Дьявольский «Агнец» — исландский хоррор, который вас удивит

Иван Афанасьев

В прокат 28 октября, несмотря на все ограничения, выходит «Агнец» (Lamb) от знакового дистрибьютора А24 — обладатель приза «За оригинальность» в программе «Особый взгляд» 74-го Каннского кинофестиваля и один из самых необычных фильмов года. Он рассказывает об паре фермеров, живущих среди величественных пейзажей исландской природы, которые удочерили ну очень необычного ребёнка. В главной роли — Нуми Рапас, она же Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона». Кинокритик Иван Афанасьев накрутил себе рога и рассказывает (с некоторыми спойлерами!) о том, зачем смотреть этот странный, очень нежный и одновременно жуткий фильм.

Начать хотелось бы с трёх ремарок. Первая: об этом фильме сложно говорить, не сообщив об одной важной сюжетной детали, которая, правда, становится известна в первой трети фильма. И тем не менее: если вы боитесь спойлеров так же, как я тех, кто боится спойлеров, то лучше не читайте весь текст, а сразу переходите к последнему абзацу с вердиктом. Вторая: в процессе просмотра фильма я осознал, что исполнитель одной из главных ролей, исландский актёр Хильмир Снайр Гвюднасон, как две капли воды похож на автора этого текста, то есть на меня. Это значит, что к фильму у меня сформировалось особое отношение, и я могу быть слегка не объективен (но кино прекрасное, уж поверьте). И третья: «Агнец» ничто иное, как крайне, максимально вольная экранизация* приснопамятного украинского шутера «Вивисектор: Враг внутри». Если после этого вы не хотите его посмотреть, то я уж не знаю. Дальше зловещая долина смертных спойлеров, stay safe!

Итак, Исландия, где-то в районе Рейкьявика, наши дни. Мария и Ингвар немногословная супружеская пара, живущая среди величественных пейзажей. Там горы, рядом речка, чуть поодаль – одинокая дорога, в округе никого. В доме собака и кошка. Целый день женщина и мужчина проводят в заботах о своих овцах: проставляют клейма, обстригают шерсть, кормят и поят. Детей у них нет единственный ребёнок погиб много лет назад. Так бы они и жили в своём скудном, но тихом и мирном быту, как вдруг однажды в хлеву они находят особенного малыша существо с телом маленькой девочки, но головой и копытцем ягнёнка. Вняв чудесам, они решают, что высшие силы ниспослали им нового ребёнка и решают воспитать приёмную «дочку» по человеческим законам. Их, правда, приревновала к дитю законная мама сердобольная овечка, что будет жалобно блеять у них под окнами по ночам. Герои ещё не знают, кто истинный папа их чудесной дочурки…

Кадр: «Агнец» / А24

Походя сразу на несколько культовых хорроров от студии А24, ставшей настоящей Меккой авторского кино (см. их же «Ведьму», «Солнцестояние», «Маяк» и свежую «Легенду о Зелёном рыцаре»), «Агнец» в то же время имеет собственное, кхм, лицо. С одной стороны, это, конечно же, мрачная сказка о безусловной родительской любви: приютив у себя волшебного ребёнка, Мария и Ингвар обрели истинное счастье, их жизнь наконец-то стала полноценной, наполненной эмоциями и заботой. В то же время любому очевидно, что чувствует мамаша-овечка. Или не очевидно? Ну, тогда кино тем более для вас. Удивительно, как этот гипнотический фильм, при такой простоте, умудряется сочетать в себе сразу столько всего. Тут вам и тема приёмных детей, и евангельские мотивы (агнец появляется под хоральное пение по радио), и национальный колорит, и мифология. Если вы не знаете о том, какое место занимают бараны и овцы в жизни исландцев, то вы не знаете о них (и исландцах, и баранах) ничего. Конечно, есть здесь и тема взаимоотношения людей и природы — во имя «высшего блага» человек переделывает под себя всё, с чем соприкасается. Экологический подтекст? Да, тоже есть.

И в то же время история остаётся простой до, простите, чёртиков рогатых. Есть семья, которая приютила, по сути своей, дьявольское отродье. Во второй половине к ним приезжает брат Ингвара, бывший рокер-неудачник, который, увидев дитё с башкой ягнёнка, сразу понимает, что дело тут нечисто, но одержимые своим счастьем хозяева не в состоянии это осознать. Собственно, весь «Агнец» это такой живописный, тревожный, очень неторопливый и тягучий слоубёрнер, который традиционно долго разгорается, чтобы ближе к концу зритель беспокойно чесал макушку и ёрзал по креслу.

Кадр: «Агнец» / А24

На самом деле, финал после определённых событий даже нетрудно предсказать — но это не так важно. Мистическая, притчевого склада история, балансирующая между грустной сказкой и фольклорным хоррором, цепляет сама по себе, ведь не проникнуться чувствами пары несложно. Ровно как и ужаснуться тому, с какой лёгкостью они принимают в свою семью маленькое чудовище чтобы в дальнейшем столкнуться с большим. И оно не обязательно будет с крыльями, клыками и полыхать огнём. Иногда самый страшный монстр — это человек, который бесконечно уверен в своей правоте.

«Агнец» покоряет интонацией, своей импрессионистской картиной холодного мира, в котором чудеса порой носят зловещий характер, а заодно приземлённостью и размеренностью. В нём волшебство перемешано с бытовухой, а глубокий символизм сочетается с лобовыми и эффектными выразительными средствами, что позволяет зрителю, простите, не бодаться с «авторским видением» в поисках здравого смысла. Это, конечно, не кино, которое попадёт во всевозможные топы-250, но очень серьёзная заявка для молодого (в плане мастерства, а не возраста) режиссёра Вальдимара Йоханнссона. Который вполне может превратиться в нашего нового любимого режиссёра, а «Агнец» в очаг возникновения, очевидно, крайне интересного исландского хоррора.

*Про «Вивисектор» была шутка. Или не совсем. Или совсем не. Или…

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Понятно