Совсем скоро в мировом прокате появится аниме «Оглянись» под авторством Тацуки Фудзимото, известного такими работами как «Огненный удар» и «Человек-бензопила». Полный метр расскажет о судьбе Фудзино, рисующей мангу для школьной газеты. Героиня столкнётся с соперницей по перу, со своими страхами и сомнениями. А пока что давайте вспомним другие работы, посвящённые созданию мультипликации и манги.
Манга, зародившаяся как вид карикатуры, давно разделилась на разные жанры и направления. А профессия мангаки популярна и престижна в Стране восходящего солнца. Общественным признанием для мастера своего дела считается, если по его произведениям снимут аниме. И несмотря на то, что рассказывающие о профессиях сюжеты нередки для японской анимации и графических историй, ставить главной темой аниме/манги созданий оных спешат далеко не все. Почему так?
«Бакуман» (Bakuman), 2010 – 2013
«Классика аниме о манге»
Моритака Масиро и Акито Такаги — амбициозные ученики старшей школы. Приятели решают выпускать свою мангу и создают дуэт «Муто Асироги». Путь к становлению великими мангаками тернист, но ничто не сможет остановить главных героев на пути к цели. Быстрое развитие сюжета, характерное для сёнэна, влюблённость Моритаки и неординарность отличника Акито толкают сюжет на множество комичных и нелепых ситуаций. Но нельзя идти по жизни, вечно улыбаясь: конкуренты-мангаки проливают свет на тёмную сторону индустрии.
Моритака и Акито работают без ассистентов, поэтому им втроём (зритель — третий!) приходится вникать в тонкости визуального оформления и сюжетов, свойственных разным жанрам манги. А введение редактора как персонажа позволяет заглянуть за кулисы самих издательств.
«Ежемесячное сёдзё Нодзаки-куна» (Gekkan shôjo Nozaki-kun), 2014
Комедийное сёдзё о создании сёдзё
«Что делать, если парень твоей мечты профессионально рисует мангу и публикуется? Конечно же, помогать ему!» — именно так и подумала главная героиня Тиё Сакура. Ей 16, на первое признание Умэтаро Нодзаки дал ей автограф, а на второе — пригласил в гости, именно там происходит львиная доля действия аниме. У Нодзаки есть ассистенты, помогающие в работе над фонами и текстурами, причём каждый — мастер своего дела и не прочь поделиться премудростями работы с Сакурой, а заодно и со зрителем. Герои детально проговаривают ключевые особенности жанра сёдзё: романтические переживания юной героини, придание персонажам преувеличенно красивых черт, слабая концентрация на окружающем мире
Бесчувственность Нодзаки в повседневной жизни ярко контрастирует с импульсивными и чувствительными ассистентами, что порождает множество комичных ситуаций.
«Скрытые вещи» (Kakushigoto), 2020
Подойдёт не только тем, кто прячет сигареты от родителей
Тайтл рассказывает о выдающемся мангаке — Какуси Гото. Его жизнь наполнена не только рисованием манги для взрослых, но и многочисленными попытками скрыть от десятилетней дочери Химэ свою профессию. Каждый день он уходит из дома в деловом костюме, а на работе переодевается в более свободную и комфортную одежду, хотя поначалу рисовал нагишом. Желая скрыть сам факт существования разврата и своей причастности к его созданию, Какуси ведёт себя как заботливый и любящий отец. Но проявляющаяся временами гиперопека привносит в тайтл много забавных эпизодов.
В аниме раскрывается процесс взаимодействия редактора, авторов и ассистентов, а также правила, которых они должны придерживаться. Таким образом, история отца и дочери расширяется и играет новыми красками.
«Комиксистки» (Comic Girls), 2018
Юные девушки тоже рисуют мангу!
Каоруко Моэта — ученица средней школы и начинающая мангака. Одарённая талантом, но стеснительная и необщительная, своими произведениями она не смогла прославиться. Но главный редактор решил дать ей шанс и прекрасную возможность социализироваться, а заодно прокачать навыки в рисовке манги: он отправил её в общежитие для мангак. Поначалу новое место кажется Каоруко странным, но соседки (тоже мангаки) быстро помогают освоиться. Вместе с героиней зритель будет учиться, как выбирать слои и кисти для рисования графических историй, а также — как развить уверенность в себе и апнуть скиллы.
Все основные герои аниме — девушки. У каждой свой характер, манера рисования и жанр, на котором она специализируется. Таким образом, ознакомившись с аниме, можно получить представление, что и как лучше рисовать новичкам.
«Руки прочь от кинокружка!» (Eizouken ni wa Te wo Dasu Na!), 2020
Когда внимание приковывает даже опенинг
Этому аниме посвящён наш отдельный материал, так что постараемся не повторяться и не спойлерить!
В центре истории — попытка создать аниме с нуля. Именно этой мечтой охвачены три героини: Мидори Асакуса, Цубамэ Мидзусаки, Саяка Канамори. У каждой свои мотивы и таланты. Например, Мидори — неустанно фантазирует, придумывая фоны и события, граница между реальностью и фантазией у неё стирается, в грёзах её поддерживает известная модель — Цубамэ, мастер в отрисовке персонажей. Саяка же отвечает за организацию творческого процесса, финансы, переговоры с партнёрами и бюрократию, короче говоря, она — продюсер. Неординарность героинь взаимодополняется, образуя «работающее» во всех смыслах трио, которому предстоит вникнуть в весь процесс создания аниме: от поиска студии и партнёров до отрисовки деталей с вниманием к физике.
Обилие визуальных стилей и шаткая грань между реальностью и вымыслом почти ломают четвёртую стену, вовлекая зрителей удивительный и насыщенный мир создания аниме маленькой группой школьниц.
«Это сэйю!» (Sore ga seiyu!), 2015
Для тех, кому интересно, кто такие сэйю, и как озвучивается аниме (и не только!)
Сэйю — актёры, озвучивающие персонажей в японском дубляже. «Это сэйю!» рассказывает о буднях «голосов аниме» на примере героинь: Футаба Итиносэ, Итиго Моэсаки и Рин Кохана. Девушки ещё учатся в школе, а в качестве подработки пошли озвучивать аниме. Это вам не котлеты в «Макдональдсе» жарить: в процессе озвучивания сэйю приходится сталкиваться с множественными вызовами, детальным разбором сценария, игрой голосом и так далее. Три подруги мечтают о заветной славе и готовы бороться за место у микрофона.
Тайтл довольно старый, так что не сможет удивить зрителя разнообразием и необычностью визуальных эффектов. Тем не менее, он проливает достаточно света на профессию, чтобы можно было представить, чем и как живут актёры озвучивания.
«Белая коробка» (Shirobako), 2014 – 2020
Серьёзное аниме о том, как создаётся аниме
Во всех ранее перечисленных тайтлах легко можно заметить склонность к комедии и забавным ситуациям. В «Белой коробке» же лежит далеко не самая белая и весёлая история. Здесь рассказывается о технической части создания мультипликации: большой коллектив работает над созданием небольшого аниме-сериала. Причём «Коробка» наглядно показывает существенную разницу между мангой и крупнобюджетным аниме: для создания первой можно обойтись небольшой командой, в то время как запуск даже не многосерийного аниме невозможно осуществить без многочисленного коллектива.
Глазами менеджера, связующего все этапы, лучше виден кропотливый процесс работы над проектом: режиссёр может вдруг решить, что сцена должна выглядеть иначе, или ответственный за отрисовку кадра случайно проспит и не успеет к дедлайну. Обилие действующих персонажей и разнообразие работы, которую они выполняют, поначалу запутывают зрителя, но в этом и состоит весь процесс создания анимации.