29 июня 2012 года состоялась российская премьера «Нового Человека-паука» (Amazing Spider-Man), перезапуска истории о Питере Паркере, в которой Сэма Рэйми в режиссёрском кресле сменил Марк Уэбб, а Тоби Магуайра в костюме Спайдермена — Эндрю Гарфилд. Фильм оказался коммерчески успешным, как и сиквел, но получившаяся дилогия популярной не стала. Вспомнили о ней вновь лишь после оглушительного успеха «Человек-Паук: Нет пути домой», а фанаты даже запустили петицию с требованием обеспечить Гарфилду триквел. Кинокритик Иван Афанасьев размышляет, чем фильм Марка Уэбба хорош, а заодно выдвигает идею для третьего фильма в серии.

В своё время я пропустил первого «Нового Человека-паука» и начал сразу со второго — исключительно из-за персонажа Электро. И тогда Эндрю Гарфилд на меня впечатления не произвёл. Казалось даже, что это вполне себе мискаст: слащавый Человек-паук, серьёзно? Кто бы знал, что позднее Marvel возьмут на эту роль Тома Холланда… Но время шло, Гарфилд заявил себя как большой актёр в таких фильмах, как «Молчание», «По соображениям совести» и «Тик-так… БУМ!», а я перестал делить людей на «слащавых» и не очень (в конце концов, все мы немного Кирпич из «Большого куша»). И теперь просмотр «Нового Человека-паука» был уже более осмысленным — и могу смело сказать, что ни зрители, ни студии вовремя не разглядели в этом герое одно из лучших воплощений нашего любимого супергероя. Опомнились поздно — и едва ли теперь самый волосатый из Питеров Паркеров получит заслуженный триквел. Но чем Зелёный гоблин не шутит?

Что же касается «Нового Человека-паука», то это, определённо, была маленькая революция в жанре. Герой Гарфилда — совсем иная формация Спайдермена, нежели в интерпретации Сэма Рэйми или Джона Уоттса. Клипмейкер Марк Уэбб, до этого отметившийся культовым ромкомом «500 дней лета», мог превратить фильм в модную рекламу знаменитого красно-синего костюма. Но он пошёл по другому пути — добавил картине… окей, если не реалистичности, но как минимум реализма. Чувствительный милаш Тоби Магуайр и дуропляс Том Холланд — прекрасные варианты Человека-паука, но их истории были, в первую очередь, блокбастерами, скрещёнными с комедией и мелодрамой (лучшая иллюстрация — знаменитая сцена с машиной в «Человеке-пауке 2»). История же Гарфилда — в первую очередь драма: вчерашний ботан вдруг становится носителем силы, которая способна изменить мир. Но ему для этого нужно начать с перемен в себе.

В таком кино крайне важны роли второго плана, в то время как в традиционных блокбастерах в центре внимания обычно протагонист и его команда, объекты их любовного интереса и злодей. Все остальные выполняют роль подтанцовки, своего рода человеческого реквизита для основных участников действа. В «Новом Человеке-пауке» даже Гвен Стейси оказывается куда менее важным персонажем, чем, например, тётя Мэй — обычно «вторая мама» Питера Паркера выступает в роли морального компаса (окей, в «Нет пути домой» это слегка изменили). Здесь её играет совершенно выдающаяся актриса Салли Филд, которая, не будь фильм супергероикой, вполне могла бы претендовать на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Но она важна и для сюжета: женщина не просто объект защиты Питера Паркера или источник забавных нравоучений. Её линия — возможно, вторая по важности в фильме после центральной, ведь она — последняя ниточка, что связывает племянника с семьёй.

Как семейная драма «Новый Человек-паук», конечно, не дотягивает до условных фильмов Ингмара Бергмана, но это очень интересное прочтение истории. Но также хочется добавить ещё один, возможно, самый неожиданный ракурс этому фильму: в нём есть что-то от… боди-хоррора. Джон Уоттс вполне оправданно пропустил историю возникновения суперсил у Питера Паркера. Сэм Рэйми её обозначил буквально пунктиром: кусь — и понеслась. В фильме Марка Уэбба же это важнейшая часть сюжета: обретение героем паучьих способностей приводит его в ужас, а потом, когда необратимое происходит, Паркер ещё долго учится регулировать новые возможности своего тела. Можно даже сравнить это с подростковым созреванием: для слегка инфантильного героя оно будто наступает в первый раз, и весь фильм в целом — про взросление и обретение себя и цели в жизни.

И в этом контексте будет также уместно поговорить о, возможно, самом недооценённом кинозлодее в истории Marvel — докторе Курте Коннорсе, он же Ящер. По крайней мере, можно смело назвать его одним из наиболее человечных (хотя казалось бы) главгадов: его трагедия как раз в стремительной потере этой самой человечности, которую Уэбб передаёт, опять-таки, средствами боди-хоррора. Учёный, получив дозу экспериментального препарата, постепенно превращается в чудовище, в том числе и буквально: его телесные трансформации в огромного ящера, если забыть про семейный рейтинг, выглядят достаточно впечатляюще, чтобы превратиться в лобовую, но эффектную метафору. Всё это, на мой взгляд, делает «Нового Человека-паука» самым «взрослым» из фильмов про Питера Паркера. Кстати, и завершается что первый, что второй фильм довольно печально — концовка «Высокого напряжения» и вовсе, думаю, стала причиной, почему Sony не стали делать третий фильм.

А теперь — интересное предложение к боссам киностудий, в первую очередь, всё тех же Sony (конечно, они меня не услышат, но давайте помечтаем). Вот вам идея для потенциального триквела. 23 марта вышел «Морбиус», настолько смешное и беспомощное кино, что вы махом загубили весь потенциал. Почти! Возьмите несчастного Джареда Лето и сделайте его противником Питера Паркера! Во-первых, по интонации он подходит идеально: его история — это тоже потеря человечности. Во-вторых, вы не можете использовать персонажа Мэри Джейн Уотсон без пересечений с MCU, а Гвен Стейси не может принять участие по объективным причинам. Но у вас всё ещё есть Фелиция Харди, которая заявила о себе во втором «Новом Человеке-пауке», а фанаты мультсериала 1990-х о Человеке-пауке отлично помнят один из самых мощных сюжетов — противостояние Майкла Морбиуса и Питера Паркера в борьбе за Фелицию Харди. Это мог бы быть ещё и очень актуальный твист: два мужика делят между собой женщину, а та и сама не лыком шита, автономна и чуть не напоролась на собственный фильм.

Логичное завершение истории повзрослевшего Паркера-Гарфилда, реабилитация «Морбиуса» и тропка к фильму про Чёрную кошку: кажется, план на миллион, разве нет? Ах да, права, лицензии, договорённости с Marvel Studios, точно, я забыл. Но ладно, в конце концов, все мы мечтатели. А «Новый Человек-паук» — сильно недооценённый шедевр комиксов Marvel, величие которого нам, наконец-то, дан шанс осмыслить и воздать ему должное.
