24 октября на Netflix состоялась зрительская премьера фильма «Дом из динамита» (A House of Dynamite) — первой за восемь лет полнометражной работы Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», «На гребне волны»). Остросоциальную драму показывали в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, но наград она не получила, хоть и затронула важную на сегодняшний день тему. Рассказываем, что получилось и стоит ли смотреть картину.
Обычным утром, когда ничего не подозревающие люди буднично собирались на работу, со стороны Тихого океана в сторону США неизвестно кем была запущена ракета с ядерной боеголовкой. Спутники то ли из-за сбоя, то ли из-за кибератаки не смогли засечь откуда именно совершался пуск. Поначалу казалось, что какая-нибудь страна устроила очередные испытания, не представляющие реальной угрозы. Однако вскоре стало ясно, что снаряд целенаправленно летит на американский континент и с большой вероятностью уничтожит Чикаго. На плечи правительства, чиновников и солдат легла нелёгкая задача: попытаться сбить опасный объект, но, что важнее, решить, как реагировать на произошедшее.
Кэтрин Бигелоу всегда неровно дышала к политическому кино. Достаточно посмотреть неправдоподобный, но по-своему героический фильм-катастрофу «К-19» или скандальный триллер «Цель номер один», чтобы убедиться в интересах режиссёра. Однако венцом её карьеры принято считать пугающе реалистичный «Повелитель бури» о сапёрах в Ираке. Лента стала триумфатором «Оскара» и забрала главные награды у «Аватара», снятого бывшим мужем постановщицы Джеймсом Кэмероном. В 2017 году, после провала «Детройта» о расовых волнениях в Америке, Бигелоу взяла долгую паузу, а спустя восемь лет внезапно (как ракета в её фильме) вновь появилась на радаре и привезла свежий проект в Венецию.

«Дом из динамита» — продукт своего времени, появившийся на фоне ежедневных волнений и бесконечного думскроллинга новостей. Он снят в тревожной манере, которая присуща фильмам времён Холодной войны, когда мировые державы были в шаге от непоправимых действий. Структурой лента напоминает великий «Расёмон», ведь зрители трижды вынуждены наблюдать двадцатиминутный (без малого) полёт ракеты на Чикаго, но с разных точек зрения.
Проблема в том, что Бигелоу далеко не Акира Куросава. И если первая треть фильма держит зрителя в жесточайшем напряжении, доводя саспенс до предела, то оставшиеся две части уже не настолько увлекательны. Они лишь немного дополняют историю и смещают фокус на других персонажей, хотя ситуация остаётся неизменной, а новые грани не открываются. Благодаря киноманипуляциям роковые 20 минут разрослись практически до двух часов с целым рассадником персонажей-чиновников в исполнении голливудских актёров.




В касте много громких имён: Ребекка Фергюсон, Идрис Эльба, Джаред Харрис, Энтони Рамос, Грета Ли, Джейсон Кларк. Жаль, что в происходящем на экране сумбуре все они — герои второплановые (бенефис всё-таки у ракеты). Фрагменты их повседневной жизни, эмоциональные звонки семьям и планы на будущее блекнут на фоне всеобщей паники, вынужденной эвакуации и бюрократических переговоров с обилием аббревиатур и протоколов. Собственно, оно и понятно: любая жизнь вмиг становится ничтожно маленькой песчинкой, когда весь мир буквально смотрит в пучину. Перед лицом катастрофы все равны (хотя кое-кто, конечно, равнее).
Кэтрин Бигелоу и автор сценария Ноа Оппенхайм не нацелены искать врага в этой истории, хотя вероятные варианты проговариваются. Создателей больше всего интересует процесс реагирования на чрезвычайную ситуацию. И тут работавший в новостной службе NBC Оппенхайм дотошен к деталям. Вероятно, даже слишком. В скрупулёзной проработке непрекращающихся политических созвонов становится ясно, что как бы все не кричали о готовности к любой угрозе, к подобной ситуации никогда нельзя быть подготовленным по-настоящему.



«Дом из динамита» трудно оценивать трезво. Неизвестно, насколько интересен был бы фильм, если бы вышел в другое время, и как он будет смотреться через 10-15 лет. Сейчас проекту несомненно добавляет очков актуальная повестка, которая ежедневно мелькает в СМИ. К тому же, в ленте есть несколько важных мыслей, которые проговариваются в лоб. Людям всё-таки важно отрефлексировать худший исход событий, пусть и столь неутешительный. Иногда знать, что человек не одинок в своих переживаниях, жизненно необходимо, чтобы продолжить верить в светлое завтра.
Как замечает персонаж Идриса Эльбы, человечество действительно играет спичками в доме из динамита. Но правда в том, что вряд ли те, кому стоило бы посмотреть ленту, с ней когда-нибудь ознакомятся и услышат тревожный крик автора. Оттого печальнее осознавать, что если кто-то действительно подожжёт фитиль, обычные люди даже узнать о случившемся не успеют, не то что спастись (в фильме никто даже не предупредил жителей Чикаго о надвигающейся угрозе). Обескураживающая открытая концовка намекает: неважно, кто и по какой причине начнёт. Ровно как и неважно, какой и кому последует ответ. Мир в любом случае разделится на «до» и «после», и исправить ситуацию будет практически невозможно.

