«Рик и Морти» наконец вернулись на экраны, и внезапно — с сиквелом шестой серии четвёртого сезона про поезд историй (а Рик говорил, что не делает сиквелы!). Как и тогда, мы получили мощную дозу меты и зачетверостенья, снова встретили Повелителя историй и чуть не запутались в безумном темпе повествования. Пора рекапить, как в старые добрые (месяц назад).
Для начала восстановим историю, которую создал Пьер Ресказ и которой никогда не было: Рик и Морти находят Джека Потрошителя, Саммер исполняется 18 и она беременеет, идёт дождь из фрикаделек, Джерри умирает от укусов ос (на церемонии, кстати, сидит подруга Саммер Триша, которой нравилось, как Джерри разводил пчёл), Рик и Морти раскрывают какое-то убийство для Тони Хоука, Рик и Морти женятся (на свадьбе можно заметить родителей Джерри и их родителя номер три), Бет приговаривают к казни по обвинению в убийстве Джерри. Параллельно Рик догадывается, что с ними происходит, проверяет теорию и находит выход через заставку. Хитро, кстати, авторы сериала придумали способ включить в сюжет все сцены из заставки, не включая по сути ни одну из них.
Герои возвращаются в свою реальность, один из них — слегка подбитый. Морти ранее слышал шутейки Рика про разные сезоны и т.д., но вряд ли догадывался, что они действительно в сериале, судя по его реакции на путешествие через заставку. Теперь он достиг нового уровня просвещения и всё понимает, хотя Рик списал «откровение» на токсины Пьера Ресказа (или Предыдущего Леона) и, возможно, Морти вскоре всё забудет. Надо будет проследить.
Рик и Пьер тем временем обозначают главный конфликт серии: мета-сюжеты — ок или не ок? Первый считает их «бесполезным самосознанием», второй — крутыми и весёлыми. Правда, конечно же, где-то посередине, но мы забегаем вперёд. Преисполненный ненавистью Рик хочет избавиться от Пьера, потому что не любит мету и считает игры с реальностью опасными. Для этого нужно надеть специальные очки и отправиться в мета-слой.
В очках Морти видит разные сценарные и киношные приёмы: бог из машины, ружьё Чехова, излишнюю жестокость, предзнаменование, усилитель экшена и тикающие часы (буквально). Любопытно, что всех этих штук нет в гараже Рика несколькими секундами ранее. Видимо, они скрытно существуют всегда, но проявляются, только когда нужны. Значит, мета-слой работает как какое-то подызмерение вымышленной реальности, в котором содержатся все необходимые сценарные инструменты. И это мы ещё за четвёртую стену не ушли!
Сначала надо до конца разобраться с мотивацией Рика. Пьер втянул его в фул-мета повествование, а он такое не любит. Почему? Рик упоминает сериал «Детективное агентство „Лунный свет“» — древнее американское шоу, которое одним из первых стало баловаться с метой и задало моду на пролом четвёртой стены. Только вот есть нюанс: делали они изначально это не по фану, а чтобы заполнить часовой хронометраж. Потом же просто продолжили, потому что зрителям внезапно понравилась эта затея со сложными приколами. Видимо, Рик понимает, что мета-завязки для серий — это просто трата времени и ленивое заполнение хронометража. Поэтому ему больше нравится отпускать короткие шутейки.
Вторая проблема Рика с мета-юмором: размытие реальности. Если герои слишком много времени проведут на мета-уровне, они начнут терять «кредибилити», т.е. правдоподобность. Загвоздка в том, что если персонажи знают, что они персонажи сериала, за ними становится не интересно наблюдать. Для героев жизнь тогда теряет смысл, ведь ими управляет сценарист, без ценности жизни все ставки становятся пустышками, а без них зрителям становится скучно, а без зрителей… Рик сравнивает это с камео в «Космическом Джеме», которое по сути лишь напоминало, что мультсериал принадлежит компании Warner Bros. и не несло никакого другого смысла, и из-за этого слегка обесценило «Рика и Морти».
Дед с внуком отправляются на поиски Пьера. Морти предполагает, что тот мог пойти по дороге испытаний, но Рик говорит, что тогда комар стал бы героем. Это не просто отсылка к модели пути героя Джозефа Кэмпбелла, но и намёк на то, что на самом деле происходит в этой серии. Эпизод про поезд историй строился на круге Хармона — авторской эволюции пути героя, которую придумал один из создателей «Рика и Морти». И тогда хитрость заключалась в том, что сценаристы напихали в серию кучу этих кругов — и для одних героев, и для других, и для зрителей. Теперь же они сделали то же самое, только для пути героя, с которого всё началось.
Для справки: путь героя или мономиф — это модель повествования, по которой главный персонаж проходит 17 определённых этапов путешествия. Кэмпбелл предложил её в книге «Тысячеликий герой», к которой отсылается дизайн его дома ближе к концу серии. Вот эти 17 этапов: зов приключений; отказ от зова, сверхъестественная помощь, пересечение порога, в чреве кита, дорога испытаний, встреча с богиней, искушение, примирение с отцом, смерть, достижение цели, отказ от возвращения, волшебный полёт, чудесное спасение, пересечение порога обратно, мастер двух миров, свобода жить.
Мы не будем углубляться в разбор пути героя на составляющие, но назвать их решили, потому что на протяжении серии к нему кучу раз отсылаются — как, например, Рик в конце эпизода, когда говорит, что он — «мастер двух миров». Так-то в целом понятно, что по пути героя в эпизоде идут чуть ли не все: и Пьер, и Повелитель историй, и Джан (сценарист), и Морти, и Рик. Все они — главные герои своих историй, но за этим предлагаем вам проследить самим.
Пьер тем временем вызывает главного злодея серии — Повелителя историй из эпизода про поезд. Тогда игрушечные Рик и Морти заперли его в библейском детском шоу со стереотипным Иисусом из шуток про верующих. Только вот Повелитель переманил Христа на свою сторону, с его помощью выбрался на мета-уровень и осел там. В серии с поездом он хотел пробить пятую стену — скорее всего, чтобы вылезти в «реальность» и встретиться с создателем. Его мечта так и осталась мечтой, но он знал, что если кто-то и может забираться в мета-уровень и выбираться из него, то это Рик, так что надо ставить ловушку. Только вот у Повелителя было достаточно времени, чтобы осознать свой изъян: да, он хочет встретиться с создателем, но зачем? У него есть цель, но нет мотивации — здесь сценаристы как-то признают свою ошибку, что не доработали персонажа. И её поиски становятся его главной мотивацией, как бы плохо это не звучало.
Пока сын божий избивает Рика, Морти отсылается к «Южному парку» в котором Иисус — тот ещё боец и сражался на ринге, например, с Сатаной. Дед говорит, что это хорошая мета-шутка, потому что слегка упрекает авторов сериала в повторении чужих идей (почему повторение само по себе не плохо, он объяснял в эпизоде про чан с кислотой). Повелитель историй сбегает в «реальность», а Пьер после новостей о том, что был лишь приманкой, решает помочь Рику и Морти, вырубает Иисуса своим мета-ядом и отправляет того в банальную историю про усталость от бессмертия. Дед объясняет, что Пьер продлевает жизнь жертвы в мозгу жертвы, маскируя это под «в предыдущих сериях», пока сам питается энергией уже совершённой истории — по сути просто пьёт кровь, пока яд разъедает мозг.
Подвиг Пьера изменил немногое: Рик снова напал на него со словами, что его жизнь не важна, потому что он — мета-персонаж, а потом говорит, казалось бы, Морти, что его жизнь важна. Но по взгляду он обращается к зрителям — и тут дед попал в точку: на мета-уровне важны лишь зрители, потому что без них не будет сериала. Поэтому Рик хочет вернуться — чтобы не увязнуть в мете, не стать скучным и не потерять аудиторию.
Повелитель историй находит создателя, который визуально сильно напоминает Джастина Ройланда (сам Повелитель, если что, выглядит как Дэн Хармон). Джан рассказывает, что Поезд историй появился, когда Рики в Цитадели захотели сделать свои «Кентерберийские рассказы» — сборник коротких историй. Но они не знали, что в книге сами рассказы не связаны, а в игрушке истории должны были быть связаны Риком. Поэтому те решили, что им нужно что-то вроде 35 серии первого сезона мультсериала «Бэтмен», где злодеи играют в покер и травят байки про общего врага. Но им всё равно не понравилось, поэтому проект забросили (видимо, выпустив лишь одну партию). Заодно Джан даёт Поветителю мотивацию — поиск мотивации, хотя скорее он констатирует факт, что вся его мотивация в этом и заключается.
Рик и Морти приходят в крепость Самоотсыльной Шестёрки — компании супергероев, чьи способности основаны на сценарных и не только приёмах: обманки, флешбеки, сюжетные ляпы, выбор протагониста, сюжетный поворот. В ходе битвы на короткое время главным героем сериала стал охранник Марвин, и Рик был даже готов с этим смириться, потому что ему не нравится находиться на мета-уровне. А что происходит с персонажами, пока мы не видим их на экране? Что было с Риком и Морти, пока мы следили за Марвином? Они сражались «без камер» или просто перестали существовать? Видимо, этого мы никогда не узнаем…
Мистер Твист говорит, что шестой член команды — Морти, а Рик успокаивает внука, потому что Твист, по словам ученого, говорит так всем. Получается, Рик не понаслышке знаком с этой командой и, возможно, даже с ними работал, как с Виндикаторами. Он же знает, что в сериале. Он даже умеет пользоваться сценарными законами, как с тестом Бекдел в серии с поездом историй. Возможно, когда-то шестым членом был сам Рик (но на деле это Концовщик из сцены после титров) и звали его… Сценарик?
Герои спаслись с помощью гранат с резким переходом и добрались до цели — Бретт Кана (от слова retcon) или Пьера Иначивателя. Его способность — менять настоящее, трансформируя события в прошлом. Проще говоря, он может придумать что угодно и вписать это в сюжет «задним числом». Рик как раз надеется, что Ретт Кан (заметили, как он изменил своё имя?) сможет сделать так, что герои никогда не забирались на мета-уровень. И для безопасности учёный притащил с собой того самого робота для масла, жизнь которого — всё ещё мучительная бесцельная мука. Но Самоотсыльная Шестёрка врывается в тюрьму, Рик освобождает Пьера Иначивателя, и тот начинает переиначивать всё вокруг. В том числе он зачем-то превратил крепость в гигантский апельсин — видимо тут шутка как раз в абсурдности этой идеи.
Рик и Морти уже слишком долго копались в мете, поэтому начали терять правдоподобность, о чём мы говорили ранее. Их поглотил холод, Рик даже пытался помочь внуку и отдал свой плащ — если вам не хватило какой-то эмоциональности в этой серии, то следите за мелкими деталями. Но героев спасает от самый Джозеф Кэмпбелл, потому что они как раз шли по его пути героя, на котором смерть — лишь возможность для трансформации. Он становится их «стариком с супом» — это тоже сюжетный приём, когда герои встречают кого-то дружелюбного, кто даёт им шанс передохнуть, набраться сил и обдумать дальнейшие действия.
Кэмпбелл говорит Рику, что все персонажи — мета-персонажи. Видимо, он подразумевает, что все зрители уже давно воспринимают героев на мета-уровне, потому что слишком хорошо знакомы с концепцией контента и тем, как он делается. Он предлагает Рику перестать убегать от меты и принять свою истинную природу. А для Морти он раскрыл главную тайну деда: изменения — криптонит Рика, тот не может измениться и стать лучше. Фишка в том, что мы смотрели за этим весь сезон! Наш Рик уже давно изменилися, стал добрее и мягче, то есть он — это Рик без криптонита, что наверняка сыграет в будущем.
Пьер берёт дело в свои руки и делает для Рика «в предыдущих сериях», в которых тот изобрёл/изобретает/изобретёт способ выйти с мета-уровня. Только есть нюанс: Кэмпбелл просит героев не открывать двери ночью. Фишка в том, что он был алкоголиком, серьёзным таким, и явно терял контроль над собой — поэтому Рик делает вывод, что он не алкоголик, ведь подобной дичи не вытворял. Также он заподозрил, что Кэмбелл виноват в беременности Морти и начал мстить за растление внука, как королю Желатину из пятой серии первого сезона. Только вот выясняется, что это всё не правда, а выходки Пьера Ресказа. Героям всё же удаётся выбраться в «реальность».
Правда, напоследок Кэмпбелл просит Рика почаще делать классические приключения в стиле первого сезона — так фанаты критиковали сериал после третьего сезона, когда он слегка изменился. Но авторы исправились в пятом сезоне, где по сути были классические приключения, но они совсем не понравились зрителям. Поэтому Рик так агрится, потому что замечание понятно, а вот чего на самом деле хотят зрители — нет.
Потом начинается финал серии с битвой Рика против Повелителя историй. В целом там всё довольно прямолинейно и даже скучновато, но есть нюанс: кажется, это умышленно. Во-первых, история развивается в двух мирах — радостном и безрадостном, как говорит Морти, а всё веселье происходило в мета-уровне. Путь героя Кэмпбелла как раз посвящён путешествию из привычного мира в другой — и в этой серии нам доказывают, что мета-уровень может быть веселее обычной «реальности», просто редко и ненадолго.
Во-вторых, так авторы хотят показать, что Повелитель историй — скучный персонаж, а мотивация — это плохая мотивация. Интересно лишь, что он понял, как использовать свою силу: его переполняет мотивация, так что ему достаточно лишь направить свои желания и он получит всё, что хочет. Ещё есть вопрос: как чувак, который не мог придумать норм сценарий и игрушку, внезапно соорудил машину по выкачиванию мотивации из всей вселенной? Ну да ладно.
Сильно углубляться не будем: там драка, победа, убийство, возвращение домой, ничего сложного. Отдельно остановимся на сценаристе. Джан неправильно понял совет Кэмпбелла: тот устами Морти утверждал, что писатель хочет успеха для своего творения, потому что тогда это доказательство его креативности. Но креативность сравнима с психическим заболеванием, так что ей нечего козырять. Лучше всего тем, у кого её нет. А если продолжать творить, то ты будешь пытать своих персонажей в попытках выдавить из них доказательство своего гения, то есть будешь злодеем. Герой же их просто отпустит. А Джан понял это как «писать не надо, если нечего писать», и начал раскручивать эту фразу в очередной мета-фильм а-ля Чарли Кауфман.
Напоследок хочется отметить две штуки. Сначала: отношения Повелителя историй и Джана слегка напрягают. Если учитывать, что первый — Дэн Хармон, а второй — Джастин Ройланд (мы не просто так коряво перевели имя Джан, чтобы подчеркнуть схожесть с именем реального прототипа), то напрягает уже не слегка. Очень надеемся, что Хармон не запрягает Ройланда пахать на машине мотивации, у них не разлад, а плодотворное сотрудничество, и никто не будет никого убивать плюшевым Риком.
Теперь немного похвалим авторов серии за то, что они не посвятили её нападкам на критиков меты, а скорее рассказали о трудностях своей работы и даже слегка покритиковали себя. Обычно их мета-шутки — это хитроумные подколы для своих, а тут они решили открыть внутреннюю кухню и рассказать о своих проблемах и переживаниях. Да, он написали сценарий о том, как писатель пишет, но сделали это не слишком заковыристо и заодно чем-то поделились со зрителем. И, кажется, это отличный подход к мета-штукам: не путать и накручивать, а пользоваться возможностью выйти на контакт.