В середине лета, 15 июля, выходит «Космический джем: Новое поколение» (Space Jam: A New Legacy) — американский анимационно-игровой спортивный фильм режиссёра Малькольма Д. Ли. Сюжет рассказывает о сыне баскетболиста Леброна Джеймса, который мечтает стать разработчиком игр. Отец и сын попадают в ловушку виртуального пространства. Чтобы выбраться из неё, им потребуется помощь героев Looney Tunes.
В преддверии выхода фильма мы решили вспомнить, как зарождался и развивался гибрид анимации и игрового кино. Кто первый придумал совместить два разных жанра в одном? Каким был первый игровой фильм и почему такой формат до сих пор популярен?
А ещё много интересного про фильмы-гибриды в подкасте «Как у Земекиса». Если больше букв вы любите звуки, то обязательно послушайте их свежий выпуск:
На берегу давайте определимся, что можно отнести к фильмам-гибридам. Анимационно-игровое кино соединяет реальные съёмку и актёров с элементами анимации и вымышленными персонажами. Название формата произошло от английского «Live-action animated film». Интересно, что он совсем не новый, как могло показаться на первый взгляд. История игровых фильмов и мультипликации имеет одну и ту же точку отсчёта.
Первый фильм-гибрид «Очарованный рисунок» вышел в 1900 году. В нём режиссёр и талантливый карикатурист Джеймс Блэктон рисует на мольберте персонажа и взаимодействует с ним — то даёт выпить вина, то дорисовывает ему шляпку; а тот улыбается или выказывает недовольство. Затем художник берёт предметы с полотна, и они появляются в реальности. Фильм представляет собой ленту с анимационными вставками, здесь впервые появляется мультипликация. Покадровая склейка позволяла герою изменять выражение лица — приводила его в движение, что стало прототипом будущей анимации.
Ключевое в этом фильме — невербальное общение героев. Они — персонажи из разных миров, настолько отличающихся друг от друга, что кажется, их взаимодействие невозможно. Но Джеймс Блэктон, доказал обратное, заложив прочный фундамент для развития будущих персонажей Disney, Warner Bros. и других анимационных студий. С «Очарованного рисунка» начинается долгий путь фильмов-гибридов, которые и сейчас показывают, что мультгерои и живые актёры могут и хотят быть друг с другом на одном экране.
Уже на примере «Динозавра Герти» 1914 года, эпохальной короткометражки с рисованными вставками, мы наблюдаем изменение, которое произошло в мире анимации с момента появления первого игрового фильма. Работа имела огромный успех среди зрителей — её автор, Уинзор Маккей, даже перенёс действие фильма на сцену, превратив его в театральную постановку. В ней он предстал дрессировщиком нарисованной Герти.
И если «Очарованный рисунок» был знаковой, но довольно примитивной работой, то «Герти» стала прорывным скачком в мультипликации. Здесь мы видим детально проработанного персонажа со своим характером. Герти открыто показывает эмоции и не всегда слушает, что ей говорит закадровый персонаж. По мысли Уинзора Маккея, одно из призваний мультфильма — показывать зрителям сложных, многогранных персонажей.
Помимо центральной фигуры динозаврихи, которая всем так понравилась, большим плюсом фильма считают реалистичность. Перед созданием героини автор изучил анатомию вымерших животных, рассчитал частоту дыхания, с которой будет дышать Герти. В фильме персонаж двигается плавно (чего не наблюдалось в анимации раньше). Маккей добился этого эффекта с помощью отрисовки по ключевым кадрам — новой техники, в которой промежуточные кадры добавляют после основных.
Более реалистичной анимация стала с изобретением братьями Флейшерами ротоскопа в 1914 году. С его помощью мультипликаторы создавали персонажей, перерисовывая их поверх кадров плёнки. Флейшеры тоже воспользовались своим изобретением и создали несколько удачных образов: клоуна Коко из серии «Из чернильницы», Бетти Буп, секс-символ 30-х, нестереотипного моряка Попая и других героев. Единственный персонаж Гулливер не выстрелил в прокате. Погоня за «волшебным» стилем Диснея обернулась провалом — не хватало рабочих рук, к тому же появились проблемы с сюжетом. А вот серия короткометражек «Из чернильницы» с Коко имела большую популярность — в одной серии клоун танцевал с маленьким братом прямо на мольберте, потом оседлал котёнка или сидел на чернильнице художника.
Позднее ротоскопию применит Уолт Дисней в «Белоснежке», «Спящей красавице», «Золушке» и других проектах.
А вот гибридным фильмом, в котором живой актёр попадает в рисованный мир, стала «Алиса в Стране чудес» Уолта Диснея. Здесь уже не просто создатель-художник общается со своим персонажем — впервые мы видим девочку-актрису в полностью анимированной вселенной. Важно отметить, что до этого нарисованный персонаж был гостем у автора-героя, а теперь уже актёр попадает в анимационное пространство, и он в гостях у мультгероев. Позже эта находка Диснея открыла двери многим авторам в мир анимационно-игрового кино. Например, в фильме «Новый Гулливер» (1935) советского режиссёра Александра Птушко тоже показан отдельный мир лилипутов, вымышленных персонажей, роль которых здесь исполняют куклы. Именно в страну маленьких человечков попадает Гулливер: те даже умудряются связать героя, несмотря на его огромный рост.
В отличие от западных игровых фильмов, в которых чаще используется мультипликация, в отечественных большой популярностью пользуются куклы. Это можно назвать одной из фишек наших мультипликаторов: в будущем на экраны советского кино выйдут несколько культовых работ, в том числе сатирический фильм «Баня» (1962) про изобретателей машины времени и бюрократию, а также милая короткометражка «Босоножка и её друзья» (1975), в которой снова появится вертикаль между человеком и персонажем, в данном случае куклой: игрушечные мишки и зайчики исполняют волю своей хозяйки Наташи, которая в любой момент способна променять их на более «новых» друзей.
В этот период уже ставшие популярными Том и Джерри, персонажи Looney Tunes и другие герои появляются в мюзиклах. На примере «Поднять якоря» с участием принца Джерри, который танцует с одним из моряков, мы замечаем, как органично анимация уживается внутри кино. Фильм «Мечтаю о тебе» с участием Багза Банни также стал одним из первых игровых фильмов.
Обе картины получились успешными, а вот у нашумевшего диснеевского мюзикла «Песня Юга» неоднозначная история: сначала фильм произвёл хорошее впечатление — в 1948 году ему выдали «Оскар» за лучшую музыку, в 2003 году его добавили в список лучших мультфильмов, а позднее он потерял славу и популярность — и всё из-за нетолерантного сюжета картины, где представлена история темнокожего раба Ремуса. Обидно, что сейчас фильм не входит в оригинальную коллекцию «Дисней»: генеральный директор Боб Айгер заявил, что ему нет места рядом с легендарными проектами студии:
Пока я возглавлял студию, я считал этот фильм неподходящим для сегодняшних реалий, даже с дисклеймером перед началом.
Уже на этапе музыкальных фильмов видно, что персонажи становятся полноценными с точки зрения сюжета и графики — отныне грани между живым и вымышленным — нет. И этой тенденции суждено найти своё продолжение в будущих картинах.
К успешным фильмам-гибридам 60-х относится оскароносная картина Уолта Диснея «Мэри Поппинс» 1964 года, которая победила сразу в нескольких номинациях: «Лучшая женская роль», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший саундтрек». Фильм также оказался очень востребованным — его бюджет составил шесть млн. долларов, а кассовые сборы превзошли все ожидания – 102 млн. долларов. Однако автор сказки «Мэри Поппинс» Памела Трэверс была недовольна работой: сюжет фильма и персонажи сильно отличались от оригинальных. Самое главное несовпадение — из суровой няни Мэри Поппинс превратилась в милую, с сияющей улыбкой героиню. Несмотря на претензии писательницы, Дисней сделал фильм так, как задумал. В результате Трэвэрс даже не пригласили на премьеру, но она всё равно приехала. Об этом вспоминал один из авторов песен к фильму, Ричард Шерман:
…она выследила Диснея на стоянке. „Так, — громко произнесла она. — Первое, что нужно убрать — анимацию“. Дисней холодно посмотрел на неё и сказал: „Памела, корабль уже отплыл“...
Помимо сказочных пингвинов, птичек и других животных в фильме присутствуют отрисованные фоновые сцены Лондона, где разворачивается сюжет. Движения персонажей плавные — ощущается присутствие новых технологий, а вставка с Мэри, скачущей на игрушечном коне, в кадр с бегущими мультяшными лошадьми — ещё одно подтверждение тому, насколько продвинулась анимация вперёд. Реакция на Мэри Поппинс удивляла — фильм так понравился аудитории, что в Диснейлэнде решили поставить аттракцион по его мотивам. Позднее он стал настолько популярным, что потеснил легендарный «Полёт Питера Пэна» в парке. Администрации пришлось закрыть проект, чтобы посетители Диснейлэнда обращали внимание на другие аттракционы.
В этот же период фильмы-гибриды активно развиваются в СССР. Возьмём, к примеру, советский короткометражный мультфильм «Только не сейчас» (1962), который очень напоминает диснеевскую «Алису» (1923). Он тоже содержит в себе отдельные отрисованные миры: в нём главный герой перемещается во времени и попадает в разные эпохи со своими мультгероями. Интересно, что путешествовать мальчику помогает вымышленный персонаж Сейчас, песочные часы. Герой взаимодействует с мальчиком, и тот постоянно просит его о чём-то: то помочь с экзаменом, то вернуться домой к маме.
Эпоха 80-х и 90-х привносит в фильмы-гибриды детективную и сексуальную тематику. На смену милым историям дружбы приходят сюжеты с интригами, например, предполагаемая измена Джессики Рэббит в «Кто подставил Кролика Роджера?» (1988). Появляются любовные, а иногда даже откровенно сексуальные мотивы харассмента: в фильме «Злые мультяшки» (1992) в одной из сцен, где анимированный монстр насилует одну из подруг Роксану. Нарисованный волк жёстко хватает девушку за грудь и говорит, что у неё «классные сиськи». Затем лапает в других местах, пока она пытается вырваться, призывая подруг прийти ей на помощь. Выглядит вполне себе серьёзно, хотя графика в фильме ещё не на таком уровне, чтобы поверить в происходящее.
Задумку новаторов не все оценили положительно. «Злые мультяшки» получил среднюю оценку 3,29 из 10, идею фильма «Кролика Рождера» совместить детективный сюжет в стиле нуар с мультяшками забраковали — показалось, что это две несочетаемые друг с другом вещи. Но Кролику повезло — фильм всё равно был оценён по достоинству: несмотря на опасения режиссёров, картина окупила потраченные на неё 70 миллионов долларов, хотя изначально фильм не зашёл тестовой группе. Она состояла из парней и девушек +/- 18-ти лет, что же им не понравилось? Режиссёр Земекис не стал разбираться, и всё равно выпустил фильм без правок. В итоге «Кролик» не подвёл создателя.
Анимационные персонажи перестают быть детскими во всех отношениях: кролик Рождер пьёт виски и подозревается в убийстве магната Марвина, Джессика соблазняет живых мужчин-актёров (причём они знают, что она мультяшка, но это их не останавливает), Холли Вуд из «Параллельного мира» (1992) «натурально» занимается сексом с художником, который её нарисовал, на виду у подглядывающих мульгероев — всё это говорит о стирании границ между мультяшкой и актёром, отныне между ними возможны любые отношения и взаимодействия.
Чем ближе мы двигаемся к 2000 году, тем больше заметен новый тематический поворот в анимации: теперь режиссёры обращаются к героическому сюжету и невероятным приключениям — это прослеживается в «Космическом джеме» (1996), где Майкл Джордан должен спасти героев Looney Tunes от инопланетян, в «Осмосе Джонсе», где происходит битва за жизнь героя Фрэнка в его же организме, а также в «Приключениях Паддингтона» и «Стюарте Литтле», более поздних работах, выполненных в 3D-анимации. Мышонок Стюарт попадает в семью, и становится её полноценным членом. Но коты семейства не согласны породниться со Стюартом, и тут начинаются приключения мышонка, вечно убегающего от своих пушистых врагов. Главное, что Джордж и родители любят его — здесь прослеживается линия дружбы и привязанности между героем и людьми. Тем временем мишка Паддингтон — полностью самостоятельный герой. Он уже не зависит от кого-либо, сам приезжает в Лондон, ищет здесь друзей, неплохо говорит по-английски — всё это говорит о его человеческой натуре, мультгерой теперь занимает центральное место в фильме, а живые актёры только раскрывают личность Паддингтона.
Трёхмерная графика позволила зрителям увидеть нарисованных персонажей по-новому — они стали восприниматься иначе: их мимика, жесты, поведение почти неотличимы ни по плавности, ни по техническому исполнению от реальных. Конечно, многие зрители до сих пор предпочитают старые-добрые 2D-мультфильмы.
А пока мы следили за эволюцией фильмов-гибридов, в прокат вот-вот выйдет «Космический джем: Новое поколение», где вместо Джордана сыграет Леброн Джеймс, а Лола Банни немного изменит свой облик: вместо коротких шортиков и топика, у неё появится полноценная спортивная форма. По словам режиссёра фильма Малькольма Ли, Банни перестанет быть объективированной: у неё появится больше человеческих черт, а сама она будет сильным персонажем, но при этом сохранит свою женственность. Интересно, что раньше многие фильмы по типу «Кролика Рождера» и «Космического джема» выезжали за счёт своих сексуально-привлекательных героинь. Сейчас всё движется в сторону естественности, и этот тренд не обошёл стороной даже мультяшных персонажей.
Плюс зимой этого года мы посмотрели фильм-гибрид «Том и Джерри», где ребята гоняются друг за другом уже не дома, а в престижном отеле. Бесконечные драки и преследования двух героев традиционно продолжаются. Несмотря на то, что Том и Джерри нарисованы, результаты их столкновений оказываются реальными — настоящие стёкла бьются, в номерах отеля творится хаос. Стоит заметить, что в центре фильма — история главной героини Кайлы и предстоящей свадьбы в отеле, а не линия с Томом и Джерри. Это может расстроить фанатов, ведь название фильма обещает новую историю давних противников.
Что касается фильма, то публика осталась в недоумении, зачем нужно было снимать очередную картину с Томом и Джерри: легендарный сериал и так все смотрели, а в фильме кроме обычных перепалок кота и мышонка ничего особенного не показали, если не считать довольно банальную линию с Хлоей Морец. По мнению кинокритика Джейсона Бейли из The New York Times, актёры в фильме действительно забавные, главная героиня очаровательна, но всё это никак не связано с Томом и Джерри. Плюс, сегодня игровые фильмы уже не в новинку. Это значит, что уже порядком избалованная современная аудитория не воспринимает фильм-гибрид так, как это делали люди из прошлого века (с нескончаемым «Вау»), а значит, смысла в создании этой картины, по сути, не было — сюжет провисает, а вражда Тома и Джерри — предсказуема.
Пройдя долгий путь, фильмы-гибриды заметно изменились: как по форме, так и по содержанию. На примере с «Герти» и «Очарованным рисунком» мы видим, что в начале мультгерои ещё не были самостоятельными.
Ближе к середине 20-го века герои приобретают независимость и становятся более детальными: у них появляется собственный мир, куда уже приходит актёр-гость, как это было в диснеевской «Алисе в стране чудес», а позже в советском «Новом Гулливере» и «Только не сейчас». Персонажи поздних работ таких, как «Песни Юга», «Поднять якоря», пускаются в приключения с «реальными» товарищами.
Фильмы-гибриды конца 80-х и 90-х показывают мультгероев с новой стороны: оказывается, они могут быть преступниками, а любовные отношения между настоящим актёром и выдуманным персонажем становятся нормой. Если говорить о графике, то с приходом 3D внешний облик мультгероев становится реалистичнее.
Сложно объяснить, почему фильмы-гибриды до сих пор популярны. Наверно, это один из способов представить, каким был бы мир, если бы в нём жили мультгерои, вообразить, что вы можете подружиться с любимым персонажем в реальности. А может, для кого-то это просто экзотика — хочется, например, посмотреть схватку Тома и Джерри на фоне реальных улиц. Посмотрим, сможет ли удивить и вдохнуть новую жизнь в этот формат приближающаяся премьера. А пока ждём «Джем», завариваем чай и готовим тосты.