементы гармонично переплетаются с обычными школьными и романтическими сюжетами.
В аниме кицунэ представлены как помощники богини, а их взаимодействие с людьми наполнено юмором и теплотой. Имя главной героини, Фушими Инари, отсылает к главному святилищу ками Инари — богини лисиц, плодородия и риса. Сами образы японских божеств комично переосмыслены и наделены человеческими чертами. Так, ками Сусаноо выглядит как босодзоку, член японской субкультуры байкеров, а Ука, подарившая Инари силу, — геймер и отаку.
«Тетрадь дружбы Нацумэ» (Natsume Yuujinchou), с 2008, Brain's Base
Это душевная история о подростке Такаши Нацумэ, который с детства видит духов. Он наследует «Тетрадь дружбы» — список имён ёкаев, связанных договорами с его бабушкой. Нацумэ решает вернуть свободу этим существам, несмотря на угрозы со стороны некоторых из них.
Аниме отличается тёплой и меланхоличной атмосферой. Духи в нём представлены не страшными существами, а сложными персонажами, личностями с собственными чувствами и желаниями. Чего только стоит котик Мадара — могущественный ёкай, который хочет заполучить Тетрадь, но в то же время не может бросить Нацумэ в беде.
Ёкаи часто оказываются жертвами обстоятельств или человеческой жестокости. Каждая серия раскрывает отдельную историю, где прошлое существ часто пересекается с судьбами людей. Темы одиночества и поиска взаимопонимания делают «Тетрадь дружбы Нацумэ» особенно трогательной. В конце 2024 года вышел уже седьмой сезон этой истории.
«Девушка-демон Дзакуро» (Otome Youkai Zakuro), 2010, J.C. Staff
Действия разворачиваются в альтернативной эпохе Мэйдзи (1868-1912), где ёкаи — полноценная часть общества, вынужденная сосуществовать с людьми. Дзакуро, наполовину человек, наполовину ёкай, вместе с другими полукровками и их человеческими напарниками решает конфликты между двумя мирами.
Ёкаи, обычно изображаемые загадочными или устрашающими, здесь интегрированы в общество людей и стремятся найти своё место в быстро меняющемся мире. Они олицетворяют традиционный японский быт, верования, традиции, а люди представляют новую идеологию страны, направленную на модернизацию. Аниме поднимает вопросы культурной ассимиляции, ксенофобии, а также взаимодействия традиций и прогресса.
«Мастер муси» (Mushishi), 2005-2015, Artland
Странник Гинко путешествует по миру и помогает людям, столкнувшимся с «муси» — примитивными существами, невидимыми для обычного человека. Эти создания не имеют злого умысла, но их взаимодействие с людьми может быть опасным. Например, можно оглохнуть на одно ухо, если в нём поселится муси, который питается звуками. В каждой серии зрителю, как страннику, предлагается услышать одну историю, а затем отправиться дальше в путь.
Муси не похожи на классических духов. Они представлены как нейтральные силы природы, которые могут как помогать, так и вредить людям. Аниме исследует отношения между человеком и природой, задавая вопросы о том, как наши действия влияют на окружающий мир и на баланс в нём. Медитативный темп повествования, потрясающие пейзажи и философия синтоизма делают «Мастера муси» уникальным в своём жанре.
«Загугли это, Коккури-сан!» (Gugure! Kokkuri-san), 2014, TMS Entertainment
Девочка Кохина живёт одна в большом доме, представляет себя куклой и ест одну лишь лапшу быстрого приготовления. Как-то раз во время гадания она случайно вызывает духа-кицунэ Коккури, который, увидев образ жизни Кохины, решает остаться с ней в роли опекуна.
Эта комедийная история основана на японской городской легенде о духе-лисе, которого можно вызвать через спиритический ритуал. Аниме играет с традиционными представлениями о духах, поэтому Коккури здесь не устрашающий и таинственный кицунэ, а заботливый, но слегка занудный персонаж, вынужденный справляться с человеческими трудностями.
Духи в аниме поданы через комедийную призму. Так, Коккури и Инугами (пёс-оборотень в японской мифологии) часто соперничают за внимание Кохины, а тануки Сигараки изображен ленивым и любящим выпить.
«Мононокэ» (Mononoke), 2007, Toei Animation
Таинственный странник, называющий себя Аптекарем, торгует снадобьями и с помощью волшебного клинка изгоняет мстительных духов — мононокэ. Чтобы успокоить и освободить такого духа, необходимо узнать его форму, сущность и понять, зачем он пришёл.
Духи здесь глубоко символичны: они появляются из-за человеческих страстей и грехов. Мононокэ тесно связаны с трагическими судьбами людей, чьи секреты становятся ключом к изгнанию. Каждая история посвящена отдельному духу, например, японскому домовому дзасики-вараси. Аниме раскрывает ужасные причины появления мононокэ, что помогает переосмыслить классические сюжеты о злобных духах.
Кроме того, «Мононокэ» удивляет обилием отсылок на японскую мифологию, музыкальным сопровождением в стиле театра Кабуки и необычной рисовкой, стилизованной под старинные гравюры. В 2024 году вышел первый из обещанной трилогии фильм «Мононокэ: Зонтик».
«Домовой дух Татами» (Zashiki Warashi no Tatami-chan), 2020, Zero-G
Короткометражное комедийное аниме о вараси (духе-хранителе) Татами, которая переезжает из деревни в Токио и вынуждена адаптироваться к реалиям большого города. Компанию ей составляет другая нечисть и старик-сосед.
Аниме осовременивает образ вараси через повседневные комичные ситуации. Так, Татами пытается попасть в метро и заработать себе на жизнь. Смешной и милый подход к мифическим существам делает сериал лёгким и приятным для просмотра.
А какое аниме вы бы добавили в подборку?